Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА: «Язык и речь. Функции языка. Стили и типы речи». ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
План
1. Язык и речь. 2. Функции языка. 3. Типы и стили речи.
ЯЗЫК И РЕЧЬ
Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использова-ние каждым отдельным человеком — два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителей язы-ка; с другой стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой со-вокупности. Сказанное позволяет разграничивать два понятия — язык и речь. Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык — это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявление в речи. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, поэтому речь может быть определена как функ-ционирование языка. Таким образом, язык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка. Чтобы в этом убедиться, достаточно представить себе, что существует не-кий язык, на котором никто не говорит и не пишет, и при этом не сохранилось ни-чего, что было бы написано на нем раньше. В этом случае разве мы можем знать о существовании этого языка? Но и речь не может существовать без языка, посколь-ку речь — это его практическое использование. Язык необходим, чтобы речь бы-ла понятной. Без языка речь перестает быть собственно речью и превращается в набор бессмысленных звуков. Несмотря на то что язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои, противоположные, особенности: 1) язык — это средство общения; речь — это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию; 2) язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней корректируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринима-емых слухом; 3) язык стабилен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность; 4) язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека; 5) для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последо-вательность слов иерархичесие отношения; речь имеет линейную органи-зацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке; 6) язык независим от ситуации и обстановки общения — речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсут-ствуют (пример — начало одного из стихотворений С. Есенина: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»). Понятия язык и речь соотносятся как общее и частное: общее (язык) выра-жается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка). Являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулиру-ет их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практичес-кую деятельность, обеспечивает накопление и хранение информации, являющейся результатом исторического опыта народа и личного опыта индивида, формирует сознание индивида (индивидуальное сознание) и сознание общества (обществен-ное сознание), служит материалом и формой художественного творчества. Таким образом, язык тесно связан со всей человеческой деятельностью и выполняет разнообразные функции.
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
Функции языка — это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без которых язык не может су-ществовать. Главнейшие базовые функции языка — коммуникативная и когни-тивная, имеющие разновидности, т. е. функции более частного характера. Коммуникативная функция означает, что язык является важнейшим сред-ством человеческого общения (коммуникации), т. е. передачи от одного лица дру-гому какого-либо сообщения с той или иной целью. Язык существует именно для того, чтобы обеспечивать общение (коммуникацию). Общаясь друг с другом, лю-ди передают свои мысли, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятель-ности, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие че-ловеческого общества. Коммуникативная функция языка играет ведущую роль. Но язык может вы-полнить эту функцию благодаря тому, что он подчинен строю мышления челове-ка; поэтому возможен обмен информацией, знаниями, опытом. Из этого неизбежно следует вторая основная функция языка — когнитивная (т. е. познавательная, гносеологическая), означающая, что язык — важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция свя-зывает язык с мыслительной деятельностью человека. Помимо перечисленных язык выполняет еще ряд функций: · фатическая (контактоустанавливающая) — функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и проща-нии, обмен репликами о погоде и т. п.). Общение происходит ради общения и в основном неосознанно (реже — сознательно) направлено на установление или поддержание контакта. Содержание и форма фатического общения зависят от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений собеседников, одна-ко в целом такое общение стандартно и минимально информативно. Стандарт-ность, поверхностность фатического общения помогают устанавливать контак-ты между людьми, преодолевать разобщенность и некоммуникабельность; · эмотивная (эмоционально-экспрессивная) — выражение субъективно-психо-логического отношения автора речи к ее содержанию. Она реализуется в сред-ствах оценки, интонации, восклицании, междометиях; · конативная — функция усвоения информации адресатом, связанная с сопере-живанием (магическая сила заклинаний или проклятий в архаическом обще-стве или рекламные тексты — в современном); · апеллятивная — функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения); · аккумулятивная — функция хранения и передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа, национальном самосознании. Эта функ-ция языка связывает его с действительностью (фрагменты действительности, выделенные и обработанные сознанием человека, закрепляются в единицах языка); · метаязыковая (речевой комментарий) — функция истолкования языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с труд-ностями речевого общения, например при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профес-сиональной разновидностью языка. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке — на уроках и лекциях, в словарях, в учебной и научной литературе о языке; · эстетическая — функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фак-туру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Эстетическое отношение к языку означает, таким образом, что речь (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) может восприниматься как прекрасное или безобразное, т. е. как эстетический объект. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности. Таким образом, язык полифункционален. Он сопровождает человека в са-мых различных жизненных обстоятельствах. С помощью языка человек познает мир, вспоминает прошлое и мечтает о будущем, учится и учит, работает, обща-ется с другими людьми.
ТИПЫ РЕЧИ
Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои ком-позиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повес-твование и рассуждение. Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.
Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о пос-ледовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание по-вествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, осо-бенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, раз- работал и т. д.). Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объ-ясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях собы-тий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указы-вающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.). Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а пози-цию — более убедительной. Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значи-тельно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повество-вание; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элемен-тами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.
СТИЛИ РЕЧИ
Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и спосо-бов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфе-ре бытового общения.
|