Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы и задачи криминалистики.
Задачи криминалистики делятся на две группы: 1) основные– это разработка новых приемов, методов, внедрение в практику следствия и суда наиболее передовых и эффективных методов работы с доказательствами; 2) вспомогательные– обобщение передового положительного и отрицательного опыта работы следователей и формирование выводов о причинах ошибок при производстве различных следственных действий. Правовые основы криминалистики– положения, закрепленные в УПК РФ, в Законе об оперативно-разыскной деятельности и в ГПК РФ, подзаконные акты, приказы Генерального прокурора, приказы МВД России, инструкции, предписания и рекомендации научно-практические. Общенаучные методы: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование, идентификация, математические методы. - Наблюдение - целенаправленное непосредственное восприятие предмета или явления. Оно может выполняться двумя способами: визуально и с применением технических средств (микроскопов, оптических приборов, рентгеновских установок, ультразвуковой и лазерной техники). - Измерение - необходимый метод познания различных пространственных и временных величин: по изучению следов преступления с применением измерений линейных и угловых величин, объема, температуры, твердости, сопротивления материалов; измерение временных показателей: траектория движения, давность образования следов и др. - Описание - фиксация путем описания количественных и качественных показателей изучаемых предметов: внешность человека, следы рук, ног, транспортных средств. Описание может быть устным и фиксированным (т.е. применение картотек, каталогов, описание с помощью звукозаписывающей аппаратуры).Описываются не все признаки того или иного объекта, а только некоторые, имеющие наиб. Значение. - Сравнение – одновременное соотносительное исследование св-в или признаков двух или нескольких объектов. - Эксперимент – воспроизведение явл-ия или события с целью установления природы этого явления. Должен проводиться в определенных, заранее созданных условиях. - Моделирование – создание модели, заменяющей в процессе исслед-ия оригинал. Модель используется тогда, когда имеется неполная информация о предмете или явлении. Модели могут быть материальными (гипсовая копия следа, макет здания), логическими (следственная версия), структурными. - Идентификация - решает вопрос о том, является ли предмет тем же самым, или определить группу, к которой он относится (исполнители и авторы документов; конкретные объекты, оставившие следы...). В идентификации применяются методы трассологии, баллистики, почерковедения, идентификации человека по признакам внешности. - Математические методы - математическая статистика, теория вероятности и вычислительная техника, - обеспечивают надежность и достоверность экспертных заключений. Общенаучные методы применяются всегда в комплексе.
Специальные методы: 2 группы - собственно криминалистические методы и методы естественной и технической наук. * Собственно криминалистические методы созданы и обоснованы теорией криминалистики либо заимствованы и приспособлены ею специально для исследования криминалистических объектов (судебно-фотографические, трассологические, баллистические...). Например, в области судебной фотографии разработаны методы: измерительной, ланограмной, стерескопической и др. видов фотосъемки). В трассологии созданы методы следокопания, микроскопические исследования рельефа следов орудий взлома...Криминалистика располагает эффективными методами технико-криминалистического исследования документов, почерковедческой экспертизы, фотопортретной идентификации, исследования микрочастиц. * Методы естественной и технической наук: физико-химический, биологический, антропологический, социологический (анкетирование) –психологический (основаны на изучении поведения).
|