Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекции и семинарыСтр 1 из 2Следующая ⇒
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1940-1990-х гг.
Й курс д/о; 2-й семестр 2015/16 уч.г. Доц. С.Ф. Дмитренко Тематический план Лекции и семинары 12 февраля. Историко-литературная характеристика изучаемого периода. Его подразделения. Литература периода Великой Отечественной войны, её особенности и своеобразие. Политическая и литературно-общественная ситуация в канун войны. Оборонная литература. Писатели и армия. Фронтовые корреспонденты и их роль в действенности печатных изданий. Развитие публицистики как одного из оперативных жанров военной прозы. Особенности публицистического слова таких мастеров, как И. Эренбург, А.Н. Толстой, Л. Леонов, М. Шолохов, и их боевых товарищей К. Симонова, Б. Горбатова, В. Гроссмана. 12 февраля (семинар). Стихотворения о Великой Отечественной войне. «Василий Тёркин» и «Дом у дороги» А.Т. Твардовского. * 19 февраля. Поэзия военных лет. Основные образы, мотивы, поэтика военной лирики. Стихи А. Ахматовой, М. Светлова, К. Симонова, А. Суркова, О. Берггольц, Н. Крандиевской и др. Лирика поэтов, павших в боях (М. Кульчицкий, Вс. Багрицкий, Н. Майоров, Г. Суворов, Н. Отрада и др.). Поэма военных лет (Н. Тихонов, В. Инбер, М. Алигер, П. Антокольский, А. Прокофьев и др.). Сочетание в поэме лирического и эпического начал. А. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». История создания. Образ главного героя. Место автора-повествователя в поэме. Литературные и фольклорные традиции. Особенности поэмы «Тёркин на том свете». А. Ахматова. Работа над «Поэмой без героя». Массовая и лирическая песня военных лет; песенное и поэтическое творчество М. Исаковского, А. Фатьянова, А. Суркова, Е. Долматовского, Л. Ошанина и др. Стихотворная сатира. «Окна ТАСС». Творчество Д. Кедрина. 19 февраля (семинар). Публицистика военных лет и военная мемуаристика. * 26 февраля. Военный рассказ: М. Шолохов, А. Платонов, А. Толстой, Л. Соболев, Н. Тихонов, В. Кожевников, К. Паустовский и др. Повесть военных лет: Л.М. Леонов, К. Симонов, А. Бек, Б. Горбатов. Главы из романа «Они сражались за Родину» М. Шолохова и роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Историко-документальная основа произведения. Две его редакции. История книги П. Вершигоры «Люди с чистой совестью». Историческая тематика в литературе военных лет. Работа А. Толстого над 3-ей книгой романа «Петр Первый». Романы С. Голубова «Багратион», А. Степанова «Порт-Артур», В. Шишкова «Емельян Пугачев» и др. Драматургия военных лет: Л. Леонов, К. Симонов, А. Корнейчук, А. Афиногенов, Б. Лавренев. Пьесы Е. Шварца «Дракон» и Тамары Габбе «Город мастеров». 26 февраля (семинар). Рассказ Андрея Платонова «Возвращение и рассказы о Великой Отечественной войне. * 4 марта. Политическая и литературно-общественная атмосфера в нашей стране после окончания войны. Начало «холодной войны». Международная деятельность советских писателей. Деятельность И.В. Сталина в послевоенное время. Отражение общественных настроений в литературе. Постановление ЦК ВКП(б) 1946-1948 годов в области литературы и искусства. Драматические судьбы А.Ахматовой и М.Зощенко. Борьба с «космополитизмом»: проблема «железного занавеса» в литературе и искусстве. Тема Великой Отечественной войны в литературе этих лет. Первые книги поэтов фронтового поколения – «Битва» С. Гудзенко, «Третья скорость» С. Орлова, «Переправа» М. Дудина, «Дорога далека» А. Межирова, «Костёр» С. Наровчатова, «В солдатской шинели» Ю. Друниной и др. Лиро-эпические поэмы (А. Недогонов, О. Берггольц, М. Луконин, М. Дудин и др.) Роль мемуарно-очерковой и художественно-документальной прозы в освоении уроков Великой Отечественной войны. Книги «Люди с чистой совестью» П. Вершигоры, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Чайка» Н. Бирюкова и др. Первые опыты в создании крупных повествований о войне. Романы И. Эренбурга «Буря», М. Бубеннова «Белая берёза», Э. Казакевича «Весна на Одере» и «Дом на площади». Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» и её роль в творческом становлении писателей-фронтовиков. 4 марта (семинар). Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» и проза писателей-фронтовиков. * 11 марта. Празднование 70-летия И.В. Сталина; его смерть.Политическая и литературно-общественная ситуация того времени. Повесть И. Эренбурга «Оттепель», название которой закрепилось в общественном сознании как метафора этого периода. Её критика на II-м Всесоюзном съезде советских писателей (15– 26 декабря 1954). Основные итоги этого писательского форума. Постановление ЦК КПСС о преодолении последствий культа личности. Историко-культурное значение полёта Юрия Гагарина и последующих полётов в околоземное пространство и в космос. Тема возвращения к мирному труду. А. Платонов «Возвращение», М. Исаковский «Враги сожгли родную хату», М. Алигер «Твоя победа». Романы «Счастье» П. Павленко, «Жатва» Г. Николаевой, «Кавалер Золотой Звезды» С. Бабаевского, «От всего сердца» Е. Мальцева. Теория бесконфликтности и противостояние этой тенденции в критике. А. Твардовский «Дом у дороги», стихотворение «Я убит подо Ржевом». М. Пришвин. Тема человека и природы в повестях «Кладовая солнца», «Корабельная чаща», в книге «Глаза земли». К. Паустовский. Повести и рассказы послевоенной поры. Книги «Золотая роза», «Повесть о жизни». Тема интеллигенции и революции в прозе этих лет. Романы К. Федина «Первые радости» и «Необыкновенное лето», Л. Леонова «Русский лес», Б. Пастернака «Доктор Живаго». Литературно-критическая полемика вокруг этого романа после его публикации на родине в 1989 году. Публицистика по проблемам послевоенной деревни. Очерки В. Овечкина «Районные будни» и «Трудная весна». Их влияние на литературу 50-60-х годов (Г. Троепольский, Е. Дорош, С. Залыгин, Вл. Тендряков, А. Яшин и др.) Послевоенное творчество П. Бажова, С. Писахова, Б. Шергина. 11 марта (семинар). Поэмы А.Т. Твардовского. * 18 марта. Русская советская поэзия 1950–1960-х годов.Старшее поколение – А. Ахматова, Н. Ушаков, Вл. Луговской, Н. Асеев. Творчество Н.А. Заболоцкого. «Эстрадная лирика», название которой дали выступления молодых А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной перед большими аудиториями (концертные залы, стадионы и т.д.). Поэзия «бардов» (М.Анчаров, Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор, А. Галич и др.). Поэтические вечера и диспуты. Альманах «День поэзии». Неофициальная поэзия («Лианозовская школа», «Группа Л. Черткова» и др.). 18 марта (семинар). Пьеса Евгения Шварца «Дракон» и развитие драматургии в послевоенное время. * 25 марта. Приход в литературу молодых прозаиков: В. Аксенова, Вл. Орлова, А. Гладилина, А. Кузнецова, В. Липатова, А. Рекемчука и др. Полемика вокруг их произведений, публиковавшихся в журнале «Юность». Расцвет рассказа. Сборники С. Антонова, Ю. Нагибина, Ю. Казакова. Лирическая проза О. Берггольц «Дневные звезды», Вл. Солоухина «Владимирские проселки» и «Капля росы», В. Лихоносова «Люблю тебя светло» и «Осень в Тамани». 25 марта (семинар). Драматургия Александра Вампилова. * 1 апреля. Формирование «критического направления» в русской прозе и роль в этом процессе журнала «Новый мир». Первые подступы к осмыслению «белых пятен» нашей послеоктябрьской истории, феномен Сталина и сталинизма (Вл. Дудинцев «Не хлебом единым», А. Яшин «Рычаги», Г. Николаева «Битва в пути», А. Твардовский – глава «Так было» в поэме «За далью – даль», поэма «Тёркин на том свете»). Гуманизм и порядочность против «этики» революционного насилия в повестях П. Нилина «Жестокость» и «Испытательный срок». Альманах «Литературная Москва». Сборник «Тарусские страницы». Творчество М. Шолохова в эти годы. Рассказ «Судьба человека», главы романа «Они сражались за Родину», вторая книга романа «Поднятая целина». Присуждение Нобелевской премии роману «Тихий Дон». 1 апреля (семинар). Творчество Николая Заболоцкого. * 8 апреля. Творчество А. Твардовского этих лет. Поэмы «За далью – даль», «Теркин на том свете», «По праву памяти». Поздняя лирика. Редактирование «Нового мира»; полемика журнала с «Октябрём» и «Молодой гвардией». А. Ахматова. Лирические циклы «Полночные стихи», «Трилистник московский», «Вечер» и др. Тема деревни в прозе А. Солженицына, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина, Б. Можаева, В. Распутина и др. «Производственный» роман. «Турбины» Вс. Кочетова, «Территория» О. Куваева и др. Так называемая «городская повесть» в творчестве Ю. Трифонова, А. Битова, Д. Гранина, Г. Семенова и др. «Тихая лирика» Н. Рубцова, Вл. Соколова, Н. Тряпкина, А. Передреева, А. Прасолова. 8 апреля (семинар). Поэты старшего поколения после 1953 года (Л. Мартынов, Я. Смеляков, С. Кирсанов и др.) * 15 апреля. Тема Великой Отечественной войны. Выход прозы к военно-историческому роману – К. Симонов «Живые и мертвые», Ю. Бондарев «Горячий снег», Г. Бакланов «Июль 1941 года», И. Стаднюк «Война». «Проза лейтенантов» («Крик» и «Убиты под Москвой» К. Воробьёва, «На войне как на войне» и «Железный дождь» В. Курочкина, «Танки идут ромбом» А. Ананьева, «Почём фунт лиха» Г. Бакланова и др.) Роль биографического начала в прозе о войне («Нагрудный знак OST» В. Семина, «Тревожный месяц вересень» В. Смирнова, «Один из нас» Вас. Рослякова, «Ранний снег» О. Кожуховой и др.) 15 апреля (семинар). Поэзия 1950 – 1960-х годов. «Стадионная поэзия». * 22 апреля. Поэзия Ю. Кузнецова и полемика вокруг его творчества. Фантастика 50-70-х годов (И. Ефремов, А. и Б. Стругацкие и др.) Исторический роман в прозе 50-80-х годов (Д. Балашов, Вал. Иванов, В. Пикуль, Ю. Давыдов). Драматургия этих лет (А. Арбузов, В. Розов, А. Володин, М. Шатров, А. Гельман, Л. Петрушевская, М. Рощин и др.) Театр А. Вампилова и дискуссии вокруг него. 22 апреля (семинар). Развитие русского рассказа в послевоенное время. Творчество Юрия Казакова и Василия Шукшина. * 29 апреля. Рассказы А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка», их общественный резонанс. Произведения, вышедшие позже – романы «В круге первом», «Раковый корпус» и др. Значение его творчества в литературном процессе 60-х годов. Творчество В.Т. Шаламова. Шаламов – поэт. «Колымские рассказы» и книга «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына. Тема человека в обстоятельства несвободы в русской литературе. Произведения о лагерях 1920–1950-х гг., о тяжести испытаний узников совести (Ю. Домбровский, О. Волков, А. Жигулин, В. Гроссман, Е.Гинзбург, Л. Разгон и др.) 29 апреля (семинар). «Деревенская» проза. «Привычное дело» В.Белова и «Живой» Б.Можаева. * 6 мая. Творчество Валентина Катаева 1960–1980-х годов Проза так называемых «сорокалетних» писателей (В. Маканин, В. Личутин, В. Крупин, Р. Киреев, С. Есин, В. Шугаев и др.) Полемика вокруг прозы этого поколения (статьи И. Дедкова, Вл. Гусева и др.) Экологические и нравственные проблемы в творчестве В. Астафьева, С. Залыгина, В. Распутина и др. Усиление публицистического начала в прозе 80-х годов («Пожар» В. Распутина, «Печальный детектив» В. Астафьева). 6 мая (семинар). «Колымские рассказы» Варлама Шаламова и «Один день Ивана Денисовича». * 13 мая. Возвращение и публикация так называемых «запретных» сочинений М. Горького, А. Платонова, Н. Гумилева, Г. Иванова, С. Клычкова, Н. Клюева, О. Мандельштама, Б. Пастернака, М. Булгакова и др. Концепция единства русской литературы в ХХ веке. Легализация «самиздата» (Вен. Ерофеев, С. Соколов, Вл. Войнович, А Терц и др.) «Другая» проза. «Женская проза» (Т.Толстая, Л. Улицкая, В. Токарева, С. Василенко, Л. Петрушевская, М. Палей и др.) 13 мая (семинар). Книга «Архипелаг ГУЛАГ» и феномен творчества А.И. Солженицына. * 20 мая. Понятие «постмодернизм» в контексте изменеия сложившихся представлений об истории, характере и содержании русской литературы (Вик. Ерофеев, Евг. Попов, В. Сорокин, В. Курицын, В. Пелевин). Манифесты «постмодернизма». «Неореализм» в современной прозе (М. Тарковский, А. Варламов, О. Павлов). 20 мая (семинар). Повесть Юрия Трифонова «Дом на набережной». * 27 мая. Общие итоги развития русской литературы в советское время. Эволюция и характер кризисных явлений в литературе 1980-х годов. Разрушение прежнего литературного процесса. Судьба литератур народов СССР. 27 мая (семинар). «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера и проблема эпоса в современной литературе.
|