Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Синтаксические нормы.
Задание 1. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их. 1. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 2. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии. 3. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности. 4. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 5. Кутузов, как показал Л.Н. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 6. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников " шоковой терапии", которая должна быть проглочена. 7. Можно без преувеличения сказать, что в столице садоводов и огородников миллионы. 8. Бурное обсуждение вызывает вопрос о способности президента управлять страной по медицинским показателям. Задание 2. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления. 1. Среди психологов широкое распространение получила точка зрения о творческом процессе как явлении психологическом. 2. Этот человек всегда был неприятен для меня своим эгоизмом и себялюбием. 3. Делаются выводы по получению различных химических соединений. 4. В борьбе по снижению преступности мы занимаем не последнее место. 5. В этом проявилось преимущество Печорина над окружающей средой. 6. Журналисты получили ответы по всем интересующим их вопросам. 7. Он не оплатил за проезд в автобусе. 8. Этот факт показывает о том, насколько экономически опасны неплатежи. 9. В нашей стране женщины равноправны мужчинам. 10. Получить приказ за подписью директора. 11. Красоту Москвы не опишешь и не расскажешь. 12. Ему удалось заинтересовать и отвлечь ребят от дурных поступков. 13. Эти воспитатели способны воспитывать и обеспечить надлежащий уход за детьми. Задание 3. Проанализируйте грамматическую координацию главных членов предложения. В случае необходимости устраните речевые ошибки. 1. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. 2. В углу, за карточным столом, сидело трое из генералов пикника: тучный, снисходительный и раздражительный (И.С. Тургенев). 3. Деревня показалась ему довольно велика: два леса были у ней справа и слева (Н.В. Гоголь). 4. Американцы с помощью радиопередатчиков попытались проследить за перемещением животных и их судьбой. За короткое время восемнадцать погибли, в пятнадцати случаях они стали жертвой охоты. 5. Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяли (И.С. Тургенев). 6. По данным на 1 декабря 1996 г., в собственности граждан находятся 15 млн. 200 тыс. легковых автомобилей. 7. Большинство лиц, получивших письма, подозревая гнусность, их ко мне не пересылали (А.С. Пушкин). 8. В бараке стояло пять лошадей (Л.Н. Толстой). 9. В 1997 г. на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек. 10. Большинство проголосовали до двенадцати часов дня. Задание 4. Объясните ошибки в сочетании однородных членов предложения. Приведите правильные варианты. 1. Перед нами сборник коротких, но правдивых новелл. 2. Шопену казалось, что в этом крупнейшем центре европейской музыки, литературы, культуры он сможет добиться достойного признания. 3. Лаборатория пополнилась приборами, установками и молодыми специалистами. 4. Для того чтобы удобнее было конспектировать лекцию, следует использовать различные вспомогательные приемы: 1) оставлять в тетради поля; 2) подразделять запись; 3) опытом оправдан прием сокращения слов в записи. 5. Занятия будут проводить научные работники, агрономы, лесоводы, ботаники, энтомологи и другие специалисты. 6. Теперь можно перейти к очень необходимой и нужной проблеме. 7. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школы, больница, а также драматический театр и библиотека. Задание 5. Исправьте предложения, в которых в качестве однородных соединены разные синтаксические конструкции. 1. Только приходя домой, Саша чувствовал, как слипаются от усталости глаза и страшную ломоту в теле. 2. Я люблю читать научно-фантастические книги и которые описывают путешествия. 3. В брошюре рассказывается о детских болезнях и о мерах борьбы с ними, как сохранить здоровье и предупредить болезнь. 4. Новое и ценное в этой теории заключается в том, что в ней показан не только маршрут полинезийцев, но и как они плавали к берегам Южной Америки и обратно. 5. Цель беседы – общее знакомство с основными правилами безопасности движения на улицах и какой вред наносит нарушение этих правил. 6. Выходец из знатной семьи и блистательно начавший свою карьеру юриста, Ярнфельт порвал со светским обществом и поступил учеником сначала в сапожную мастерскую, а затем в железнодорожное депо. 7. На комбинате много работников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной ими специальности. 8. На совещании осуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. Задание 6. Определите отклонения от грамматических норм, вызванные неправильным употреблением причастных форм. Исправьте предложения. 1. Пушкин создал образ человека, не пошедшего ни по одному из этих путей. 2. Работы, выполняющиеся полировщиком, являются отделочными. 3. Мировая наука располагает пока единственным спектром свечения ночного неба, полученным пулковским астрономом, говорящим о наличии в атмосфере Венеры азота. 4. Размещенный вокзал в центре города хорошо связан общегородским транспортом с пристанями и морскими вокзалами. 5. Чешская книга была в то время редким явлением, драгоценностью, передававшейся из рук в руки, хранившейся и читавшейся в дружеской среде. 6. Среди каперов особенно выделяются англичане, приобревшие большой опыт мореходства благодаря рыболовству в открытом море. 7. Министр рассказал об изменениях в программе, готовящейся им к обсуждению в Думе. 8. При проверке изложенные факты в заявлении не подтвердились. 9. Автор опубликовал документы, освещающие события, имеющие место в 15 веке. 10. Двоеточие ставится в предложениях с однородными членами, расположенных после обобщающего слова. Задание 7. Прочитайте текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой стихотворной пародии? Аргументируйте свой ответ. Вспыхает небо, разбужая ветер, Проснувший гомон птичьих голосов -Проклинывая все на белом свете, Я вновь бежу в нетоптанность лесов. Шуршат зверушки, выбегнув навстречу, Приветливыми лапками маша: Я среди тут пробуду целый вечер, Бессмертные творения пиша. Но, выползя на миг из тины зыбкой, Болотная, зеленовая тварь Совает мне с заботливой улыбкой Большой Орфографический словарь (А. Матюшкин-Герке). Задание 8. Укажите недочеты в построении сложных предложений. Дайте правильные варианты. В случае необходимости упростите конструкцию, заменив сложное предложение простым. 1. У которых учеников были лопаты, они рыли ямы для деревьев. 2. Цитаты эти – неизвестно откуда автор их взял. 3. Еще ужаснее была судьба детей, работавших на фабриках, которые были обречены на медленное умирание. 4. Вопрос к господину Закаеву, который не может не волновать россиян... 5. Главное, чему необходимо уделить внимание, – это художественной стороне произведения. 6. Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего поручение. 7. Комиссия не приняла ряд объектов, на строительство которых были выделены денежные средства, которые, однако, были использованы не по назначению. 8. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 9. Все эти мужчины были молодыми людьми специфической внешности, такие, как обычно содержат владельцы игорных домов и ночных баров. 10. – А вот чтобы упорядочить с названием улицы и номером дома, у коменданта Гурова еще не дошли руки, – сказал Максимов. Задание 9. Обратите внимание на правильность употребления союзов и союзных слов в сложных предложениях. Исправьте ошибки. 1. Мы пошли в ту сторону, где доносились голоса людей. 2. Если пассажир хочет, чтобы ребенок имел отдельное место, он должен купить детский билет и плацкарту, которая стоит столько же, как и для взрослых пассажиров. 3. Я знаю, что ты скажешь, что я был не прав. 4. И горе ее от того больше, чем она осознает свою вину. 5. Можно согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержится никаких внутренних противоречий. 6. Мне сообщили, что будто бы Сергей болен. 7. Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы. 8. Мы договорились, чтобы встретиться у самого входа в театр. 9. Хотя в прошлом году мы и неплохо поработали, но однако у нас есть все возможности трудиться еще лучше. 10. С тех пор, когда он приехал, он ни разу к нам не зашел. Задание 10. В следующих примерах согласуйте определение с определяемым словом. Вставьте пропущенные буквы. I. 1. В комнате стояли два небольш... стола, три красн... кресла и две высок... тумбочки. 2. Две лопнувш... струны издали жалобный звук. 3. За истекш.. три месяца план был перевыполнен. 4. Последн... три слова были приписаны рукой Сергея. 5. Два письма, отправленн... давно, затерялись. 6. Три прибора, изготовленн... разными фирмами, – перед нами. 7. Две нов... столов... открыты в августе. 8. Три бабушкин... шали сохранились до сих пор. II. 1. Я люблю конькобежный и лыжный спорт... 2. Золотая и серебряная медал... были вручены российским легкоатлетам. 3. Исследовалась работа установки в переходном и аварийном режим... 4. Строительство первой и второй очеред... было закончено в срок. 5. В той и другой команд..., казалось, господствовал культ атлетизма. 6. Затылочная и теменная кост..., расположенн... в черепной коробке, находятся рядом. 7. Сценарий был написан не стихотворным, а прозаическим текст... 8. То на северной, то на западной трибун... вспыхивали бурные аплодисменты. III. 1. Необыкновенн... голос и дикция актера позволили ему стать ведущим артистом театра. 2. Прочитанн... роман и повесть стали предметом из спора. 3. Молод... береза и осина склонились друг к другу. 4. В комнате стояли коричнев... комод и шкаф. 5. Мне хочется посмотреть хорош... фильм или спектакль. 6. На тарелке лежат сочн... яблоко и груша. 7. Занятия кружка будут вести опытн... хирург или терапевт. 8. В качестве гостей на конференции присутствовали представители зарубежн... медицины и биологии. Задание 11. Объясните, как отражаются на логичности речи отступления от морфологических и синтаксических норм. 1. Было раннее, несмотря на середину марта, морозное утро. 2. При нахождении рабочих в кузовах машин следует иметь багры и оттяжки для их разгрузки. 3. Жирные волосы доставляют много неприятностей. Избавиться от них поможет препарат «Лондэкс». 4. Наш девиз – работать без браков. 5. Просим произвести механические испытания на растяжение и изгиб нижеследующих электросварщиков и газосварщиков: Артемьева, Кузнецова, Парамонова. 6. В этом году решено большую часть площади засеять переоборудованными сеялками по методу черемисиновцев. Задание 12. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте. 1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 4. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 6. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 7. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 8. Марксизм утверждал, что государство будет отмирать с исчезновением классов, поскольку оно возникло в связи и в результате классового раскола общества. 9. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.
|