Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование городских агломераций в аспекте релятивистской теории центральных мест.
Ясно, что в классической схеме центральных мест нет места для возникновения городских агломераций, прежде всего горнопромышленного типа, таких как Донбасс или Верхняя Силезия, носящих ярко выраженный полицентрический характер и конурбаций типа Москвы или Парижа. вопрос о том, почему одни города-гиганты имеют обширные агломерации, а другие их не имеют. Вряд ли тут можно установить какую-либо зависимость от размеров города. Классическая теория центральных мест, пространственным выражением которой является идеальная кристаллеровская решетка, вообще не допускает каких-либо сгущений населения, ибо это приведет к неравномерности самой этой решетки.
Образование крупных городских агломераций нарушает не только теоретически предсказанные пропорции в расстояниях между центральными местами, но и пропорции в соотношениях размеров центральных мест различных уровней иерархии. Причем, если пропорции в расстояниях между центральными местами могут более ими менее соответствовать предсказаниям теории за счет того, что сгущение сети центральных мест вблизи главного центра компенсируется ее разряжением на периферии, так что средние значения для системы в целом, будут близкими к случаю регулярной решетки, то с соотношениями размеров центральных мест, принадлежащих к смежным уровням иерархии, этого произойти не может (если не считать случайных совпадений).
Еще один феномен, который не может быть описан с точки зрения классической теории центральных мест - это выпадение в системе городского расселения городов, которые должны были бы составить второй по величине уровень иерархии. Это явление может сопровождаться возникновением сильного сгущения сети центральных мест вокруг главного центра, но может и не сопровождаться им.
Зрелые системы городского расселения имеют весьма устойчивую пространственную структуру и их развитие протекает в направлении повышения этой устойчивости, т.е. в направлении приближения к состояние изостатического равновесия. Этот процесс протекает достаточно медленно в такой зрелой и выкристаллизовавшейся системе как система городского расселения Эстонии, в такой бурно развивающейся системе как система городского расселения Армении он протекает значительно быстрее, во направление его неизменно. Образование крупных агломераций вокруг национальных или региональных столиц становится возможным только тогда, когда такая агломерация является закономерным продолжением сгущения сети городов в весьма крупном регионе или соответствующей ему по размерам стране. В условиях весьма равномерной сети городского расселения крупная агломерация не мажет возникнуть даже вокруг Будапешта, сосредоточивающего пятую часть населения Венгрии, в которой к тому же отсутствуют города, кои должны были бы образовать второй уровень иерархии (три города со средним населением примерно 0, 5 млн. жит.) Москва отнюдь не взяла на себя функции городов несуществующего второго уровня иерархии Московского столичного региона, ибо не вобрала в себя ту часть их населения, которая связана с выполнением центральных функций второго уровня иерархии. Положение Москвы в этом регионе очень специфично: она нисколько не велика для его системы расселения, во именно потому, что очень сильное сгущение сети центральных мест четвертого уровня позволяет этой системе уравновешивать Москву. Однако даже такая " экзотическая" система городского расселения со вполне удовлетворительной точностью характеризуется инвариантами релятивистской теории центральных мест.
10. Соотношение правила «ранг-размер» и теории центральных мест при описании эволюции городского расселения.
Системы городского расселения сначала формируются как некая целостность - в этот период улучшается их соответствие предсказаниям правила Зипфа, затем происходит формирование четкой иерархической структуры - в этот период улучшается соответствие предсказаниям теории центральных мест и ухудшается соответствие предсказаниям правила Зипфа. Подобно тому как вещества с течением времени переходят из аморфного состояния в кристаллическое, системы расселения также переходят из квазиаморфного состояния, характеризующегося соответствием предсказаниям правила Зипфа, в квазикристаллическое, характеризующееся соответствием предсказаниям теории центральных мест. По аналогии с процессом кристаллизации этот процесс назван процессом кристаллеризации систем городского расселения.
11. Теория экономического ландшафта: история создания и взаимоотношения с теорией центральных мест. Работа с ведущими американскими экономистами, среди которых был и Василий Леонтьев (1906—1999), оказала сильнейшее влияние не только на научное мировоззрение Лёша, но и на его политические взгляды: он до конца своих дней оставался убежденным сторонником свободы и личной ответственности, без которых невозможны ни демократия, ни рыночная экономика. При этом Лёш не считал, что рыночная стихия — это и есть самоорганизация, которая сама породит структуры цивилизованной экономики. Наоборот, Лёш всячески подчеркивал роль государства в обеспечении экономической свободы. Последняя не может возникнуть без кропотливой и творческой рабо ты в области государственного строительства, так же, как и свобода личности — благодаря только поголовному вооружению граждан.
Экономический ландшафт представляет собой переплетение рыночных зон различных товаров и услуг. В любой точке этого ландшафта есть спрос на какие-то товары и услуги: товары длительного пользования и повседневного спроса, допускающие длительное хранение и скоропортящиеся, услуги частые и редкие. Объем спроса принято изображать в форме конуса, круговое основание которого и есть элементарная рыночная зона. Чем дальше от центра круга — места производства, — тем выше цена и ниже спрос. В определенной точке цены одного и того же товара двух соседних производителей становятся одинаковыми; тут и проходит граница рыночных зон.
Лёш любил изучать размещение производства и географию сбыта пива, тогда еще в основном не пастеризованного: его нельзя было хранить и перевозить на большие расстояния. Чем дальше от пивоварни, тем выше становилась цена пива, пока она не сравняется с ценой пива, произведенного в соседнем городе. В Германии пиво пили везде; вся ее территория должна была покрываться рыночными зонами — основаниями конусов спроса на пиво. При этом круги в идеальном случае усекаются конкурентами до правильных шестиугольников, образующих решетку. Центры многих конусов, разных размеров и разной ориентации, — города. 12. Научное мировоззрение А. Лёша, его трактовка экономического равновесия.
Лёш верил в объективную истину и считал, что задачи экономических наук ничем принципиально не отличаются от задач наук естественных: «Положения, выдвигаемые чистой теорией, верны только при фактическом наличии предпосылок, из которых она исходила. Вот почему так трудно объяснить при помощи чистой теории исторически сложившиеся условия. Однако всюду, где создается что-то новое, то есть и при заселении страны и при планировании размещения, законы, открытые теорией, служат единственным для экономистов руководящим принципом, позволяющим предсказать, что должно произойти. Не иначе обстоит дело и в физике. Размер валуна нельзя определить исходя из общих законов физики, хотя он и образовался согласно этим законам. Между тем прочность стены или конструкцию машины можно рассчитать, опираясь на законы физики. Истинная сфера применения открытых человеком законов природы и экономики заключается в объяснении явлений не произвольно возникших, а тех, творцом которых был сам человек». У Леша:
· радикальный пересмотр веберовской теории, предполагавшей выбор точки с минимальными издержками производства, у него все обосновывается необходимость выбора для размещения точки, обеспечивающей максимальную прибыль. · решение задачи одновременного размещения сразу нескольких производителей, имеющих к тому же разный профиль, между тем как веберовская теория решала задачу размещения только одного предприятия. · вклад в разработку проблемы трансферта и его совсем не однозначного влияния на разделение труда и темпы экономического развития, исследование волн цен и компенсационного трансферта. · исследование роли границ и прочих рубежей, имеющих экономическое значение · о влиянии национального характера на тип экономики и темпы ее развития
Нельзя ограничиться знанием правил, определяющих равновесие экономики в самых общих чертах, надо знать также, как достигать такого равновесия в условиях, более близких к действительности. Именно по этой причине мы не можем больше пренебрегать такими факторами, как время и пространство Естественное равновесие в экономике отличается от равновесия в природе в той же мере, в какой моральное равновесие отличается от механического. Природа действует в согласии со своими законами, а человек — в соответствии со своими представлениями о законе. Другими словами, природа должна, а человек может действовать правильно. Чтобы поступать правильно, человек должен иметь некоторые представления о том, как ему надлежит действовать. Что касается равновесия в экономике, то это означает следующее: человек должен понять природу равновесия, чтобы правильно организовать свою деятельность
13. Образование секторов богатых и бедных городами в экономическом ландшафте А.Лёша. В теории Лёша экономический ландшафт неоднороден по своей природе. Он предполагает формирование секторов богатых и бедных городами. Альфреду Веберу (1868—1958) удалось в 1909 г. решить задачу оптимального размещения только одного производителя при прочих заданных условиях, и это достижение оставалось непревзойденным более четверти века. Лёш решил задачу одновременного размещения нескольких производителей, имеющих к тому же разную специализацию. Если до Лёша оптимальной точкой для размещения производства считалась та, которая обеспечивает минимальные издержки, то Лёш показал, что предпочтительней то размещение, которое обеспечивает максимальную прибыль. Только много позже ученые рассчитали, что оптимальное размещение (если бы предприятия можно было свободно передвигать по территории) позволило бы сократить затраты энергии на 30—50%. Разумеется, затраты энергии — это лишь часть затрат, которые таким чудесным образом можно было бы сократить. Теория Лёша позволила много позже увидеть, как изменялось размещение городов по мере роста доли городского населения. Когда оно составляет примерно 30%, города располагаются в узлах правильной шестиугольной решетки. Когда оно составляет 50—60%, решетка как бы переформируется, и города оказываются в серединах ребер; их становится существенно больше, а расстояния между ними сокращаются. Когда доля городского населения приближается к 90%, мы находим их уже внутри ячеек решетки; их становится еще намного больше.
|