Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия Возрождения - Нового Времени
Автор курса: кандидат философских наук - Дмитрий Кириллович Бурлака 1. Задачи курса. История философии в контексте феноменологии духа. Религиозная культурология как метод анализа историко-философского процесса. Культурология, философия истории, историософия, религиозная культурология. Понятия мифа и мифологии, мифологемы, различные концепции. Религиозно-онтологическая трактовка мифа. Шеллинг и Юнг. Н.Бердяев, Л.Карсавин, А.Лосев. Рождение и изживание мифа как культуротворческий процесс. Философия - дух эпохи, выраженный в мыслях. Философия - логико-категориальная транскрипция базисного мифа культурно-исторической эпохи. Концепции Средневековья и гуманистической культуры в классической и религиозной культурологии. 2. Генезис и структура средневекового миросозерцания. Факторы новых этносов, античной культуры, библейского откровения. Средневековье как процесс. Запад и Восток, типологические особенности. Специфика христианской культуры, Средневековье как этап христианской культуры. Теоцентризм, теократичность, иерархичность, символико-аллегорическое миросозерцание, персонализм как основные черты средневековой культуры. Мифология спасения — экзистенциальный нерв средневековой цивилизации. 3. Итоги Западного Средневековья. Основные культурные вербализации мифологии спасения: " Божественная комедия" Данте (образно-символическое миросозерцание), " Суммы" Фомы Аквината (рациональное мышление), теоретическая и практическая теократия Иннокентия III (основной вектор социальной воли). Изживание мифологии спасения. Иннокентий III (1198 - 1216) и Иоахим Флорский (1132- 1202). Доминиканская схоластика и францисканство (Св. Франциск (1181- 1226) и Дунс Скотт (1266- 1308)). Данте и Петрарка. 4. Основные категории средневекового мышления и идентифицирующая категориальная структура схоластической философии. Бытие — Знание — Действительность (Акт). Мистическая философия Майстера Экхарта (1260-1327(28)). Средневековая тематизация идеи творения на своем пределе. Категории Ничто, Незнания, Возможности. Абсолютное как Изобильное Ничто. Основные смыслообразы: Божество и Бог, Бездна, рождающая основу, Искорка души. Бог, познающий себя в человеке. Учение Экхарта о человеке — средневековая мысль, вышедшая за свои пределы. Экхартианство и схоластика (доминиканская, францисканская) — категориальная картина средневекового мышления (безосновность Абсолютного и обоснованность мира). 5. Николай Кузанский (1461-1464) — последний великий мыслитель Средневековья и первый — гуманистической философии. Источники — схоластика и апофатика; античная философия; значение неоплатонизма. Синтез мистики и схоластики. Формулирование основных понятий в главной работе " Об ученом незнании" (1440). Бог как абсолютная потенция и абсолютное бытие. Фундаментальная интуиция — Абсолютное как чистое тождество противоположностей. Ее раскрытие в категориях: возможность - бытие, неиное, мощь. Трактаты " О неином" (1452), " О возможности -бытии" (1460), " О вершине созерцания" (1464). От мифологии спасения к мифологии творчества. Динамичный космос, теория развертывания - свертывания Абсолюта в мир как прообраз идеи развития. Пантеистическая тенденция у Николая Кузанского. Учение о человеке. Концепция познания - диалектика, мистический рационализм. Ученое незнание как вершина созерцания. Влияние и значение Николая Кузанского. 6. Гуманистическая концепция человека. Платоновская академия во Флоренции. Значение Флоренции. Значение Академии. Новый стиль мысли. Великие географические открытия в области духа. Ядро гуманистической культуры — новая концепция человека. Марсилио Фичино (1433- 1499), жизнь, значение. Христианский платонизм. Любовь, красота, наслаждение, как онтологические реальности. От " Суммы против язычников" к философии религии: доктрина всеобщей естественной религии Марсилио Фичино (" О христианской религии" (1476)). Концепция человека (" Платоновская теология о бессмертии души" (1482)). Пико-делла-Мирандола(1463-1494): жизнь, замысел всеобъемлющего философско-теологического синтеза. (" Философские, кабалистические, теологические выводы". (1489)" Речь о достоинстве человека".) Мифология человека, творящего свою собственную судьбу, — экзистенциальный нерв гуманистической культуры. Предварительный анализ последующей судьбы мифологемы - идеи Человека-творца. 7. Последующая вербализация мифологии творчества в философских, социально-политических и религиозно-философских доктринах. Н. Макиавелли, Т. Мор, Эразм Роттендамский. Гуманизм как тип духовности и культурно-исторической практики: человек — абсолютная ценность, субъект истории и своей собственной судьбы. Иные трактовки термина гуманизм. Гуманизм как феномен христианской культуры и как языческая реакция на христианство. Нередуцируемость гуманистических культур к языческим. 8. Политическая философия Гуманизма. Коперниканский переворот в политическом мышлении. Николо Макиавелли (1463- 1527): жизнь, судьба, сочинения (" Замечания на первую декаду Тита Ливия", " " История Флоренции", " Государь" (1532)). Государство, Церковь, Индивид. Основы политической науки. Оценки творчества Н. Макиавелли. Макиавеллизм. Экзистенциальная абстрактность Макиавелли. 9. Утопия как феномен гуманистического сознания. Томас Мор (1478- 1535), жизнь, сочинения, судьба. Конкретно-историческое содержание " Утопии" (1516)и идейно-смысловая структура утопии: человек как субъект истории; могущество разума, человек как цель своей собственной деятельности; возможность рая на земле. Утопия в теории и жизни — религиозно-политическое конституирование мифологии человека-творца. Типы утопий. " Город Солнца" Томмазо Кампанеллы и " Новая Атлантида" Фрэнсиса Бэкона. От Мора до Маркса. 10. Экзистенциально-теоретический фон ренессансного гуманизма. Наслаждение, земное благо и бессмертие души. Изменение в переживании личного времени. Лоренцо Валла (1407- 1457). Трактаты: " О свободе воли" (1438- 1442). " Об истинном и ложном благе" (1431- 1433). Пьетро Помпонации (1462- 1525): " Трактат о бессмертии души" (1516), Эразм Роттендамский (1469 - 1536). Работы: " Похвала глупости", " Рассуждение о свободе воли" (1534). Северный и южный гуманизм. Христианский гуманизм Эразма. 11. Гуманизм и Реформация. Характеристические черты нового религиозного сознания: имманентность божественного, рационализм, историзм, индивидуализм, человек — основной субъект религиозной жизни. Предание и Писание в историческом горизонте индивидуального человеческого разума — историко-критические опыты Л. Валлы, И. Рейхлина и Эразма. Начало библейской критики. Реформация как феномен гуманизма и как реакция на гипертрофированный антропоцентризм гуманизма. Лютер и Эразм — фундаментальный спор о рабстве и свободе воли, богопознании и загробной судьбе человека. Развитие Реформации. Контрреформация. 12. Окончательное формирование гуманистического мировосприятия. Космос гуманизма. Николай Коперник (1473- 1543). Трактат " Об обращении небесных орбит" (1543), его историческое значение. Иоганн Кеплер (1571-1630). Трактаты: " Новая астрономия" (1609), " Космографическая тайна", " Гармонии мира" (1619). Галилео Галилей (1564- 1642). Трактаты: " Звездный вестник" (1610), " Диалог о двух главнейших системах мира" (1632). Пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно (1548- 1600) — итоговая метафизика Ренессанса. От абсолютного тождества всех противоположностей в Боге (Николая Кузанского) до тождества абсолютных противоположностей - Бога и природы. Пантеизм Бруно. Языческий и средневековый пантеизм. Антиномичность - специфика ренессансного пантеизма. Поэзия одухотворенной материи. Прообраз самодвижущейся материи. Материя как субстанция. Концепция абсолютного максимума: " О бесконечности вселенной и мирах", " О причине, начале и едином". Концепция абсолютного минимума: " О тройном наименьшем и мере", " О монаде, числе и фигуре". Концепция человека: " О героическом восторге". Затухание героического энтузиазма. Галилео Галилей — шаг в рациональность Нового времени (" Беседы и математические доказательства" (1638)). От Кузанского и Фичино до Галилея и Ньютона. Экзистенциально-культурологическое значение Бруно. 13. Скептицизм М. Монтеня (1533 - 1592) — афористическая популяризация гуманистической критики средневековой ортодоксии и самокритика гуманистического оптимизма. Церковь как социальный институт. Понимание природы. Концепция человека, его счастья, возможностей познания: от героического энтузиазма до гедонистического скептицизма. Стиль " Опытов": " Несистематичный, но глубокий и занимательный". Влияние Монтеня. 14. Мистическая теософия Якоба Бемэ (1575 - 1624) — символико-аллегорическое подытоживание религиозных исканий Возрождения. Гностицизм. Влияния натурфилософии и экхартианства. Онтологический символизм и пантеизм.Ранний и поздний Бемэ. От " Авроры" (1612) до " Обозначения вещей" (1622) и " Великой тайны" (1623). Концепция творения. Динамизм натурфилософии и космологии. Софиология и антропология (" Христософия"). Мистический христианский гуманизм Бемэ в свете учения Лютера. Влияние Беме в Европе и в России. 15. Новое время как своеобразная эпоха гуманистической культуры. Завершение Возрождения и начало Нового времени - Фрэнсис Бэкон (1561- 1626), его жизнь, сочинения. Онтология. Классификация наук. Гносеология Бэкона: критика " слишком чистого" разума, процедуры очищения от Идолов. Индукция и эксперимент, открывающие новые и полезные истины - от схоластики, мистики и натурфилософии - к положительной науке. Знание - сила! Идеология человека, господствующего над природой — буржуазно-прагматическая транскрипция мифологии творчества. Творчество как Дело: миф о новом пути к новой земле под новым небом — " Новый органон" и " Новая Атлантида". Продолжение попыток концептуального оформления нового пути — гипертрофированный методологизм новоевропейской философии: от Бэкона до Канта и Маха. 16. Рене Декарт (1596- 1650)— родоначальник новоевропейской философии. Впервые: гуманистическая норма рациональности в чистом виде. Принцип Cogito. " Я" как начало пути человеческого разума из себя через Бога и мир к себе ради самого себя. Гуманизм и античность - Декарт и Парменид. Начало средневековья и гуманизм: Филон и Декарт. Завершение средневековья и новое время: Николай Кузанский и Декарт. Гносеология, космология, онтология и этика Декарта. Деизм, дуализм, механицизм. Основные трактаты: " Правила для руководства ума" (1629), " Мир или трактат о свете (1634), " Рассуждения о методе" (1637), " Размышления о первой философии" (1641), " Начала философии" (1644), " Страсти души" (1649) Рационализм и эмпиризм. Религиозно- культурологические истоки гносеологического дуализма чувственного и рационального. Картезианство и окказионализм Н. Мальбранша. Судьба Декарта как символ его философии. Миф о науке, философия как универсальная математика. Декарт и генетический код новоевропейского философствования. 17. Учение о субстанции Бенедикта Спинозы — классическая тематизация центральной категории новоевропейского мышления. Понятие субстанции — развернутое новоевропейское видение Абсолютного. Субстанция - атрибуты- модусы, или Всеобщее — особенное — единичное. Свобода и необходимость, детерминизм и фатализм, их внутренняя противоречивость. От онтологического дуализма Бога и мира ортодоксальной теистической теологии к онтологическому монизму новоевропейского гуманизма. Или от Бога, свободно творящего бытие в акте личной воли, к деперсонифицированому Бытию, свободнотворящему самое себя. Пантеизм Спинозы: от мифологии творения к мифологии развития. Иудейские, христианские и атеистические мотивы в миросозерцании Спинозы. Учение о человеке, его счастьи, бессмертии души. Жизнь и сочинения Спинозы (1632- 1677): " Трактат об усовершенствовании разума", " Этика" (1675), " Богословско-политический трактат" (1677). Влияние Спинозы. Спинозизм и ньютонианская картина мира. 18. Философия Г.В.Лейбница (1646-1716) — завершение рационалистического классицизма Нового времени. Монадология Лейбница — онтологическая транскрипция самоосознания человеком себя как субстанциального субъекта. Источники философии Лейбница. Учение о Монаде: дух и энергия, время и пространство, познание и самопознание, стремление и напряжение. Панлогизм. Плюрализм. Преодоление эмпиризма (Дж. Локка) в гносеологии и критика натурализма в онтологии. Анализ материализма и идеализма как типов мировоззрений. Космология: Лейбниц и Ньютон. Учение об Абсолютном. Религиозно- культурологические основания философии Лейбница. Понятие монады как рационалистическая транскрипция духовного самочувствования протестантского типа. Теодицея. Проблема теодицеи как феномен гуманистического религиозного мировосприятия. Влияние Лейбница. Лейбниц и Просвещение. 19. Материализм и субъективный идеализм — подлинно- оригинальная философия классического гуманизма. Теоретические, социальные и религиозные корни материализма. Онтология: материализм как закономерный результат развития идеи нетварного бытия, вечно творящего самого себя (Кузанец, Бруно, Спиноза). Гносеология: эмпирико-сенсуалистическая доктрина субъективности идей: номинализм (Оккам), эмпиризм (Локк), сенсуализм (Кондильяк). Социальные корни — воля Буржуа к примату земного над небесным. Религиозные основания: атеизм как радикальное развитие мифологии человека-творца. От человека, сотворенного по образцу и подобию Бога, через Человека, творящего мир и свою собственную судьбу, до Человека, творящего " бога" по своему образу и подобию. История материализма. Т. Гоббс (1588- 1679), английский материализм, французский материализм. Д. Дидро (1713- 1784), К.А. Гельвеций (1715- 1771), П.А. Гольбах (1728-1789). Классический материализм Фейербаха и Маркса. 20. Субъективный идеализм как специфический феномен гуманистического сознания: реакция на материализм и радикальное развитие монадологической интуиции. Дж. Беркли (1785- 1653), жизнь, сочинения, основные идеи. Трактаты: " Опыт новой теории зрения". " Три разговора между Гиласом и Филонусом". Критика понятия материи как субстанции методами эмпирико-сенсуалистического философствования. Антропоцентризм: человек — конструктор картины мира. Монадологическая идея на грани абсурда (солипсизм), кризис субъективного идеализма и попытка его преодоления у Беркли на путях неоплатонизма. Давид Юм (1711-1776): внутренняя логика субъективного идеализма, доведенная почти до конца — человеческая личность (субстанциальный субъект) как " пучок перцепций". Начало позитивизма. Критика понятий причинности и субстанции — скептическая антитеза кругу базисных идей нового времени Трактат " Исследование о человеческом познании" (1748).Философия религии Д. Юма: происхождение и сущность религии с точки зрения субъективного идеализма. Боги, созданные человеком, — место встречи с материализмом, трактат " Естественная история религии" (1757). 21. Блез Паскаль и Иоганн Шефлер — внутренняя реакция на идеалы гуманизма и просвещения. Величие и ничтожность человека, страх перед космосом-без-Бога, примат веры над разумом. Индивидуализм и имманетизм религиозных воззрений Паскаля и Шефлера. Жизнь (1623- 1662)и сочинения Б. Паскаля. " Мысли" (1669). Понятие точки у Паскаля, его религиозно- культурологический смысл. Радикально-гуманистическое развитие бемеанской мистики Шефлером (Ангелиусом Силезиусом): идеи рождения - смерти человека в Боге и Бога в человеке — теософское развитие монадологии и (или) христианская версия субъективного идеализма. Жизнь и сочинения И.Шефлера (1624- 1677). " Херувимский странник". Элитарный интеллектуализм Паскаля и Шефлера. 22. Просвещение и Просветители. Круг идей Просвещения. Английское, немецкое, французское Просвещение, основные представители. Просвещение как эклектическая популяризация основных идей классического новоевропейского гуманизма. Наивный оптимизм Просвещения. Мифология " Homo sapiens". Внутреннее изживание мифологии новоевропейского Просвещения и внешнее завершение эпохи в опыте Великой Французской революции. ЛИТЕРАТУРА Обязательные источники: 1. Экхарт И. Проповеди и рассуждения. М., 1993. Учебники · История философии: Запад-Россия-Восток. КНИГА 2 · Лосев А, Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. · Рассел Б. История западной философии Книга 3. · Реале Дж., Антисери Д. История философии. Т. III» СПб., 1996. Желательные первоисточники: 1. Экхарт И. Проповеди. М., 1993. Вспомогательная литература: 1. Баткин Л. М, Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. Примечание: * - означает одну из указанных работ.
|