Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налогообложение, основные его элементы и их характеристика.
НК РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Функция налога — это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Фискальная (распределительная) функция налогов. Посредством этой функции реализуется основное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций. В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству. Регулирующая функция налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д. Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством: • использования прогрессивной шкалы налогообложения; • применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья); • введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия); • введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды и т. п. Полная реализация всех функций налогообложения обеспечивает эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики государства. Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные формы классификации налогов: 1) по способу взимания налогов; 2) по органу, который устанавливает налоги; 3) по целевой направленности введения налога; 4) по субъекту-налогоплательщику; 5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж; 6) по порядку ведения бухучета. /. По способу взимания налоги классифицируются следующим образом: а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика; б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги); в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т. п.). 2. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления): а) федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней; б) региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта; в) местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу). 3. По целевой направленности введения налогов: а) общие налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС); б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, ЕСН). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд. 4. По субъекту-налогоплательщику: а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц); б) налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций); в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог). 5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж: а) закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины); б) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций). Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются: 1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций. 2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями. 3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе. 4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Состав: 1)общегостударсвенные налоги 2)местные налоги субъектов РФ 3)республиканские общеобязательные 4)республиканские местные Федеральные налоги
Налоги субъектов Федерации Местные налоги · Налог на имущество организаций Земельный налог · Транспортный налог Налог на рекламу · Другие региональные налоги Налог на рекламу имущественных лиц
|