![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стратегический и операционный аспект управления организацией
Оперативные решения обычно занимают значительную часть энергии и внимания сотрудников компании. Их цель - увеличение эффективности использования ресурсов, иными словами, максимизация прибыли от текущих операций. Основными сферами принятия таких решений являются распределение ресурсов (построение бюджетов) по функциональным областям и номенклатуре производимой продукции, составление графиков выполнения операций, наблюдение и контроль за их исполнением. В качестве ключевых решений выступают вопросы ценообразования, маркетинговая стратегия, разработка производственных планов и поддержание необходимых уровней запасов, а также выделение средств на исследования и разработки, маркетинг и различные производственные операции. Стратегические решения главным образом связаны скорее с внешними, нежели с внутренними проблемами компании, в особенности с решением о номенклатуре производимой продукции и выбором сегментов рынка. Говоря обычным языком, это проблема избрания сферы деятельности фирмы и поиска новых направлений ее развития. К стратегическим проблемам можно отнести следующие вопросы: каковы цели и задачи компании? Должна ли фирма диверсифицировать свою деятельность, если да, то по каким направлениям и в какой степени? Как оптимизировать производственный процесс и упрочить положение компании на рынке? Сравнение оперативного и стратегического управления
При не стратегическом управлении планы строятся, во-первых, исходя из предположения, что окружение не меняется или, если меняется, то слабо, во-вторых, планирование начинается с анализа внутренних возможностей компании. Стратегическое управление вырабатывает не детальное описание внутреннего состояния компании и ее положения во внешней среде, а совокупность пожеланий к тому, в каком состоянии должна находиться компания в будущем (позиция на рынке, организационная культура и т.д.).
2.4.2. Понятия: стратегия, стратегический менеджмент, стратегическое планирование Стратегия – это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Процесс разработки стратегии включает: определение корпоративной миссии, конкретизация видения корпорации и постановку целей, формулировку и реализацию стратегии, направленной на достижение целей (Томпсон и Стрикленд) Стратегия - это паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных контрдействий оппонентов. Стратегия - это путь достижения целей (Виханский). Стратегия - это долгосрочно качественно определенное направление организации. Пять «П» стратегий (Минцберг): § Стратегия есть план, или нечто в этом роде (предварительное прогнозирование) § Стратегия - это принцип поведения или следование некой модели (с учетом поведения в прошлом) § Стратегия представляет собой создание - посредством разнообразных действий - уникальной и ценной позиции § Стратегия - это перспектива, т.е. основной способ действия организации («теория бизнеса» данной организации § Стратегия - это ловкий прием, особый маневр предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента Эффективная стратегия: Во-первых, эффективная формальная стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: § основные цели (или задачи) деятельности; § наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и § последовательность основных действий (или программы), направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики. Во-вторых, эффективные стратегии развиваются вокруг нескольких ключевых концепций и направлений, что придает им согласованность, сбалансированность и сфокусированность. Одни направления являются временными, другие сохраняются до конца реализации стратегии. В-третьих, стратегия имеет дело не только с непредсказуемыми, но и с вовсе неизвестными факторами. Следовательно, суть стратегии - военной, дипломатической, в бизнесе, спорте или политике - состоит в том, чтобы выстроить позицию, достаточно сильную (и потенциально гибкую) для того, чтобы организация достигла поставленных целей вопреки всем непредвиденным вмешательствам внешних сил. В-четвертых, в любой другой сложной организации должна быть иерархия взаимосвязанных и поддерживающих друг друга стратегий. Стратегический менеджмент – деятельность по стратегическому менеджменту, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям. Задачи стратегического менеджмента: 1. Определение сферы деятельности и формулировка стратегических установок; 2. Постановка стратегических целей и задач для их достижения 3. Формулировка стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства 4. Реализация стратегического плана 5. Оценка результатов деятельности и изменения стратегического плана и/или методов его реализации. Стратегическое планирование - четкая установка целей организации, а также показатель способов и основных средств, с помощью которых организация намерена достичь поставленных целей. Стратегическое планирование - это решение трех задач: 1. Определение сферы деятельности и формулировка стратегических установок. 2. Постановка стратегических целей и задач для их достижения. 3. Формулирование стратегий для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства.
|