Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автономная область и автономный округ в РФ






Автономная область и автономный округ как формы национально-территориальной автономии в Российской Федерации есть государственно-правовое выражение права народов на самоопределение. Конституция Россий­ской Федерации исходя из общепризнанных принци­пов равноправия и самоопределения закрепляет «обя­занность Российской Федерации гарантировать права коренных малочисленных народов» (ст. 69).

Возникновение автономий было обусловлено необхо­димостью реального осуществления права малых народов Севера и Дальнего Востока на самостоятельное полити­ческое, экономическое и культурное развитие, потребно­стью сохранить их этнические самобытность и своеобра­зие. Юридической основой образования автономий по­служило постановление ВЦИК РСФСР от 10 декабря 1930 г. «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера».

На протяжении всего существования автономных областей и автономных округов в литературе высказы­вались различные точки зрения на их государствен­но-правовую природу. Некоторые авторы подвергали сомнению их статус как субъектов Российского феде­ративного государства, утверждая, что это обычные административно-территориальные единицы, но с осо­бым национальным составом населения, бытом, куль­турой и т. д. Другие полагали, что автономная область и автономный округ есть национально-территориаль­ные образования с некоторыми элементами государст­венности и являются субъектами Российской Федера­ции. Современное конституционное законодательство однозначно определяет статус данных единиц как национально-территориальных субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 5 и ст. 65 Конституции РФ).

Конституционно-правовой статус автономной обла­сти и автономных округов устанавливается Конститу­цией Российской Федерации и уставами, которые раз­рабатываются и принимаются их законодательными (представительными) органами государственной власти. Кроме того, как гласит п. 3 ст. 66 Конституции РФ, «по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа мо­жет быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе».

Автономная область и автономный округ нацио­нально-территориальные образования с некоторыми элементами государственности. Они не имеют своих конституций, гражданства, государственного сувере­нитета. Вместе с тем автономии обладают своей наци­ональной территорией, на которой их органы государ­ственной власти осуществляют свои властные функ­ции. Эта территория неприкосновенна. Она может быть изменена только с согласия органов государст­венной власти автономий.

Государственную власть в автономной области и авто­номном округе осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Законодательная власть реализуется представитель­ными органами, избираемыми путем всенародного го­лосования населением территории. Именуются эти органы по-разному: в Еврейской автономной области -законодательное собрание. Законодательные органы раз­рабатывают и принимают законы и другие правовые акты в пределах своих полномочий, т. е. обеспечивают правовое регулирование тех вопросов, решение кото­рых входит в компетенцию автономий.

Исполнительная власть принадлежит администра­ции автономной области и автономного округа. Органы исполнительной власти занимаются вопросами претворения в жизнь Конституции Российской Федерации, федеральных за­конов и местного законодательства.

Судебную власть на территории автономной обла­сти, автономного округа осуществляют суды. Также имеются органы прокурорского надзора.

Компетенция органов государственной власти авто­номной области и автономного округа довольно широка. Как записано в ст. 73 Конституции РФ, «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Россий­ской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». Формула «обладают всей полнотой государственной власти» означает, что органы власти автономной области и автономного ок­руга в пределах своих полномочий полностью самостоятельны, независимы и проводят политику, направлен­ную на эффективное развитие экономики, культуры, науки региона с учетом своих национальных и других потребностей.

Конкретные полномочия органов государственной власти автономной области, автономного округа такие же, как и у других субъектов РФ. Предметы совмест­ного ведения органов власти Федерации и автономий закреплены в ст. 72 Конституции, а исключительные полномочия органов власти автономной области и ав­тономного округа сформулированы либо в уставе, либо в соответствующем федеральном законе.

Как и другие субъекты РФ, автономии участвуют в реализации полномочий, принадлежащих исключитель­но органам власти Федерации. Это достигается через институт представителей.

Автономная область и автономный округ субъек­ты международных отношений. Они вправе заключать договоры и соглашения, участвовать в работе между­народных организаций и объединений, обмениваться дипломатическими и консульскими представительства­ми и т. д.

Для сохранения и поддержания исторически сло­жившихся традиционных форм хозяйствования, народных промыслов, самобытной культуры, рационального ис­пользования природных ресурсов Правительство Рос­сийской Федерации постановлением от 11 октября 1993 г. утвердило перечень районов проживания малочислен­ных народов Севера. Эти территории имеют особый статус и охраняются государством.

Хотя по Конституции РФ положение автономной области и автономного округа практически не отлича­ется от статуса других субъектов России, необходимо отметить следующее. Статус данных субъектов Рос­сийской Федерации достаточно не отработан, в опре­деленной степени противоречив. Так, по ст. 5 Консти­туции все субъекты обладают равными правами. Од­нако здесь же говорится, что одни субъекты (республи­ки) — это государства со всеми вытекающими отсюда последствиями, для характеристики же других упот­ребляется термин «автономный». Существо употребля­емых терминов настолько различно, что вряд ли можно говорить 6 декларируемом равенстве.

Большинство автономных округов находятся в составе краев или областей. Получается, что один «равный» субъект территориально входит в состав другого «равного» субъекта. Противоречие на­лицо. Поэтому чтобы каким-то образом стабилизиро­вать Федерацию, снять противоречия в государствен­но-правовом статусе субъектов, нужна долгая и кро­потливая работа по совершенствованию и Федерации, и ее субъектов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал