![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики
Определение и регулирование важнейших макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, изучение тенденций и факторов, их обусловливающих, позволяет эффективно управлять развитием национальной экономики в целях достижения социально-экономического прогресса общества и государства. Макроэкономические расчёты и анализ важнейших макроэкономических показателей, достижение их пропорциональности позволяют: 1) реально оценивать возможности национальной экономики Беларуси в обеспечении внутренних и внешних потребностей страны, её регионов и отдельных групп населения; 2) определять потенциал развития отдельных отраслей национальной экономики и национального хозяйства в целом; 3) разрабатывать стратегию и тактику экономических реформ, внешнеэкономической деятельности; 4) совершенствовать экономический механизм функционирования национального рынка страны в целом и отдельных его сегментов (рынков труда, ценных бумаг, инвестиций, товаров и т. д.); 5) корректировать налоговый, финансово-кредитный, структурный, инвестиционный, социальный и другие направления политики государства; 6) оценивать альтернативы развития национальной экономики в целом, её отраслей и регионов; 7) определять и реализовывать меры экономической безопасности страны. Система национальных счетов (СНС) – это система взаимосвязанных статистических показателей и классификаций, представленная в виде определённого набора счетов и таблиц, характеризующих результаты макроэкономической деятельности. СНС используется для выработки экономической политики, анализа результатов её реализации и оценки эффективности, а также для моделирования, прогнозирования и управления экономикой в 155 странах мира, а с начала 90-х годов ХХ столетия и в Беларуси. Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП – показатель, характеризующий рыночную стоимость конечного продукта, который произведён за определённый период времени на территории данной страны как её резидентами, так и нерезидентами. Характеристика ВВП: 1. ВВП – это стоимостной показатель; 2. ВВП исключает повторный счёт; 3. В ВВП не учитываются непроизводительные сделки, то есть сделки, которые не влекут за собой изменение объёмов производства (сделки с ценными бумагами, с подержанными товарами); 4. ВВП рассчитывается за год. Существует три основных метода расчёта ВВП: ê по доходам; ê по расходам; ê по добавленной стоимости. Метод расчёта ВВП по доходам: ВВП = заработная плата + процент + рента + При подсчёте ВВП вторым методом учитываются расходы четырёх основных макросубъектов: ê расходы домохозяйств – расходы на приобретение потребительских товаров (C); ê валовые частные инвестиции – расходы фирм на приобретение инвестиционных товаров (I); ê государственные закупки (G); ê чистый экспорт (Xn). ВВП = C+ I+ G+ Xn. Метод добавленной стоимости исключает повторный счёт, так как через добавленную стоимость учитывается только та стоимость, которая создаётся на предприятии. Кроме ВВП, в макроэкономике используют и другие показатели. Валовой национальный продукт (ВНП) – показатель, характеризующий рыночную стоимость конечного продукта, произведённого за определённый период времени резидентами данной страны как на её территории, так и за пределами. В СНС применяют также такие показатели, как национальный доход, чистый внутренний продукт. Основные макроэкономические пропорции национальной экономики. Национальная экономика представляет совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов. Пропорциональность их развития обеспечивает целостность всей экономической системы, её эффективное развитие. Макроэкономическая пропорция – это количественное соотношение, которое устанавливается между сферами, подразделениями, отраслями и комплексами, а также процессами в национальной экономике. Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования макроэкономических пропорций. В планово регулируемых национальных экономиках они устанавливаются централизованно, в рыночных экономиках – на основе спроса и предложения, в смешанных экономиках – рынком с учётом регулирующего воздействия государства. Установление, поддержание и изменение макроэкономических процессов происходит под воздействием ряда факторов: научно-технического прогресса, типа экономического роста (экстенсивный или интенсивный), изменения потребностей народного хозяйства, складывающихся экономических условий развития общественного производства, природных, экологических и других факторов. Макроэкономические пропорции образуют систему, элементами которой являются следующие пропорции: ê общеэкономические – между наиболее крупными сферами национальной экономики (например, между производством и потреблением, потреблением и накоплением, производством товаров и сферой услуг и т. д.); ê межотраслевые – между взаимосвязанными отраслями национальной экономики (между промышленностью и сельским xoзяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, животноводством и растениеводством и т. д.); ê внутриотраслевые – между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли (например, между выпуском чугуна, стали и проката в металлургии; тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении и т. д.); ê территориальные – пропорции в границах определённой территории; ê межгосударственные – между отдельными государствами на основе международного разделения труда. Среди множества синтетических и частных макроэкономических пропорций особый интерес представляют: ê пропорции в развитии совокупного спроса и совокупного предложения; ê пропорции в развитии трёх секторов экономики; ê территориальные пропорции развития национальной экономики. Пропорция развития спроса и предложения является одной из важнейших макроэкономических пропорций в национальной экономике. Она выступает своеобразным рычагом регулирования воспроизводственного процесса в стране. Данную пропорцию анализируют на основе рассмотрения совокупного спроса и совокупного предложения в их единстве. На размер и структуру совокупного спроса влияют следующие факторы: 1) размеры денежных доходов населения; 2) уровень цен на товары и размеры тарифов на платные услуги; 3) состояние системы налогообложения в стране; 4) условия кредитования запасов товаров и потребительских нужд (для оптовых покупателей); 5) состояние денежного обращения (процент наличного и безналичного фонда к размеру ВНП); 6) национальные и исторические особенности; 7) географические (север – юг) и демографические особенности; 8) профессионально-квалификационная структура занятости населения; 9) уровень безработицы в стране; 10) уровень и состояние имущественной дифференциации в обществе и другие факторы. Совокупное предложение зависит: ê от цен на сырьё, топливо, энергию, комплектующие и т. д.; ê от системы налогообложения, то есть от всех факторов, которые формируют и определяют уровень издержек производства (себестоимость) в реальном секторе экономики. На соотношение совокупного спроса и совокупного предложения оказывают влияние и внеэкономические факторы: колебания политической ситуации в стране, войны, национальные конфликты, кризисы и т. д. Под воздействием всех вышеперечисленных факторов формируется определённое соотношение совокупного спроса и совокупного предложения. В идеале совокупный спрос и совокупное предложение должны быть приблизительно равны по размерам и адекватны по структуре. Эта ситуация определяется как «объёмная и структурная сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения». В реальной практике рыночного хозяйствования имеют место случаи, особенно если слаб и неэффективен механизм государственного регулирования национальной экономики, когда товаров произведено больше, чем требуется, или такого ассортимента, качества и цены, которые не востребованы потребителем; или же спрос населения по структуре не совпадает с предложением, так как часть доходов населения идёт (кроме покупки товаров и услуг) на накопление сбережений (проблема «чёрного дня» или проблема формирования средств семейного бюджета на отдых, лечение, приобретение дорогостоящего имущества, недвижимости и т. д.). Государство должно, учитывая особенности (менталитет) хозяйствования в стране, особенности исторического периода развития экономики, степень развитости производства, потребления и т. д., воздействовать на эти процессы, регулировать их, используя как сугубо экономические (рыночные), и административные (законы, нормативные акты и пр.) меры воздействия, так и идеологические (моральные). Пропорция развития трёх секторов экономики отражает структурную политику государства. Её состояние определяется государственными приоритетами в структурной, инвестиционной, социальной, налоговой и другой политике. В соответствии с СНС отрасли экономики подразделяются на три сектора: ê первичный (отрасли, связанные с производство, добычей и потреблением естественных ресурсов); ê вторичный (отрасли обрабатывающей промышленности); ê третичный (отрасли производящие транспортные услуги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля и т. д.) На соотношение темпов роста добывающих и обрабатывающих отраслей национальной экономики оказывают влияние следующие факторы: 1) снижение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. д. на производство продукции в отраслях материального производства; 2) прогрессивные изменения в структуре производства в обрабатывающих отраслях промышленности, рост доли отраслей, производящих более сложную, высокосортную и, следовательно, более дорогую по стоимости (с позиции затрат совокупного общественного труда) продукцию; 3) всемирная утилизация вторичных энергоресурсов, металлолома, макулатуры, тары и других ресурсов; 4) создание и внедрение в производство малоотходных и безотходных технологий; 5) снижение степени влияния природно-климатических факторов на рост размеров производства сельскохозяйственной продукции, происходящее под влиянием развития научно-технического прогресса (НТП). Диспропорции в соотношении этих секторов, а также между производством товаров и услуг могут обернуться серьезными последствиями для национальной экономики. Прогрессивной считается такая динамика макроструктуры, когда наращивается доля сферы услуг. Кроме того, выделяют реальный и денежный секторы экономики. Первый определяется размером валового продукта, а второй – количеством денег, необходимых для внутреннего товарооборота. Важно регулировать соотношение этих секторов. Недооценка или гипертрофия роли одного из них может привести к структурным диспропорциям и падению уровня жизни. Поддержание указанных пропорций на оптимальном уровне или достижение этого уровня являются критерием оценки эффективности национальной экономики.
|