![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление здравоохранением в Республике Беларусь. Центральные и местные органы управления. Главные специалисты органов здравоохранения, разделы работы.
Управление (менеджмент) - процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации; это элемент, функция организованных систем (технических, социальных, биологических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Признаки управления: 1. сознательная постановка целей 2. научная обоснованность 3. наличие субъекта (управляющей системы) и объекта (управляемой системы) управления Основные функции управления: 1) планирование; 2) организация; 3) руководство; 4) контроль. Социальное (общественное) управление – управление деятельности человеческих коллективов. Общие принципы социального управления: - разделение труда - власть и ответственность (большая власть без ответственности развращает, а большая ответственность без власти парализует) - дисциплина - единство руководства - подчинение индивидуальных интересов общим, корпоративный дух - вознаграждение (должна быть справедливость) - централизация - постоянство состава персонала Управление системой ЗО относится к социальному управлению, это целенаправленный процесс обеспечения эффективного функционирования системы ЗО при определенных условиях и имеющихся ресурсах. Цель управления ЗО по Савченко: снижение потерь общества от заболеваемости и смертности при имеющихся ресурсах (экономических составляющих). Отличительные черты управления в системе здравоохранения: - чрезвычайная ответственность принимаемых решений управления, поскольку объектом воздействия является здоровье человека - трудность предсказания последствий, которые нередко проявляются не сразу - сложность, а иногда и невозможность исправления последствий неправильных решений - особая значимость принципа системного подхода Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами, не присущими каждому элементу в отдельности. Все элементы системы оказывают влияние друг на друга, систему нужно оценивать вместе со средой (для ЗО это экономика страны, культурный уровень населения и др.) Системный принцип – основа в управлении ЗО, что подчеркивает и трудность управления, т.к. необходимо учитывать многочисленные взаимосвязи во всей системе в целом. Система ЗО состоит из структурных элементов (МЗ, местные органы управления, учреждения ЗО) и функциональных (стационарная и поликлиническая медицинская помощь и др.). Органы управления системы ЗО: 1. Центральный орган – Министерство здравоохранения РБ. 2. Местные (территориальные) органы управления: а) областной уровень: Управление ЗО областных исполнительных комитетов б) городской уровень: - Управление организациями ЗО областных центров и одноименных районов - Управление организациями ЗО городов областного подчинения и одноименных районов - Комитет ЗО Минского городского исполнительного комитета в) селький район: Управление организациями ЗО сельских районов Работа МЗ строится на основании Положения о Министерстве здравоохранения. Основные задачи МЗ: - обеспечение всемерного развития охраны здоровья населения - обеспечение бесплатной, доступной, квалифицированной медицинской помощи в государственных организациях ЗО - организация и проведение мероприятий по профилактике заболеваемости, оздоровлению условий жизни и окружающей среды - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения РБ - повышение качества лечебно-профилактической помощи - подготовка медицинских и фармацевтических кадров, их усовершенствование - изучение здоровья населения, организация социально-гигиенического мониторинга - координация и контроль профессиональной деятельности медицинских работников - разработка национальных программ профилактики заболеваний В структуре Министерства здравоохранения имеются: - Управление медицинской помощи (отделы первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, медицинской помощи матерям и детям, медицинской экспертизы и реабилитации) - Управление медицинской статистики, информационных технологий и делопроизводства - Отдел гигиены, эпидемиологии и профилактики - Управление планирования и экономики здравоохранения - Управление кадровой политики и др. Важная роль в совершенствовании методов работы медицинских учреждений, повышении качества медицинской помощи населению принадлежит главным специалистам МЗ. В составе МЗ РБ имеется 6 штатных должностей главных специалистов: главный терапевт, главный хирург, главный педиатр, главный акушер-гинеколог, главный эпидемиолог, главный радиолог. Основные разделы работы главных специалистов: 1. организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности службы, изучение потребности в аппаратуре, инструментарии и медикаментах, внедрение новых методов диагностики, лечения и профилактики, организация планово-консультативной и экстренной помощи) 2. консультативная работа (оказание помощи в решении сложных клинических случаев специалистам службы) 3. контролирующая работа (оценка состояния здоровья населения, качества медицинской помощи по специальности, контроль и руководство работой городских и районных специалистов) 4. работа с кадрами (расстановка кадров, проведение мероприятий по повышению квалификации кадров, подготовка и проведение совещаний, конференций, семинаров, подготовка и проведение аттестаций) Формы управления в ЗО: 1) линейная форма – у каждого руководителя много подчиненных, каждый подчиненный имеет одного непосредственного руководителя (характерна для маленьких организаций) 2) функциональная форма – разделение управленческого труда, нарушение принципа единоначалия: в крупных больницах имеются заместители руководителя по терапии, хирургии, родовспоможению и др. (более прогрессивная и эффективная форма управления) 3) штабная форма – штаб, существующий при руководителе, готовит для него распоряжения, материалы и др. (характерна для более высоких уровней управления – управления ЗО города, области)
|