Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статья 1.1. Предмет регулирования настоящего КодексаСтр 1 из 23Следующая ⇒
ГЛАВА 1. Общие положения Основная новация: Разграничение полномочий уровней власти в сфере свободы совести и свободы вероисповедания. Новация в этой главе всего одна – таково осознанное решение разработчиков. Первая глава Религиозного Кодекса фиксирует настолько фундаментальные правовые позиции, что экспериментировать с ними было бы неуместно, безответственно и попросту опасно. Как раз здесь прежде всего подтверждается преемственность нашего проекта по отношению к предшествующему опыту правового регулирования, о важности которой говорилось выше. Но в ряду этих фундаментальных правовых позиций до сих пор была одна принесшая немало вреда лакуна, которую мы предлагаем заполнить. Религиозно-государственные отношения не могут быть гармонизированы до тех пор, пока каждому из уровней власти не будет определен круг его регулятивной ответственности за столь чувствительные вопросы. В такой стране, как Россия, где на колоссальное историческое, этническое и конфессиональное разнообразие накладывается весьма проблематичная сетка административно-территориального деления, эта самоочевидная рекомендация превращается в императив. Вместо следования ему происходит ровно обратное: трусливое перекладывание ответственности с центра на регионы и обратно, постоянная оглядка друг на друга, напряженные и, как правило, тщетные попытки уловить «актуальные тренды» и подменить ими выработку осмысленных, долгосрочных стратегий… Такая неразбериха запутывает не только государственных функционеров, но и конфессиональных деятелей, прямо провоцируя последних искать лазейки в переменчивой политической конъюнктуре – вместо того, чтобы играть по четко обозначенным правилам. Упрекать в этом кого-либо бессмысленно; исправить это необходимо. Тогда и федеральный центр, и региональные власти наконец смогут (и даже будут вынуждены) заменить нынешние шатания твердой, имеющей ясные для общества основания политикой. Осуществляемой в непреложных границах закона, а не в порядке их проверки на проницаемость. Но одного разграничения полномочий между центром и регионами недостаточно. Исповедание той или иной веры есть в сугубом большинстве случаев дело не только индивидуальное, но и социальное. Попытки полностью запереть религию в пространстве частной жизни обречены на провал. Это придется признать даже самым рьяным апологетам светскости: достаточно изучить накопленный в мире опыт жесткой геттоизации религии. Обычно он приводил к еще более жесткой и часто разрушительной обратной реакции. Но возникает социальное измерение религии в первую очередь на уровне локальных общин и сообществ (и лишь во вторую и гораздо менее важную – на уровне политических единиц, о чем, увы, иногда забывают высокопоставленные религиозные деятели). А раз так, то и основной массив конкретных регулятивных полномочий в этой сфере должен быть сосредоточен здесь же – на уровне местного самоуправления. Государственная власть – что в федеральном, что в региональном своем лице – должна обозначить наиболее принципиальные, рамочные правовые позиции, очертить правовое поле. Для этого и нужен Религиозный Кодекс. Но все конкретные вопросы, связанные с повседневной жизнью верующих и неверующих, равным образом являющихся гражданами светского демократического государства, необходимо решать с максимальной чуткостью к уникальной специфике каждой ситуации. На это способно только предельно приближенное к этой специфике местное самоуправление. Именно поэтому в Религиозном Кодексе закрепляется принцип универсальной компетенции органов местного самоуправления, означающий, что к их ведению относятся «все вопросы в области защиты свободы совести и свободы вероисповедания, не отнесенные к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Никакого закрытого списка полномочий, который заведомо не способен охватить все разнообразие жизненных коллизий, возникающих на Чукотке и в Калининграде, в Москве и в Казани, в Махачкале и в Элисте… Вместо него – свобода действий в пределах общего правового поля. Вообще говоря, принцип универсальной компетенции местного самоуправления следовало бы распространить на все области социальной жизни – тогда наши многолетние стенания по поводу его слабости и незрелости очень быстро бы прекратились. Давайте хотя бы начнем; начнем с того, что предоставим решать большинство вопросов о месте религии в обществе самому обществу. Причем обществу не абстрактному, не вымышленному и воображенному государственными чиновниками, а совершенно реальному. Гражданам России. И это будет честно.
Статья 1.1. Предмет регулирования настоящего Кодекса 1. Предметом регулирования настоящего Кодекса являются отношения между государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами (с одной стороны) и религиозными объединениями и гражданами (с другой стороны), в связи с обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере свободы совести и свободы вероисповедания (далее – отношения в сфере свободы совести и свободы вероисповедания). 2. Настоящий Кодекс устанавливает правовые, организационные и экономические основы свободы совести, свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере свободы совести и свободы вероисповедания, общие правила функционирования и осуществления деятельности религиозных объединений, определяет правовое положение участников отношений в сфере свободы совести и свободы вероисповедания.
|