Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные структурно-функциональные зоны и элементы зданий и сооружений.
Выделяют следующие 6 основных структурно-функциональных зон ОСИ (частей объекта социальной инфраструктуры), которые подлежат адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения:
1. Территория, прилегающая к зданию (участок);
2. Вход (входы) в здание;
3. Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации);
4. Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта);
5. Санитарно-гигиенические помещения;
6. Система информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы).
Классификация основных структурно-функциональных зон и элементов зданий и сооружений, подлежащих адаптации для инвалидов и других МГН представлена на рисунке и табл. 6.
Основные структурно-функциональные зоны и элементы зданий и сооружений, подлежащие адаптации для инвалидов и других МГН (иллюстрация В.И.Никифорова, при поддержке М.М.Шаколина, 2015)
Таблица 6.
Основные структурно-функциональные зоны и элементы зданий и сооружений, подлежащие адаптации для инвалидов и других МГН
Основные структурно-функциональные зоны ОСИ (их виды)
| Функционально-планировочные
элементы зоны
(и их особенности)
| Территория, прилегающая к зданию (участок)
| Вход (входы) на территорию
| Путь (пути) движения на территории
| Лестница (наружная)
| Пандус (наружный)
| Автостоянка и парковка
| Вход (входы) в здание
| Лестница (наружная)
| Пандус (наружный)
| Входная площадка (перед дверью)
| Дверь (входная)
| Тамбур
| Путь (пути) движения внутри здания
(в т.ч. пути эвакуации)
| Коридор (вестибюль, зона ожидания, галерея, балкон)
| Лестница (внутри здания)
| Пандус (внутри здания)
| Лифт пассажирский (или подъемник)
| Дверь
| Пути эвакуации (в т.ч. зоны безопасности)
| Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)
| Вариант I - зона обслуживания граждан (в том числе инвалидов и других МГН)
| кабинетная форма обслуживания
| зальная форма обслуживания
| прилавочная форма обслуживания
| форма обслуживания с перемещением по маршруту
| кабина индивидуального обслуживания
| Вариант II - места приложения труда
| Вариант III - жилые помещения
| Санитарно-гигиенические помещения
| Туалетная комната
| Душевая/ ванная комната
| Бытовая комната (гардеробная)
| Система информации на объекте
| Визуальные средства
| Акустические средства
| Тактильные средства
|
Зона 1 «Территория, прилегающая к зданию (участок)»
Основные требования к данной зоне:
- наличие хотя бы одного входа (въезда) на территорию объекта (на прилегающую к зданию территорию), приспособленного для всех категорий граждан (инвалидов и других МГН);
- наличие путей движения для МГН (транспортных и пешеходных; с возможностью их совмещения);
- наличие выделенных и маркированных мест (хотя бы одного) для транспорта инвалидов;
- наличие мест отдыха (рекомендуется).
Характеристика параметров доступности к земельным участкам обобщена в табл.7; иллюстрации представлены на рисунках.
Примеры обустройства различных зон территории, прилегающей к зданию (участку)[34]
Таблица 7
Общие требования к земельным участкам
Элемент
| Характеристика элемента
| Требования СП 59.13330.2012 (раздел 4)
| Вход на участок
| информация об объекте
| следует оборудовать доступными для МГН, в том числе инвалидов- колясочников, элементами информации об объекте.
| Путь движения
| калитки
| не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие преграду для МГН.
| условия движения
| беспрепятственное, безопасное и удобное передвижения МГН по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330;
пути движения должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.
| система средств информационной поддержки
| должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время (в течение суток) эксплуатации учреждения или предприятия в соответствии с ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52875.
| транспортные проезды на участке и пешеходные пути
| допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения;
следует делать ограничительную разметку пешеходных путей на проезжей части, которые обеспечат безопасное движение людей и автомобильного транспорта.
| места пересечения пешеходных путей транспортными средствами
| у входов в здание или на участке около здания следует предусматривать элементы заблаговременного предупреждения водителей о местах перехода, вплоть до его регулирования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51684.
по обеим сторонам перехода через проезжую часть должны быть установлены бордюрные пандусы.
| подземные и надземные переходы
| оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный переход.
Ширина пешеходного пути через островок безопасности в местах перехода через проезжую часть должна быть не менее 3 м, длина - не менее 2 м.
| ширина пешеходного пути
| с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2, 0 м.[35]
В условиях сложившейся застройки допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пути движения до 1, 2 м.
При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2, 0 1, 8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках.
Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах- колясках, не должен превышать 5%, поперечный - 2%.
| съезды с тротуара на транспортный проезд
| уклон должен быть не более 1: 12, а около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1: 10 на протяжении не более 10 м;
бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть;
перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0, 015 м.
| бордюры
| высота бордюров по краям пешеходных путей на территории рекомендуется принимать не менее 0, 05 м;
перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0, 025 м.
| тактильная полоса
| на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0, 8 м до объекта информации или начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.; ширина тактильной полосы принимается в пределах 0, 5-0, 6 м.
| покрытие пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов
| должно быть из твердых материалов, ровным, шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а также предотвращающим скольжение, т.е. сохраняющим крепкое сцепление подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски при сырости и снеге.
Покрытие из бетонных плит должно иметь толщину швов между плитами не более 0, 015 м.
Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.
| Открытые лестницы
| параметры лестничных маршей и ступеней
| ширина лестничных маршей открытых лестниц должна быть не менее 1, 35 м.
Для открытых лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0, 35 до 0, 4 м, высоту подступенка - от 0, 12 до 0, 15 м.
Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней.
Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2%.
Поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой.
Марш открытой лестницы не должен быть менее трех ступеней и не должен превышать 12 ступеней.
Недопустимо применение одиночных ступеней, которые должны заменяться пандусами.
| ступени с открытыми подступенками
| не следует применять на путях движения МГН
| поручни лестницы
| расстояние между поручнями лестницы в чистоте должно быть не менее 1, 0 м.
| краевые ступени лестничных маршей
| должны быть выделены цветом или фактурой; перед открытой лестницей за 0, 8-0, 9 м следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0, 3-0, 5 м.
| ограждение для лестницы или озеленение (кусты)
| предусмотрено в тех местах, где высота свободного пространства от поверхности земли до выступающих снизу конструкций лестниц менее 2, 1 м.
| Пандусы или подъемные устройствами
| оборудование поручнями
| лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
| параметры пандуса
| длина марша пандуса не должна превышать 9, 0 м, а уклон не круче 1: 20.
Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0, 9-1, 0 м.
Пандус с расчетной длиной 36, 0 м и более или высотой более 3, 0 м следует заменять подъемными устройствами.
Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1, 5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1, 5 1, 5 м, а в зонах интенсивного использования не менее 2, 1 2, 1 м.
Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.
| ограждение пандуса
| пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0, 9 м (допустимо от 0, 85 до 0, 92 м) и 0, 7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0, 9-1, 0 м.
| колесоотбойные устройства
| высотой 0, 1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.
| поверхность пандуса
| должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.
В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне пола. Необходимость устройства подогрева поверхности пандуса, площадок под навесом, укрытием устанавливается заданием на проектирование.
| дренажные решетки
| ребра дренажных решеток, устанавливаемых на путях движения МГН, должны располагаться перпендикулярно направлению движения и вплотную прилегать к поверхности. Просветы ячеек решеток должны быть не более 0, 013 м шириной. Диаметр круглых отверстий в решетках не должен превышать 0, 018 м. Дренажные решетки следует размещать вне зоны движения пешеходов.
| Автостоянки для инвалидов
| индивидуальные автостоянки на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания
| следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске из расчета, при числе мест: до 100 включительно 5%, но не менее одного места; от 101 до 200 5 мест и дополнительно 3%; от 201 до 1000 8 мест и дополнительно 2%; 1001 место и более 24 места плюс не менее 1% на каждые 100 мест свыше.
| обозначение знаками
| выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026, расположенным на высоте не менее 1, 5 м.
| места для личного автотранспорта инвалидов
| желательно размещать вблизи входа в предприятие или в учреждение, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, от входа в жилое здание - не далее 100 м.
| площадки для остановки социального такси
| площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих только инвалидов (социальное такси) следует предусматривать на расстоянии не далее 100 м от входов в общественные здания.
| парковочные места
| специальные парковочные места вдоль транспортных коммуникаций разрешается предусматривать при уклоне дороги менее 1: 50.
Размеры парковочных мест, расположенных параллельно бордюру, должны обеспечивать доступ к задней части автомобиля для пользования пандусом или подъемным приспособлением.
Пандус должен иметь блистерное покрытие, обеспечивающее удобный переход с площадки для стоянки на тротуар.
В местах высадки и передвижения инвалидов из личного автотранспорта до входов в здания должно применяться нескользкое покрытие.
| разметка места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске
| следует предусматривать размером 6, 0 3, 6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины - 1, 2 м. Если на стоянке предусматривается место для регулярной парковки автомашин, салоны которых приспособлены для перевозки инвалидов на креслах-колясках, ширина боковых подходов к автомашине должна быть не менее 2, 5 м.
| места для автомашин инвалидов на креслах-колясках в многоуровневых автостоянках
| рекомендуется размещать у выхода на первом этаже или около лифтов. Высота свободного пространства от плоскости (пола) автостоянки до низа перекрывающих конструкций и другие конструктивные размеры следует принимать по СП 113.13330
| встроенные, в том числе подземные автостоянки
| должны иметь непосредственную связь с функциональными этажами здания с помощью лифтов, в том числе приспособленных для перемещения инвалидов на кресле-коляске с сопровождающим. Эти лифты и подходы к ним должны быть выделены специальными знаками.
| Благоустройство и места отдыха
| места отдыха
| рекомендуется предусматривать на территории на основных путях движения людей не менее чем через 100-150 м места отдыха, доступные для МГН, оборудованные навесами, скамьями, телефонами-автоматами, указателями, светильниками, сигнализацией и т.п.
Места отдыха должны выполнять функции архитектурных акцентов, входящих в общую информационную систему объекта.
| скамейки для инвалидов, в том числе слепых
| устанавливаются на обочинах проходов и обозначаются с помощью изменения фактуры наземного покрытия.
В случае примыкания места отдыха к пешеходным путям, расположенным на другом уровне, следует обеспечить плавный переход между этими поверхностями.
В местах отдыха следует применять скамьи разной высоты от 0, 38 до 0, 58 м с опорой для спины. Сиденья должны иметь не менее одного подлокотника. Минимальное свободное пространство для ног под сиденьем должно быть не менее 1/3 глубины сиденья.
| освещенность в местах отдыха
| минимальный уровень следует принимать 20 лк. Светильники, устанавливаемые на площадках отдыха, должны быть расположены ниже уровня глаз сидящего.
| устройства и оборудование на стенах зданий
| почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т.п., размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать нормируемое пространство для прохода, а также проезда и маневрирования кресла-коляски.
Объекты, лицевой край поверхности которых расположен на высоте от 0, 7 до 2, 1 м от уровня пешеходного пути, не должны выступать за плоскость вертикальной конструкции более чем на 0, 1 м, а при их размещении на отдельно стоящей опоре - более 0, 3 м.
При увеличении размеров выступающих элементов пространство под этими объектами необходимо выделять бордюрным камнем, бортиком высотой не менее 0, 05 м либо ограждениями высотой не менее 0, 7 м.
|
| отдельно стоящие опоры, стойки или деревья, расположенные на пути движения и др.
| вокруг них следует предусматривать предупредительное мощение в форме квадрата или круга на расстоянии 0, 5 м от объекта.
Временные сооружения, столбы наружного освещения и указателей, газетные и торговые киоски, и т.д. должны располагаться за пределами полосы движения и иметь контрастный цвет.
| таксофоны и другое специализированное оборудование для людей с недостатками зрения
| должны устанавливаться на горизонтальной плоскости с применением тактильных наземных указателей или на отдельных плитах высотой до 0, 04 м, край которых должен находиться от установленного оборудования на расстоянии 0, 7-0, 8 м.
Формы и края подвесного оборудования должны быть скруглены.
| передвижные пандусы
| могут применяться в исключительных случаях при реконструкции.
Ширина поверхности передвижных пандусов должна быть не менее 1, 0 м, уклоны должны быть приближены к значениям стационарных пандусов.
|
|