Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовая отчетность предприятия, ее виды и характеристика.
Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы. Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)[2] годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; д) пояснительной записки. Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданного темпа роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности. Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку. Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (форма № 4), а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях капитала (форма № 3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, Федеральным законом № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете», состоит из: - бухгалтерского баланса, - отчета о финансовых результатах, - и приложений к ним. В части аудиторского заключения следует отметить, что хотя оно формально теперь и не входит в состав отчетности, тем не менее в случае если отчетность организации подлежит обязательному аудиту, ее аудиторское заключение также подлежит обязательному опубликованию вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью данной организации. В отношении же пояснительной записки конкретных указаний в Законе № 402-ФЗ не содержится. По существу, ее роль может быть отведена приложениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (для коммерческих организаций и соответствующих форм отчетности для некоммерческих организаций). Фактически не изменился и порядок определения состава промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, состав которой, как и ранее, будет устанавливаться Минфином России. С 2013 г. отчетность будет считаться составленной с момента подписания ее на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). В отличие от Закона 129-ФЗ п. 5 ст. 13, подпись главного бухгалтера на отчетности не потребуется. На основании п. 11 Ст. 13 Закона 402-ФЗ запрещено устанавливать режим коммерческой тайны в отношении бухгалтерской финансовой отчетности. Законом 402-ФЗ п. 4 ст. 18 предусмотрена организация информационного ресурса правила пользования которым (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности. Новым законом 402-ФЗ не регламентированы способы предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователям. В законе 129-ФЗ способы представления бухгалтерской отчетности перечислены в п. 5 ст. 15. Новым законом 402-ФЗ не регламентируется порядок утверждения и опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности. На основании п. 9 ст. 13 нового закона этот порядок должен быть утвержден другими федеральными законами. В новом законе 402-ФЗ введены новые положения, посвященные порядку составления бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица ст. 16 и ст.17. Финансовая отчетность — система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Пользователь финансовой отчетности — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. Актив баланса — средства организации, которые должны работать и приносить прибыль. Пассив баланса — источники образования и размещения средств организации. Внеоборотные активы — средства, приобретенные с целью длительного использования в процессе хозяйственной деятельности организации. Оборотные активы — средства, которые в течение отчетного периода должны быть использованы, реализованы с целью обращения их в наличные деньги. Доходы — увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Расходы — уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Финансовая отчетность в системе управления представляет интерес для различных групп пользователей, как внутренних, так и внешних. Внутренние непосредственно занимаются бизнесом в данной организации: это руководство предприятия и различные должностные лица (менеджеры, экономисты и др.), которые несут ответственность за ведение дел и за результаты деятельности организации. Результаты работы организации зависят от правильности и своевременности принятия управленческих решений, а многие из этих решений в значительной степени основываются на учетной информации и ее анализе. Внешние пользователи объединяют две группы:
Первую группу составляют собственники (акционеры) данной организации, кредиторы, инвесторы, государственные налоговые учреждения, служащие (работники), другие организации, являющиеся настоящими или потенциальными партнерами данной организации. Акционеры изучают информацию о прибыльности, об изменениях собственного капитала организации. Кредиторы используют отчетность для оценки платежеспособности организации, ее надежности как клиента и при определении условий выдачи кредитов. Инвесторы рассматривают отчетность с позиции выгодности и надежности вложения своих средств в данную организацию. Налоговые учреждения осуществляют контроль за данными о начисленных, уплаченных налогах. Потенциальные партнеры по бизнесу, а также уже имеющие деловые отношения с данной организацией компании оценивают ее финансовое положение, изучают отчетность с целью прогнозирования динамики цен, поиска новых возможностей сотрудничества. Вторая группа включает лиц, имеющих косвенный финансовый интерес, но защищающих интересы первой группы. Это различные аудиторские и консультационные фирмы, фондовые биржи, государственные органы, информационные агентства, представители прессы, профсоюзы и пр. Аудиторские фирмы дают заключение о достоверности представляемой организацией отчетности. Государственные органы изучают финансовые отчеты в целях контроля за динамикой цен и движением акций, осуществления экономического планирования, совершенствования методов учета и формирования отчетности. Информационные агентства и представители прессы извлекают информацию из данных отчетности для подготовки обзоров, оценки тенденций развития отдельных организаций, отраслей, сравнительного анализа результатов деятельности различных компаний и расчета обобщающих показателей финансово-хозяйственной деятельности. С позиции обеспечения управленческой деятельности финансовая отчетность должна удовлетворять следующим основным требованиям, отвечающим интересам пользователей и прежде всего инвесторов и кредиторов:
ПБУ 4/99 определены следующие требования к отчетности: достоверность, нейтральность, существенность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Требование достоверности означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Достоверной и полной считается отчетность, сформированная и составленная в соответствии с правилами, установленными национальными стандартами бухгалтерского учета. Требование нейтральности исключает одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей перед другими, а также влияние посредством отбора или формы представления на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий. Требование существенности определяет право организации включать в отчетность дополнительные показатели и пояснения, не предусмотренные типовыми формами бухгалтерской отчетности, для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации. Требование целостности означает необходимость включения в отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями. Требование последовательности закрепляет в практике формирования бухгалтерской отчетности необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому. В соответствии с требованием сопоставимости бухгалтерская отчетность должна содержать данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за предшествующий отчетный период. Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т. е. отчетный год совпадает с календарным. Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т. п.). Коммерческие организации представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую отчетность — не ранее 60, но не позднее 90 дней по окончании отчетного года. Отчетность предприятий классифицируется по различным признакам. По видам она делится на оперативную, статистическую и бухгалтерскую. Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления внутри предприятия. Она составляется по данным оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду и т. д. В ней содержатся сведения о выполнении плана поставок материалов, о производстве важнейших видов продукции, соблюдении договоров, финансовом положении предприятия и т. д. Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятия как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Так, с помощью статистической отчетности контролируется реализация плана по объему и качеству продукции, использование оборудования и рабочего времени, выполнение норм выработки, динамика производительности труда и т. д. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Ее составляют по данным бухгалтерского учета. Формирование отчетности организации является завершающим этапом учетных работ. В ходе его выполнения подготавливается информация, необходимая как внутренним, так и внешним пользователям. Следовательно, отчетность организации исходя из адресности ее пользователей подразделяется на внутрихозяйственную и внешнюю. Внутрихозяйственная отчетность выполняет управленческие и информационные функции внутри предприятия. Она используется для разработки и оценки текущих и перспективных планов развития предприятия и принятия на этой основе оперативных и стратегических управленческих решений. Внешняя отчетность предназначена для удовлетворения потребностей внешних пользователей исходя из разнообразия их интересов: инвесторов — сведениями о доходности и риске инвестиций, ценности и перспективности акций предприятия и его способности выплачивать дивиденды; кредиторов — о способности возвратить займы и выплачивать проценты; поставщиков — о платежеспособности предприятия; клиентов — о жизнеспособности предприятия; правительственные учреждения — об эффективности деятельности предприятия, налоговых поступлениях и др.; общественные организации — о тенденциях развития экономики предприятия и т. д. По периодичности составления отчетность предприятия подразделяется на промежуточную и годовую. Промежуточная (текущая) отчетность может быть посменной, ежедневной, недельной, декадной, месячной, квартальной и полугодовой. Она более краткая, содержит ограниченное количество форм и показателей, а сроки ее представления более сжатые. Анализ текущей отчетности позволяет определять и быстро исправлять недостатки в работе, предотвращать их появление в дальнейшем. Годовая отчетность характеризует хозяйственную деятельность и финансовые результаты предприятия за отчетный год. По степени обобщения отчетных данных отчетность предприятия подразделяется на первичную и сводную (консолидированную). Первичная отчетность характеризует хозяйственно-финансовую деятельность конкретного предприятия. Сводную (консолидированную) отчетность составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичной бухгалтерской отчетности подведомственных предприятий. Она содержит обобщенные показатели деятельности вышестоящей организации. Большинство показателей сводной отчетности определяется суммированием соответствующих показателей отчетных форм подведомственных предприятий. Отдельные показатели определяются расчетным путем. По объему представляемой информации отчетность может быть общей, характеризующей итог хозяйственной деятельности предприятия в целом, и специализированной, раскрывающей отдельные стороны этой деятельности (отчетность о материально-техническом снабжении, о выпуске и реализации продукции и др.). Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии, понятие, виды бюджетов и методика их разработки. Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени. Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности. Для автоматизации бюджетирования часто используется специализированное программное обеспечение. Задачи бюджетирования: · повышение эффективности работы организации при помощи целевой ориентации и координации всех событий на предприятии · выявление рисков и снижение их уровня · повышение гибкости и приспособляемости к изменениям. Главной целью бюджетирования является обеспечение производственно-коммерческого процесса, который необходим по объему и структуре необходимыми денежными ресурсами. Для достижения этой цели должны быть выполнены следующие задачи: · Установление объектов бюджетирования · Разработка системы бюджетов операционных и финансовых · Расчёт соответствующих показателей бюджетов · Вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия. · Расчёт величины внутреннего и внешнего финансирования и выявление резервов их дополнительного привлечения · Прогноз доходов, расходов и капитала организации. Состав системы бюджетирования · Структура бюджетов · Процедура формирования и согласования бюджетов · Процедура контроля и исполнения и анализ отклонений бюджета · Ответственность за процедуру формирования и исполнения
Бюджетирование – это финансовое планирование, охватывающее все стороны деятельности организации, позволяющее составлять все понесенные расходы и полученные доходы (результаты) в финансовых терминах на предстоящий период. Это и запланированные финансовые сметы, и прогнозируемые объемы привлеченных внешних ресурсов и т. п. Термин бюджет в управленческом учете западных стран приближен к отечественному термину смета или план. Бюджет как правило рассчитывается на предстоящий год и представляет собой финансовый документ созданный для выполнения предполагаемых действий, иначе бюджет – это прогноз будущих финансовых операций. Бюджет обычно показывает планируемую величину дохода, который должен быть достигнут и величину расхода в связи с получением дохода. Цели (задачи) бюджетирования исходят из целей деятельности организации. Любая организация начинает планирование своей деятельности с выбора целей, определяющих содержание деятельности и задачи, решение которых способствует достижению целей. В зависимости от характера и масштаба деятельности организаций возможно установление общих, главных, частных целей. Функции бюджета состоят в следующем: Планирование операций как в стратегических так и тактических, обеспечивает достижение цели деятельности организации. Планирование помогает контролировать производственную ситуацию, без плана управляющий как правило реагирует на обстановку, вместо того, чтобы ее контролировать. Координирование различных видов деятельности и подразделений организации. бюджет побуждает управляющих отдельными структурными подразделениями строить свою деятельность, принимая во внимание интересы организации в целом. В процессе разработки бюджета отдельные виды деятельности координируются таким образом, что все подразделения предприятия работают согласованно для достижения общих целей организации. очень важно, чтобы план и производство были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.к. продукции необходимо произвести столько, сколько запланировано объема продаж. Бюджеты включают конкретные показатели, объем продукции, которую необходимо произвести, сколько сырья закупить, какое оборудование, сколько рабочей силы, какие цены устанавливать, какой экономической политики придерживаться в будущем. Бюджет увязывает экономическую информацию в планах с имеющимися возможностями. Стимулирование руководителей всех рангов к достижению цели своих центров ответственности, а следовательно цели всей организации. каждый руководитель должен знать, что ожидают от его центра ответственности. Стимулирующая роль бюджета проявляется в активном участии менеджеров в разработке бюджетов своих подразделений. Контроль текущей дисциплины. В отсутствии бюджета при сравнении показателей текущего периода с предыдущим можно сделать ошибочные выводы, т.к. показатели прошлых периодов могут быть результатом низкопроизводительного труда. Такие данные не учитывают изменений в направлениях деятельности и планируемых программах на текущий год. Тщательно подготовленный бюджет является своего рода лучшим стандартом. С ним сравнивают фактически достигнутые результаты. Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителями, отклонения о бюджета определяется ежемесячно. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действие. Средство обучения менеджеров. Принимая участие в составлении бюджетов менеджеры имеют возможность детально изучить деятельность своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими. Разработка, анализ и контроль бюджетов являются важнейшей составной частью системы управленческого учета в организации. В бюджетах находят отражение оперативные планы деятельности, на основе выявления и анализа отклонений от бюджетных показателей определяются проблемные участки работы. С помощью бюджетирования руководство имеет возможность заранее найти оптимальное соотношение в распределении производственных и финансовых ресурсов между отдельными подразделениями, а также видами деятельности. Бюджеты охватывают все аспекты функционирования организации - снабжение, производство, реализацию продукции, управление финансовыми потоками и т.д. Деятельность различных центров ответственности объединяется в единое целое. В результате достигается оптимальное соотношение централизации и децентрализации управления. Подготовка бюджета начинается с подготовки ясного его названия и периода, для которого он составляется. Информация содержащаяся в бюджете должна быть точной, определенной и иметь значимость для ее получателя, на сколько это возможно. Бюджет разрабатывается как в целом для всей организации, так и для ее подразделений, что позволяет скоординировать действия всех подразделений. Бюджеты, разрабатываются управленческой бухгалтерией, совместно с руководителями центров ответственности, причем процесс разработки начинается снизу. Процесс составления бюджета в организации называется бюджетным циклом, который состоит из этапов: Планирование деятельности структурных подразделений и организации в целом; Определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности; Обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией; Корректировка планов с учетом предположенных поправок. Структура бюджета зависит от специализации и размеров организации, а также от квалификации и опыта лиц, разрабатывающих бюджет. Бюджет не имеет строгих форм, которые следует строго соблюдать. Бюджет должен ясно и доступно предоставлять информацию для пользователя. Он может быть подготовлен в любых единицах измерения. В зависимости от поставленных задач различают бюджеты: общие; частные; гибкие; статистические. Полные бюджетные системы включают не только практические, но и отчетные данные. Они используются в планировании, контроле, оценке результатов деятельности и совершенствовании процессов производства, калькулирования и оценки запасов. Отсюда можно сделать вывод о том, что бюджетирование как и классификация затрат отвечает разным целям управления. Инструментом процесса бюджетирования являются бюджеты (планы, сметы). Их можно разделить на четыре основные группы: ● основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс); ● операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет производства, бюджет прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат и др.); ● вспомогательные бюджеты (план капитальных вложений, кредитный план, бюджеты налогов); ● дополнительные (специальные) бюджеты (бюджет распределения прибыли, планы отдельных проектов и программ). Все эти виды бюджетов необходимы для составления прогноза финансового состояния предприятия и для проведения план-фактного анализа. Бюджетирование, как правило, начинается с разработки операционных бюджетов, среди которых обычно принято выделять следующее: 1. Бюджет продаж. 2. Производственный бюджет (производственная программа); 3. Бюджет запасов готовой продукции. 4. Бюджет прямых материальных затрат. 5. Бюджет прямых затрат труда. 6. Бюджет (смета) общепроизводственных расходов. 7. Бюджет (смета) управленческих расходов. 8. Бюджет (смета) коммерческих расходов. Бюджеты 1—6 разрабатываются на продукт (бизнес, цех, участок производства) и формируют в конечном итоге производственную себестоимость изготовленной продукции. Общие организационные расходы (7, 8) дополняют производственные затраты, формируют полную себестоимость объема продаж и представляют информационную базу для составления основных бюджетов: бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, расчетного баланса Специальные бюджеты: 1. Бюджет балансовой прибыли. 2. Бюджет чистой прибыли. 3. Бюджет научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. 4. Налоговый бюджет.
|