Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смешанная экономика.

ТЕСТЫ К ТЕМЕ: РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.

 

1.1. ДВА СПОСОБА РЕШЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ.

1.2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПЛАНОВАЯ СИСТЕМА.

1.3. РЫНОК И ЕГО ФУНКЦИИ.

1.4. КРУГООБОРОТ ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

 

Ключевые понятия и термины.

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1. Административно-плановая система.

2. Рыночная система.

3. Рынок.

4. Разделение труда.

5. Частная собственность.

6. Конкуренция.

7. Домашнее хозяйство.

8. Фирма.

 

Определения:

А. Форма организации контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, на основе, которой совершается купля-продажа предметов торговли.

Б. Форма юридического закрепления за гражданином или группой людей прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, используемым или для личного потребления, или для осуществления предпринимательской деятельности.

В. Субъект рыночной экономики, представленный отдельным человеком или семьей, являющийся собственником факторов производства и не участвующий в производстве товаров и услуг.

Г. Экономическая система, в основе которой лежит государственная форма собственности, а общественное производство организуется на основе директивного планирования.

Д. Метод организации производства, когда отдельный производитель или группа производителей выполняют строго установленный вид работ или специализируются на изготовлении определенного вида продукции или ее части.

Е. Борьба между производителями товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от её продажи.

Ж. Субъект рыночной экономики, использующий факторы производства для изготовления товаров и услуг с целью их продажи на рынке для получения прибыли.

З. Экономическая система, основанная на частной собственности, свободном предпринимательстве и ценовом механизме регулирования экономики.

 

Тесты.

I. Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие – ошибочны.

1. Рыночная экономика более эффективна, чем планово-административная, так как члены правительства в странах с рыночной экономикой лучше знают экономическую теорию и проводят правильную экономическую политику.

2. Производители в рыночной экономике выпускают именно те товары, в которых нуждаются люди, потому что их взаимодействие координируется правительством.

3. В планово-административной экономике ответ на вопрос: «Кто получает производимые товары?» определяется производителями товаров и услуг.

4. В рыночной экономике прибыль побуждает фирмы производить именно те товары, которые необходимы покупателям. И продавать их по цене, которая устраивает покупателей.

5. Разделение труда приводит к росту взаимосвязи производителей.

6. Конкуренция способствует снижению цены.

7. Природный эгоизм Адам Смит считал вредным для общества.

8. В странах с рыночной экономикой планирование недопустимо.

9. Любая экономическая система сталкивается с необходимостью согласовывания интересов людей.

 

II. Укажите, какое из нескольких положений является правильным.

1. Фундаментальными вопросами экономики являются следующие:

а) кто производит, что производить, как производить;

б) кто производит, для кого производить, как производить;

в) что производить, как производить, для кого производить;

г) что производить, для чего производить, как производить.

2. Вы знаете, что производители всегда стремятся продать свою продукцию как можно дороже, а покупатели желают купить её как можно дешевле. В рыночной экономике этот конфликт разрешается:

а) в результате конкуренции;

б) с помощью правительства;

в) путём переговоров между производителями и покупателями;

г) после вмешательства избирателей.

3. Конкуренция в экономике существует:

а) только среди производителей;

б) только в обществе, использующем деньги;

в) вследствие ограниченности ресурсов;

г) только среди потребителей.

4. Функция, которую не может выполнять цена в условиях рыночной экономики:

а) стимулирование научно-технического прогресса;

б) информирование производителей о нехватке определенного товара;

в) сокращение степени дифференциации семей по уровню получаемых доходов;

г) регулирование распределения ресурсов по отраслям в соответствии с объемом и структурой потребностей в обществе.

 

III. Укажите. Какие из следующих утверждений являются правильными, а какие – ошибочными.

1. Для планово-административной системы характерно:

а) государственная собственность на экономические ресурсы;

б) централизованное распределение ресурсов труда, капитала и природных ресурсов;

в) свободное принятие решений руководителями предприятий о том, что производить;

г) самостоятельный выбор руководителями предприятий потребителей производимых ими товаров и услуг;

д) планирование внедрений в производство новых научных открытий.

2. Природа рынка проявляется в тех случаях, когда:

а) пенсионеры получают пенсию;

б) вы обращаетесь в брокерскую контору, желая продать свои акции;

в) вы оплачиваете услугу частного адвоката;

г) происходит раздача продуктовых талонов остронуждающимся;

д) осуществляется экспорт леса из России в Турцию.

 

 

Проблема.

В экономической литературе даются различные определения понятия «Экономическая система». Здесь приведено три определения. Какое из них, с вашей точки зрения, является наиболее удачным?

В. Автономов:

«Способ согласования деятельности производителей в условиях разделения труда называется экономической системой».

П. Грегори, Р. Стюарт:

«Экономическая система – совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории».

Ф. Прайор:

«Экономическая система включает все те институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты».

Рассматривая эти определения, следует принять во внимание, что главными конституирующими элементами экономической системы являются:

- форма собственности, лежащая в её основе;

- механизм обеспечения информацией и координации;

- методы мотивации людей к труду;

- способ организации принятия решения.

Попытайтесь дать своё определение экономической системы!

Конкретизируйте ваши определения экономической системы, характеризуя административно-плановую и рыночную экономику на основе их конституирующих элементов:

 

Конституирующие признаки
Виды эконом. систем

Форма собственности Механизм обеспечения информацией и координации Методы мотивации людей к труду Способ организации принятия решений
Административно- плановая система   Рыночная система        

 

Вопросы и упражнения.

1. Определите, какой тип экономической системы – планово- административный, рыночный, смешанный – характеризуют следующие высказывания:

а) предприятие выпустило 200 токарных станков, но оказалось в сложной ситуации – оно не может их продать;

б) в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок;

в) члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; они производят пиво, используя новейшие технологии, понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль.

г) распоряжение главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения в стране прекращена свободная купля-продажа иностранной валюты;

д) страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет;

е) коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции;

ж) выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы Вологодской области;

з) засуха этого года привела к росту цен на пшеницу.

 

2. Как объяснить тот факт, что в большинстве домов, в которых мы живем, стены и лифты находятся в ужасном состоянии, но в самих квартирах, как правило, чистота и порядок?

3. Каким образом рынок сигнализирует, что спрос на телевизоры возрастает?

4. Кто, по-вашему, при совершении обмена выигрывает: обе обменивающиеся стороны или только одна?

 

1.5. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЫНКА. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА.

 

Ключевые понятия и термины.

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1. Положительные внешние эффекты.

2. Отрицательные внешние эффекты.

3. Частные блага.

4. Общественные блага.

5. Смешанная экономика.

 

Определения:

А. Экономические блага, обладающие свойствами делимости, возможности отлучить потребителя от их потребления по причине его неплатежеспособности и невозможности потребления другими лицами, если они используются кем-то ещё.

Б. Эффект, возникающий, когда выгоду от рыночной сделки двух сторон получает третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая.

В. Рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

Г. Эффект, возникающий, когда часть затрат, связанных с совершением рыночной сделки между двумя сторонами, несёт третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая.

Д. Экономические блага, обладающие свойствами неделимости, совместного потребления и невозможности исключить из потребления неплатежеспособных лиц.

 

Тесты.

I. Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие – ошибочны.

1. Положительные внешние эффекты проявляются в перепроизводстве товаров и услуг.

2. Отрицательные внешние эффекты сопровождаются недопроизводством товаров и услуг.

3. Государство предпринимает меры против вредных для окружающей среды побочных результатов производства, используя налоговое законодательство.

4. Правительство вынуждено создавать фирмы, производящие общественные услуги (например, пожарные службы), потому что никто не соглашается оплачивать стоимость общественных услуг.

5. В смешанной экономике экономические решения принимаются только государством.

 

II. Укажите, какое из нескольких положений является правильным.

1. Что из нижеперечисленного является лучшим примером того, как правительство охраняет рыночную систему:

а) закрытие предприятий, загрязняющих окружающую среду;

б) строительство дорог и мостов;

в) запрет на продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года;

г) разработка антимонопольного законодательства?

2. Образование – это:

а) пример общественного блага;

б) пример частного блага;

в) пример свободного блага;

г) услуга, которая должна финансироваться как государством, так и частными потребителями.

3. Какие из перечисленных затрат являются лучшим примером затрат на побочный результат производства:

а) починка моста, разрушенного весенним паводком;

б) мытьё стен и окон дома, загрязненных выбросами сажи из трубы близрасположенного завода;

в) уборка зала почты после рабочего дня;

г) оплата штрафа за превышение скорости?

4. Частные компании не желают финансировать службы по оповещению людей об опасности землетрясения, потому что:

а) затраты на организацию таких служб слишком высоки;

б) услугами таких служб большая часть населения может воспользоваться, ничего не заплатив за это;

в) слишком много конкурентов желало бы оказывать подобные услуги населению;

г) главным конкурентом частных фирм является государство, которому создание подобной службы обходится дешевле.

5. Частные блага отличаются от общественных тем, что:

а) делимы;

б) потребляются совместно;

в) могут быть предоставлены даже тем, кто не платежеспособен;

г) неисчерпаемы по потреблению.

6. Что из нижеперечисленного не относится к характерным признакам смешанной экономики:

а) активная конкуренция на рынке;

б) разработка законодательства, создающего наиболее благоприятные условия для действия рыночных законов;

в) разработка индикативных планов;

г) разработка директивных планов?

7. Что из нижеперечисленного создает положительные внешние эффекты:

а) вакцинация работников предприятия против гриппа;

б) низкие цены на продукты питания;

в) оказание социальной помощи малоимущим;

г) увеличение прибыли фирмы, производящей детские коляски?

 

 

III. Укажите, какие из следующих утверждений являются правильными, а какие – ошибочными.

1. Несовершенство рынка проявляется в том, что:

а) фирмы не могут получать одинаковую прибыль;

б) часть людей не может найти себе работу;

в) конкуренция приводит к появлению монополий;

г) происходит разрушение окружающей среды, поскольку фирмам невыгодно тратить средства на её охрану;

д) происходит разорение некоторых фирм.

2. Основные экономические цели, к которым должно стремиться общество в условиях смешанной экономики:

а) экономическая свобода;

б) экономическая эффективность;

в) экономический рост;

г) экономическое равенство;

д) экономическая стабильность.

3. Отрицательные побочные эффекты возникают, когда:

а) фабрика, производящая минеральные удобрения, сбрасывает отходы производства в реку;

б) водитель управляет машиной в нетрезвом состоянии;

в) применяются пестициды;

г) падают реальные доходы населения вследствие роста цен;

д) растут расходы государства на производство вооружений.

4. Мы имеем дело с чистым общественным благом, если оно:

а) неделимо при потреблении;

б) потребляется совместно;

в) не может быть исключено из потребления тех, кто не в состоянии заплатить за него;

г) не может быть уменьшено для одних по причине его потребления другими;

д) передается для потребления бесплатно.

 

Вопросы и упражнения.

1. Как вы понимаете высказывание Милтона Фридмана: «Какие бы ни были причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал»?

2. Если вам предложат внести вашу долю в расходы на установку кодового замка на входную дверь подъезда, что вас может побудить отказаться сделать это?

3. Определите – частным, чисто общественным или квазиобщественным (имеющим черты и частного и общественного) являются следующие товары и услуги:

а) высшее образование;

б) национальная оборона;

в) автострады и дороги;

г) начальное образование;

д) национальные леса;

е) государственные и муниципальные библиотеки;

ж) инфраструктура отдыха и развлечений;

з) электроэнергия;

и) рок-концерты;

к) парки;

л) судебная система.

4. Покажите вашу оценку относительной важности каждой из целей, преследуемых в условиях смешанной экономической системы, и насколько хорошо, по вашему мнению, экономическая система России соответствует этим целям в настоящее время.

В колонке 1 используйте 5-балльную шкалу для оценки важности целей (1 – «низшая», 5 – «высшая»). В колонке 2 проставьте буквенную оценку достижимости целей в России в настоящее время (А -отлично, Б -хорошо, В -удовлетворительно, Г -неудовлетворительно).

 

Экономические цели    
1. Экономическая свобода    
2. Экономическая эффективность    
3. Экономическая справедливость    
4. Экономическая защищенность    
5. Экономическая стабильность    
6. Экономический рост    
7. Другое (по вашему мнению)    

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Единый сельскохозяйственный налог | Тема 1. Вступ. Навколишнє середовище та НТП.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал