Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политико-территориальная организация государства (форма гос устройства). Унитарное и федеративное гос-во
Форма гос устройства представляет собой территор организацию власти, отражающую характер взаимод-я гос-ва как целого с составными его частями, распределение властных полномочий между центральными и местными органами. По форме гос устройства различаются унитарные и федеративные государства. Унитаризм является наиболее простой и распр формой тер-политич организации государства (Польша, Франция, Великобритания, Испания и др.). Для унитарного государства характерны единые (для всей страны) высшие органы гос власти (законод, исполн, судеб). Основной структурной единицей являются адм-тер образование (округ, воеводство и т.п.), не обладающее суверенитетом. На территории государства действует единая система законодательства, одноканальная система налогов, единое гражданство. Сущ-ет две разновидности унитарного государства: централизованное и децентрализованное. В централиз гос-ве отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности. Децентрализ гос-во основывается на развитой системе местного самоуправления в рамках отдельных адм-тер единиц (район, провинция, город и т.д.). Адм-тер устройство при этом, как правило, увязывается с плотностью населения, проживающего на данной территории, особенностями природных ресурсов, перспективами развития промышленности, транспорта и др. Более широкими правами по сравнению с адм-тер единицами обладает территориальная автономия. Автономная тер единица (в пределах, установленных центральной гос властью) самостоятельна в решении вопросов местного значения, в создании условий для всестороннего развития проживающего на данной территории населения, его исторических и культурных традиций. Федерация – это единое союзное государство, субъекты которого строят свои взаимоотношения с центром на основе разделения предметов ведения. Составными частями федер государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны и т.д. В федер гос-ве существует одна неразделимая суверенная власть. Наличие в федерации отдельных гос образований не свидетельствует о разделении суверенитета между федерацией и ее составными частями. В противном случае суверенное государство превратилось бы в союз отдельных государств, имеющих возможность отделиться (выйти из состава федерации) в одностороннем порядке. Для федерации типично наличие двух уровней в системе органов гос власти - самой федерации, и ее субъектов, а также конституционно закрепленное разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами федерации (штатами, кантонами, землями). В ряде случаев устанавливается двойное гражданство. Союзный законод орган, как правило, двухпалатный: одна из палат представляет и выражает в федер парламенте интересы субъектов федерации. Единую территорию федер государства образуют территории составляющих ее субъектов. Двухуровневая система права действует в рамках единого правового пространства, а фед законы имеют прямое действие на территории всех субъектов федерации. Как правило, вся полнота власти осущ-ся только всей совокупностью гос органов: фед органами власти и органами власти субъектов федерации. Целостность федер государства, кроме того, обеспечивается единой ден и налог системами, а также едиными вооруж силами. Федер государства формир двумя путями. В зависимости от этого выделяют конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации (их большинство) создавались «сверху» путем децентрализации, преобразов унитарных государств. Договорные - образуются в результате объединения ранее независимых государств, существовавших, как правило, в рамках конфедерации. Различаются нац, территор и смешанные формы федерации. Нац федерация характеризуется тем, что составляющие федеративное государство субъекты отличаются национальным составом населения, компактно проживающим на опр территории, особенностями его культуры, языка, быта и т.д. Смешанная форма представляет собой сочетание некоторых признаков нац-территор организации союзного государства (в зависимости от национального состава населения) и адм-территори устройства. Типичный пример смешанной федерации - Российская Федерация. Следует заметить, что большинство зарубежных федераций построено по территор принципу. Несмотря на то, что в основном это многонац государства, перед ними не стоит проблема решения нац вопроса (Австралия, Бразилия, ФРГ, США и др.).
|