Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перспективная модель национальной экономики Беларуси
При переходе к новой системе хозяйствования исходное состояние системы определяет набор средств воздействия на неё, а также результативность их применения. Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами: ê сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР; ê тесная взаимосвязь Беларуси и России; ê размещение значительной части рынков сбыта продукции в странах СНГ; ê неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за её низкого качества; ê односторонняя зависимость от России по топливно-энергетическим и некоторым сырьевым ресурсам; ê отсутствие собственной достаточной минерально-сырьевой базы; ê доминирование государственной формы собственности; ê «социалистический» менталитет народа; ê несоответствие структуры производства потребностям общества; ê чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции. В качестве перспективной модели национальной экономики Республики Беларусь была выбрана социально ориентированная рыночная экономика. При выборе данного направления развития опирались на следующие предпосылки: ê принадлежность в течение длительного периода времени к социалистической системе; ê вера в необходимость сильного государства; ê традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность белорусского народа, обусловившие выбор эволюционного пути перехода. Типовая модель социально ориентированной рыночной экономики отличается следующими признаками: ê «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государства; ê государство осуществляет макроэкономическое регулирование не только на уровне денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и в других сферах экономики (инвестиционная политика), трудовые отношения (регулирование занятости); ê поддержание конкурентных отношений в экономике; ê развитая система социальной поддержки и социальной защиты населения со стороны государства. Перспективная модель экономики Республики Беларусь основана на следующих принципах и направлениях государственной политики: ê общая социальная ориентация экономической системы; ê формирование развитого гражданского общества и самоуправления; ê приоритетное развитие человеческого потенциала; ê переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства; ê повышение эффективности производства, конкурентоспособности страны; ê интенсивное внедрение наукоёмких технологий; ê следование экологическому императиву. Однако государство не может совершить переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок. К позитивным предпосылкам перехода можно отнести: ê выгодное экономико-географическое положение Беларуси; ê наличие системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; ê значительный научно-технический потенциал; ê многоотраслевой промышленный комплекс; ê высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы. В качестве барьеров выступают: ê несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократии; ê недостаточное развитие конкурентной среды; ê критический уровень износа активной части основных средств; ê недостаточный уровень менеджмента; ê чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей. Также выделяют внутренние и внешние предпосылки. К числу внешних предпосылок относят мировые процессы глобализации и информатизации, интеграцию и сотрудничество в мировом и региональном масштабах. К числу внутренних предпосылок относят мировоззренческие, идеологические, правовые и политические условия, которые позволяют обеспечить формирование рыночной чреды, развитой конкуренции, устойчивый экономический рост и повышение уровня жизни населения при сохранении окружающей среды.
|