Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Автономная область и автономный округ в РФ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Автономная область и автономный округ как формы национально-территориальной автономии в Российской Федерации есть государственно-правовое выражение права народов на самоопределение. Конституция Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения закрепляет «обязанность Российской Федерации гарантировать права коренных малочисленных народов» (ст. 69). Возникновение автономий было обусловлено необходимостью реального осуществления права малых народов Севера и Дальнего Востока на самостоятельное политическое, экономическое и культурное развитие, потребностью сохранить их этнические самобытность и своеобразие. Юридической основой образования автономий послужило постановление ВЦИК РСФСР от 10 декабря 1930 г. «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера». На протяжении всего существования автономных областей и автономных округов в литературе высказывались различные точки зрения на их государственно-правовую природу. Некоторые авторы подвергали сомнению их статус как субъектов Российского федеративного государства, утверждая, что это обычные административно-территориальные единицы, но с особым национальным составом населения, бытом, культурой и т. д. Другие полагали, что автономная область и автономный округ есть национально-территориальные образования с некоторыми элементами государственности и являются субъектами Российской Федерации. Современное конституционное законодательство однозначно определяет статус данных единиц как национально-территориальных субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 5 и ст. 65 Конституции РФ). Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов устанавливается Конституцией Российской Федерации и уставами, которые разрабатываются и принимаются их законодательными (представительными) органами государственной власти. Кроме того, как гласит п. 3 ст. 66 Конституции РФ, «по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе». Автономная область и автономный округ национально-территориальные образования с некоторыми элементами государственности. Они не имеют своих конституций, гражданства, государственного суверенитета. Вместе с тем автономии обладают своей национальной территорией, на которой их органы государственной власти осуществляют свои властные функции. Эта территория неприкосновенна. Она может быть изменена только с согласия органов государственной власти автономий. Государственную власть в автономной области и автономном округе осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательная власть реализуется представительными органами, избираемыми путем всенародного голосования населением территории. Именуются эти органы по-разному: в Еврейской автономной области -законодательное собрание. Законодательные органы разрабатывают и принимают законы и другие правовые акты в пределах своих полномочий, т. е. обеспечивают правовое регулирование тех вопросов, решение которых входит в компетенцию автономий. Исполнительная власть принадлежит администрации автономной области и автономного округа. Органы исполнительной власти занимаются вопросами претворения в жизнь Конституции Российской Федерации, федеральных законов и местного законодательства. Судебную власть на территории автономной области, автономного округа осуществляют суды. Также имеются органы прокурорского надзора. Компетенция органов государственной власти автономной области и автономного округа довольно широка. Как записано в ст. 73 Конституции РФ, «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». Формула «обладают всей полнотой государственной власти» означает, что органы власти автономной области и автономного округа в пределах своих полномочий полностью самостоятельны, независимы и проводят политику, направленную на эффективное развитие экономики, культуры, науки региона с учетом своих национальных и других потребностей. Конкретные полномочия органов государственной власти автономной области, автономного округа такие же, как и у других субъектов РФ. Предметы совместного ведения органов власти Федерации и автономий закреплены в ст. 72 Конституции, а исключительные полномочия органов власти автономной области и автономного округа сформулированы либо в уставе, либо в соответствующем федеральном законе. Как и другие субъекты РФ, автономии участвуют в реализации полномочий, принадлежащих исключительно органам власти Федерации. Это достигается через институт представителей. Автономная область и автономный округ субъекты международных отношений. Они вправе заключать договоры и соглашения, участвовать в работе международных организаций и объединений, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами и т. д. Для сохранения и поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования, народных промыслов, самобытной культуры, рационального использования природных ресурсов Правительство Российской Федерации постановлением от 11 октября 1993 г. утвердило перечень районов проживания малочисленных народов Севера. Эти территории имеют особый статус и охраняются государством. Хотя по Конституции РФ положение автономной области и автономного округа практически не отличается от статуса других субъектов России, необходимо отметить следующее. Статус данных субъектов Российской Федерации достаточно не отработан, в определенной степени противоречив. Так, по ст. 5 Конституции все субъекты обладают равными правами. Однако здесь же говорится, что одни субъекты (республики) — это государства со всеми вытекающими отсюда последствиями, для характеристики же других употребляется термин «автономный». Существо употребляемых терминов настолько различно, что вряд ли можно говорить 6 декларируемом равенстве. Большинство автономных округов находятся в составе краев или областей. Получается, что один «равный» субъект территориально входит в состав другого «равного» субъекта. Противоречие налицо. Поэтому чтобы каким-то образом стабилизировать Федерацию, снять противоречия в государственно-правовом статусе субъектов, нужна долгая и кропотливая работа по совершенствованию и Федерации, и ее субъектов.
|