Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок опубликования и вступления в юридическую силу НПА
Правотворчество как процесс представляет собой совокупность нескольких стадий, пронизанных единством целей, задач и принципов. Независимо от вида любой правотворч процесс содержит следующие стадии: подготовка проекта НПА, рассмотрение, принятие, а также введение в действие НПА. Содержание каждой стадии зависит, в первую очередь, от вида принимаемого НПА. Среди всех видов правотворчества наиболее сложной является процедура принятия закона. В отеч и заруб юр литературе обычно выделяют четыре основных стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и подписание закона, и его обнародование. Каждая из них обладает относительной самостоятельностью, имеет свою специфику, свой статус. Законодательная инициатива представляет собой право внесения законопроекта (законопредложения) в законодательный орган (Парламент, Конгресс, Национальное собрание, Государственную Думу и т.п.) в соответствии с действующим зак-вом и установленной процедурой. Реализация официальной законодательной инициативы порождает у законод органа обязанность рассмотреть внесенный законопроект, принять его для дальнейшей работы или отклонить. Право законодательной инициативы не является всеобщим, принадлежащим всем без исключения субъектам. Это особое, строго ограниченное конституционное право. Согласно ст. 104 КРФ право законод инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законод (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Обсуждение законопроекта. Обсуждение может быть предварительным, неофициальным (с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей соответствующих государственных и общественных организаций) и официальным – на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомитетов и на уровне парламентских палат. Обсуждение в пленарных заседаниях проходит в форме чтений, количество которых в различных государствах неодинаково. Согласно Регламенту Государственной Думы РФ предоставленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, концептуальные положения законопроекта. Во втором чтении обсуждается содержание отдельных статей, предложенные поправки и дополнения. Принятый во втором чтении законопроект передается в комитет для редакционной доработки. Во время третьего чтения не разрешается уже вносить каких бы то ни было поправок и предложений в законопроект. Речь при этом идет о его одобрении или неодобрении. Принятие закона осуществляется в результате голосования. В РФ ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов. ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов СовФед и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос Думы. Подписание (утверждение) закона осуществляется главой государства с последующим направлением закона для опубликования и введения в юридическую силу. Рос Конституция предоставляет Президенту РФ право отлагательного вето, которое может быть преодолено квалифицир большинством голосов депутатов и членов Совета Федерации. Официальное опубликование закона – это помещение полного, аутентичного текста закона в офиц печатном издании для всеобщего сведения. В первую очередь, офиц провозглашение закона является обязательным условием его вступления в силу. Кроме того, наличие офици источников опубликования необходимо для информирования граждан, для обеспечения доступности законодательства (как главной предпосылки действия презумпции знания закона). Наконец, практика офиц опубликования позволяет создать дубликаты офиц, подлинного текста принятого закона, в то время как неофиц опубликование имеет информационное значение и не порождает правовых последствий. Порядок опубликования и вступления в силу законов регулируется ФЗ от 14 июня 1994 «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания РФ». Законы подлежат опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ и вступают в силу не позднее 10 дней со дня их офиц опубликования, если иное не предусмотрено самим законом.
|