Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная власть как особая разновидность социальной власти.






Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение. Власть имеет следующую структуру: 1) субъект власти (в частности, государство, население); 2) объект (на кого именно направлена власть); 3) отношения, возникающие по поводу власти; 4) регламентирующие правила, нормы. Власть может иметь различные мотивы: 1) привычка подчиняться; 2) страх; 3) убежденность в необходимости повиновения; 4) авторитет властвующего; 5) доверие; 6) правовые нормы; 7) воля и др.

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний. В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти: 1) власть вождя (рода, племени); 2) государственная (политическая) власть; 3) экономическая власть; 4) церковная власть; 5) социальная власть; 6) родительская власть и др. Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц. Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии. Характерные признаки государственной власти: 1) публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления; 2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни; 3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны; 4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм; 5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства; 6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции; 7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.); 8) использование системы выплаты налогов; 9) использование государственного принуждения; 10) деление всего населения только по территориальному признаку. Методы управленческого воздействия государственной власти: 1) метод принуждения (насилия); 2) метод руководства (убеждения). Государственная власть делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

 

14. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства. Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу. Подходы к типологии государств: 1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения; 2) цивилизационный подход. Для определения типа государства при формационном подходе учитывают: 1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства; 2) класс, инструментом власти которого становится государство; 3) социальное назначение государства. Формационный подход выделяет следующие типы государств: 1) рабовладельческий; 2) феодальный; 3) буржуазный; 4) социалистический. По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому. Формационный подход имеет следующие достоинства: 1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов; 2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства. Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы. В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях: 1) современных и древних; 2) западных, восточных, православных и др. В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др. С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др. Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств. Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.

 

15.Правовое государство: развитие учения, понятие, признаки.

Правовое государство – это демократическое государство, власть которого, а также формирование, функционирование базируются на праве, высшее предназначение которого заключается в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение законности и правопорядка является основой прочности демократии и жизненности правового государства. Правовое, демократическое, цивилизованное государство – это то, рубежи власти которого жестко основываются на праве, а также высшее предназначение которого заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. При этом и правовое государство, и демократия предполагают нужные для любого общества законность и правопорядок. Государство – это особенная организация политической власти, управляющая обществом через правовые нормы и специально сформированный аппарат. Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это: 1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением; 2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики; 3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.; 4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти; 5) наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты; 6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения; 7) наличие государственных символов: флага, гимна, герба; 8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.; 9) распоряжение национальными ресурсами; 10) наличие собственной финансовой и налоговой системы; 11) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты; 12) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность. Понятие государства включает в себя свойство, которое выражает главные, устанавливающие, постоянные и закономерные признаки государства. В соответствии с научными положениями марксизма государство по сущности является организацией политической власти в обществе в лице господствующего экономически класса. Данные положения обедняли и искажали представление о государстве, так как являлись односторонними и заключали в себе понимание сущности государства и его социального назначения лишь с классовых позиций. Общечеловеческое предназначение государства – отыскивать социальный компромисс между разными слоями населения и обеспечивать тем самым общесоциальную направленность при реализации государственных функций. Государство, таким образом, должно учитывать одновременно общечеловеческое и классовое начала.

 

Понятие, признаки и содержание функций государства.

Функциями государства называют основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития общества, а также механизм государственного воздействия на происходящие в нем процессы.В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. Существенными признаками функций государства являются: - предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; - направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей, которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества; - определенные формы (чаще всего правовые) реализации государственных функций, связанные с применением особых, в том числе властно- принудительных, методов. Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а, следовательно - и его различные функции. Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние национальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал