Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налогообложение, основные его элементы и их характеристика.






НК РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог как «обязательный, ин­дивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативно­го управления денежных средств, в целях финансового обеспе­чения деятельности государства и (или) муниципальных обра­зований».

Функция налога — это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное на­значение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Фискальная (распределительная) функция налогов. Посред­ством этой функции реализуется основное общественное назна­чение налогов — формирование финансовых ресурсов государ­ства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций. В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обес­печивающие движение потока финансовых ресурсов от эконо­мических агентов к государству.

Регулирующая функция налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные зада­чи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические про­цессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, от­срочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кре­дита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д.

Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством: • использования прогрессивной шкалы налогообложения; • применения налоговых скидок (например, с доходов граж­дан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья); • введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия); • введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды и т. п.

Полная реализация всех функций налогообложения обеспе­чивает эффективность финансово-бюджетных отношений и на­логовой политики государства.

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные фор­мы классификации налогов: 1) по способу взимания налогов; 2) по органу, который устанавливает налоги; 3) по целевой на­правленности введения налога; 4) по субъекту-налогоплатель­щику; 5) по уровню бюджета, в который зачисляется налого­вый платеж; 6) по порядку ведения бухучета.

/. По способу взимания налоги классифицируются следующим образом:

а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с до­ходов или имущества налогоплательщика; б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги); в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т. п.).

2. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уров­ню управления):

а) федеральные налоги, элементы которых определяются фе­деральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут за­числяться в бюджеты различных уровней; б) региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта; в) местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нор­мативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюдже­тов (земельный налог, налог на рекламу).

3. По целевой направленности введения налогов: а) общие налоги, предназначенные для формирования дохо­дов государственного бюджета в целом (например, НДС); б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вво­дятся для финансирования конкретного направления государ­ственных расходов (например, ЕСН). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. По субъекту-налогоплательщику: а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц); б) налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж: а) закрепленные налоги, которые непосредственно и цели­ком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины); б) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодатель­ством (например, налог на прибыль организаций).

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются: 1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций. 2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями. 3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе. 4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Состав: 1)общегостударсвенные налоги 2)местные налоги субъектов РФ 3)республиканские общеобязательные 4)республиканские местные

Федеральные налоги

· НДС · Налог на прибыль организаций · Налог на доходы физических лиц · Единый социальный налог · Таможенная пошлина · Государственная пошлина · Налог на добычу полезных ископаемых · Сбор за выдачу лицензии и право на производство и оборот алкогольной продукции · Другие федеральные налоги

Налоги субъектов Федерации Местные налоги

· Налог на имущество организаций Земельный налог

· Транспортный налог Налог на рекламу

· Другие региональные налоги Налог на рекламу имущественных лиц



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал