Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика детей раннего возраста с нарушениями речи

Диагностика умственного развития

& Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Просвещение, 2003, 2005, 2008.

 

Диагностика детей раннего возраста с нарушениями слуха

& Николаева Т.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха. – М.: Экзамен, 2005.

 

Диагностика детей раннего возраста с нарушениями речи

& Громова О.Е. Детский лексикон. – М.: Сфера, 2004.

& Дети-сироты: диагностика и консультирование / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

& Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: Астрель, 2006.

В настоящее время в Институте коррекционной педагогики РАО (Москва) разрабатываются методы психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста с нарушениями зрения.

Результаты диагностических исследований обязательно обсуждаются с родителями. Вместе с семьей специалисты разрабатывают стратегию решения проблем. Определяется ответственность всех участников коррекционного процесса. С учетом возможностей семьи и потребностей ребенка разрабатывается индивидуальная программа развития. Планируются возможные формы контроля и коррекции программы при необходимости.

При разработке индивидуальной программы развития можно использовать следующие методические разработки[5]:

Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни. Авторы: Таварткиладзе Г.А., Шматко Н.Д., Гвелесиани Т.Г., Загорянская М.Е., Пелымская Т.В., Румянцева М.Г. М.: Экзамен, 2005.

В пособии представлены модель аудиологического обследования, направленного на выявление нарушений слуха у детей первого года жизни, и педагогические методы работы с неслышащими детьми младенческого возраста.

& Если малыш не слышит … Авторы Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. М.: Просвещение, 2003.

Методическое пособие для специалистов и родителей по коррекции нарушенной слуховой функции у детей первых трех лет жизни.

& Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. Авторы: Стребелева Е.А., Белякова Ю.Ю., Браткова М.В., Выродова И.А., Пронина Л.В. М.: Экзамен, 2007.

Пособие отражает системный подход в коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии. В методических рекомендациях представлены должностные обязанности специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания, методика педагогического обследования ребенка раннего возраста, организация работы с детьми с психофизическими нарушениями, содержание индивидуального коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями.

& Дети с нарушениями зрения: диагностика и коррекция. Авторы: Фильчикова Л.И., Парамей О.В., Бернадская М.Э. М.: Экзамен, 2007.

Подробно описаны методы коррекции и компенсации зрительных нарушений. В книге подробно описаны адаптированные варианты игр и упражнений для детей младенческого и раннего возраста с глубокими нарушениями зрения.

& Дети с двигательными нарушениями: диагностика и коррекция на первом году жизни. Авторы: Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. М.: Экзамен, 2006.

Методическое пособие содержит данные о раннем распознавании двигательных нарушений у детей первого года жизни и ранней комплексной помощи ребенку. В пособии систематизированы клинические проявления задержки развития двигательной функции, позволившие авторам вынести на обсуждение классификацию различных вариантов отклоняющегося развития. Представлены методы коррекции задержки психомоторного развития у детей младенческого возраста.

& Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. Автор: Приходько О.Г. М.: КАРО, 2006.

Методическое пособие содержит данные об особенностях развития и комплексной коррекции нарушений развития у детей с двигательной патологией в первые годы жизни. Систематизированы клинические проявления задержки моторного и психоречевого развития, позволившие автору вынести на обсуждение различные варианты отклоняющегося развития; представлены методы коррекции нарушений двигательного, познавательного и речевого развития у детей раннего возраста.

& Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. Авторы: Баенская Е.Р., Либлинг М.М. М.: Экзамен, 2004.

В книге рассматриваются закономерности раннего эмоционального развития при аутистическом дизонтогенезе. Представлены методы раннего выявления нарушений взаимодействия ребенка с окружением и признаков искажения его аффективного развития. Предлагаются методы психологической коррекционной работы, ориентированные на семью с таким ребенком.

& Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. Авторы: Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. М.: КАРО, 2008.

В пособии представлена система целенаправленной коррекционно-педагогической работы по преодолению и профилактике незначительных отклонений в развитии детей; рассмотрены основы обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями развития; описаны содержание, методы и приемы коррекционно-развивающей работы, направленной на здоровьесбережение детей, их социальное, физическое, познавательное, деятельностное и эстетическое развитие.

В коррекционно-развивающей работе с ребенком и его семьей необходимо использовать различные формы организации:

  • индивидуальные и/или групповые (подгрупповые) занятия с ребенком, занятия с родителями и ребенком, занятия с родителями или ближайшим окружением;
  • однократное консультирование семьи;
  • долговременное консультирование семьи, индивидуальные и/или групповые занятия (до нескольких лет);
  • индивидуальные занятия и/или консультирование на дому.

Выбор формы организации коррекционной работы зависит от потребностей и возможностей семьи и ребенка. Индивидуальные занятия могут проводить педагог-дефектолог (олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог, логопед), педагог-психолог. Групповые (подгрупповые) занятия могут быть организованы музыкальным работником, инструктором ЛФК, психологом, дефектологом.

Коррекционная работа с ребенком раннего возраста с выявленными проблемами в развитии будет максимально эффективной только при условии активного включения родителей в этот процесс. Коррекционно-развивающая работа должна строиться по принципу совместно-разделенной деятельности. Одной из основных задач специалистов является передача своего опыта и функций семье и ближайшему окружению ребенка.

В настоящее время создание в России системы ранней помощи детям с проблемами в развитии и их семьям является одним их инновационных направлений развития специального образования. Становление системы ранней помощи создаст условия для своевременного выявления детей с проблемами в развитии и оказания им эффективной коррекционной помощи, что обеспечит качественную социальную и образовательную интеграцию детей с проблемами в развитии.

 

 


[1] Волосовец Т.В. Состояние перспективы развития системы ранней помощи детям в России. // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям и их семьям. Материалы конференции.-М.: 2003.

[2] По материалам сайта https://www.csoso.ru

[3] Н.Н. Малофеев. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка. // Альманах ИКП РАО научно-методический журнал, электронное издание https://almanah.ikprao.ru

[4] Подготовлено с использованием методических материалов Ю.А. Разенковой, к.п.н., зав.лабораторией ранней помощи детям с выявленными отклонениями развития Учреждения РАО «Институт коррекционной педагогики»

[5] Методические пособия рекомендованы Федеральным экспертным советом Министерства образования РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Форми МЕД | Мектеп жасына дейінгі балалардың ситуациядан тыс-танымдық қарым-қатынас формасы.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал