![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Имени Н.Н.Бурденко МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф
«Утверждаю» Заведующий кафедрой МПЗ и МК д.м.н. Л.Е. Механтьева _________________________ «____» ___________ 20 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ СЕМИНАРА №1: «Теоретические основы правового обеспечения безопасности жизнедеятельности» (безопасность жизнедеятельности медицина катастроф) для лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического, фармацевтического факультетов
проф., д.м.н. Механтьева Л.Е. доц., д.м.н. Бережнова Т.А. асс., к.м.н Набродов Г.М. Тема практического занятия 1: Теоретические основы правового обеспечения безопасности жизнедеятельности. Цель: 1. Изучить правовое регулирование в системе безопасности общества, личности и государства. Вопросы: 1. Основные правоотношения в сфере безопасности жизнедеятельности. 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. 3.Обьекты и субъекты безопасности. 4.Принципы обеспечения безопасности. Для конспектирования в рабочей тетради:
1. Правоотношения в сфере безопасности жизнедеятельности. Субъекты и объекты безопасности. 2.Силы и средства обеспечения безопасности. 3.Законодательные основы обеспечения безопасности в РФ. 4.Функции системы безопасности.
Литература: Основная: 1. Лекция. 2. Организация медицинской службы гражданской обороны / Под. ред. Ю.И. Погодина, С.В. Трифонова – М., 2003. 3. И.И. Сахно, В.И. Сахно. Учебник «Медицина катастроф» г. Москва, 2002 г. 4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студентов высш.учеб. заведений Б.С. Мастюков.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 336 с. 5. Нормативно – правовое регулирование и органы обеспечения безопасности: учебное пособие / [А.В. Гордеев и др.]. – Воронеж: Научная книга, 2009. -244 с. Дополнительная: 1. Гончаров С.Ф. Учебное пособие «Медицина катастроф» г. Благовещенск, 2000 г. 2. Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (ОМОЧС) /Учебное пособие под редакцией члена-корреспондента РАМН, проф. Н.А. Яицкого. М., АНМИ 2003 г.
1.Правовое регулирование в системе безопасности общества, личности и государства Правовое регулирование является основой регулирования жизнедеятельности в современном обществе, оно определяет правовую культура общества, способы деятельности людей, их мировоззрение и нормы поведения. Таким образом, правовая культура является носителем аксиологических и когнитивных установок общества, которые концентрируются в правосознании и находят отражение в образе жизни общества. В контексте безопасности жизнедеятельности правовая культура представляет собой совокупность норм и ценностей, которые определяют способность личности и общества осуществлять деятельность на основе осознанного исполнения предписаний права в области безопасности. Правовая культура в области безопасности предполагает теоретическое владение нормативно - правовыми актами и практическое их использование в соответствии с правовыми предписаниями и принципами законности. Правовая культура в области безопасности жизнедеятельности базируется на общей культуре социума и является отражением ментальных установок общества и правосознания, которые определяют уровень безопасности общества в целом. Уровень правосознания является неотъемлемой частью профессиональной компетентности специалиста в области безопасности жизнедеятельности, так как он определяет способность применения специалистом целостного механизма правового регулирования безопасности в различных сферах жизнедеятельности по защите жизненно важных интересов общества, личности и.государства. Согласно Закону о безопасности жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (ст. 1). К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 1). Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 2). Однако государство может обеспечивать безопасность граждан только в рамках существующего в стране правового поля, которое является информационным носителем норм и правил поведения конкретной нации, как социальной общности. В границах правового поля осуществляется нормативно-правовое моделирование поведения человека, которое отражается в нормативноправовых актах, направленных на защиту жизненно важных интересов личности и общества в целом. Нормативно-правовой акт (англ. Normative act) - это официальный письменный документ, который является государственным предписанием имеющим обязательную силу, которое направлено на регулирование общественных отношений (В. Н. Хропанюк, 2001). Согласно общей теории права нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Закон - это нормативно-юридический акт, принятый высшим законодательным органом страны в установленном конституционном порядке, который обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам и является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами (В. Ф. Корельский, Р. В. Гаврилов, 2000). Законы классифицируются по различным признакам. По юридической силе выделяются: Конституция - основной, самый главный закон страны, в противоречие с которым не могут вступать иные законы; федеральные конституционные законы, которые издаются по конституции, им не могут противоречить иные законы; федеральные законы, они же текущее законодательство в различных сферах жизнедеятельности человека. По сфере и территории действия выделяются федеральные законы и законы субъектов РФ. По отраслевой принадлежности выделяются нормы разных отраслей права. По форме выражения выделяются конституция; кодексы; основы законодательства; законы; регламенты и т. д. Подзаконные нормативно-правовые акты основаны на законе и не должны ему противоречить. В Российской Федерации подзаконными нормативно - правовыми актами являются указы Президента, нормативные акты Правительства, нормативные акты органов исполнительной власти (министерств, ведомств). Государство в соответствии с Законом «О безопасности» обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство (ст. 2). Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства (ст. 4). Для создания и поддержания необходимого уровня обеспечения безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области и формируются органы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
2.Правоотношения в сфере безопасности жизнедеятельности Правоотношение в сфере безопасности жизнедеятельности - это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей в области безопасности. Правоотношения между гражданами, организациями, государственными органами регулируются правами и обязанностями, определяющими юридически закрепленную в праве меру безопасной деятельности. Основанием для возникновения правоотношения является с одной стороны нормативно-правовой акт, как носитель норм безопасности, с другой стороны деятельность субъекта по поводу объекта правоотношений, либо наступление юридического факта в жизни субъекта правоотношения. Субъектами правоотношений являются участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Основные субъекты правоотношений: физические лица - граждане, иностранные граждане, лица без гражданства: юридические лица — организации и государство. Объект правоотношения — это материальные и нематериальные блага, а также действия субъектов и их результаты. Юридические факты — это определенные жизненных обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают наступление юридических последствий. Например, применительно к безопасности жизнедеятельности к юридическим фактам можно отнести разрушение жилого дома в результате взрыва бытового газа, потерю кормильца в результате террористического акта и т. д. Юридические факты могут быть правообразующими, если они вызывают возникновение правоотношения, правоизменяющими, изменяющими правоотношения, либо правопрекращающими, обусловливающие прекращение правоотношения. Стороны правоотношений наделяются конкретными юридическими правами и обязанностями, в общей форме закрепленными в нормах права: их поведение строится в соответствии с данными правами и обязанностями. Следовательно, посредством правоотношений требования правовых норм воплощаются в жизнь. Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект правоотношения наделен правом, то на другого возлагается юридическая обязанность (В. Н. Хропанюк, 2001). Так, например, согласно Закону «О противодействии терроризму» на государство возлагается обязанность по защите человека от терроризма, в то время как человек является носителем права быть защищенным. Правоотношения в целом и в области безопасности в частности гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Принудительная сила регламентируется конкретным нормативно-правовым актом. Этим и определяется важная роль правоотношения, поскольку в нем установлены субъективные права и юридические обязанности, реализуемые в поведении участников правоотношений в различных сферах жизнедеятельности человека (рис. 1). Субъекты правоотношений вступают в них в различных сферах жизнедеятельности: гражданской, социальной, экологической, экономической, техногенной. Рис. 1 Сферы правоотношений в области безопасности жизнедеятельности. Гражданские правоотношения регулируются нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно его положениям, они возникают по поводу определения правового положения участников гражданского оборота, в них регулируются возникновение и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст. 2). Субъектами гражданских правоотношений выступают государство, как носитель гарантий защиты гражданских интересов, граждане (физические лица) и организации (юридические лица). Социальное правоотношение — это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие по поводу социального обеспечения граждан. Основанием для наступления социального правоотношения является наступление юридического факта. Например, к таким юридическим фактам можно отнести развитие заболевания, в результате которого человек теряет трудоспособность и становится инвалидом. В этом случае он приобретает право на получение пенсии по инвалидности, бесплатное санаторно-курортное лечение и т. д. Таким образом, социальное правоотношение устанавливается между людьми и государственными органами, поэтому в качестве субъектов социальных правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные государственные структуры. Экологические правоотношения — это возникающие между субъектами экологического права отношения по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий. В зависимости от сферы правового регулирования различают следующие виды экологических правоотношений. Экологические правоотношения возникают по поводу учета природных ресурсов (правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга, земельного, лесного, водного кадастров, кадастра объектов животного мира и др.); в сфере разрешительной системы природопользования (регистрация прав на природные объекты и сделок с ними, по регистрации прав на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере природопользования, лицензирование природопользования); в сфере контроля за природопользованием; в сфере охраны государством природных объектов с особым правовым статусом (заповедники, заказники, памятники природы); в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы (купля-продажа земельных участков, приватизация земель). Субъектами экологических правоотношений являются государство, объекты природы (земля, леса, вода, недра и т. д), природопользователи (физические лица, хозяйствующие субъекты и т. д.). Экономические правоотношения возникают в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Субъектами экономических правоотношений являются государство, различные виды предприятий и собственности, различные типы экономический деятельности (производственная, финансовая, торговая и др.), различные типы экономических отношений между отдельным индивидами их различными общностями (коллективами, объединениями и т. п.) Относительной спецификой обладает техногенная сфера правоотношений в области безопасности. Правоотношения в техногенной сфере возникают по поводу использования человеком машин, механизмов, технологий, веществ, т. е. достижений научно-технического прогресса. С одной стороны достижения научно-технического прогресса обеспечивают экономический рост и повышение уровня жизни населения, с другой стороны их использование носит нормативный характер и при нарушении этих норм функционирование технических систем выходит из под контроля, следствием чего являются техногенные аварии. Таким образом, субъектами правоотношений в техногенной сфере являются наряду с государством, организацией, работниками организаций - технологические процессы, машины и механизмы. Все сферы правоотношений взаимосвязаны между собой, соответственно при возникновении правоотношений в одной из сфер, параллельно возникают правоотношения в других сферах. Так, например рядовой работник предприятия одновременно выступает субъектом правоотношений в гражданской, социальной, экологической, экономической и техногенной сферах. Помимо этого все субъекты правоотношений являются одновременно носителями одновременно прав и обязанностей в области обеспечения безопасности. Так, например государство и руководство организации должны обеспечить защиту социальных интересов работника, защиту его здоровья и жизни, работник же обязан соблюдать требования техники безопасности, нормы экологического права и т. д. Таким образом, правоотношения в области безопасности жизнедеятельности отражены во всех отраслях права и комплексное обеспечение безопасности личности, общества и государства носит нормативный характер и обеспечивается нормами права, носит принудительный характер и реализация этих норм права обеспечивается государственными органами власти. 3.Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества и государства прописаны в Конституции Российской Федерации и Законе «О безопасности» от 5 марта 1992 года. Конституция - это основной закон государства, в котором отражены интересы нации и закреплены начала общественного строя и государственной организации страны. Конституция занимает главное место в законодательстве страны, она имеет высшую силу и содержит основополагающие нормы деятельности и права личности, общества и государства, таким образом, в этом законе нашли отражение основные правила жизнедеятельности граждан и государства в обществе. Конституция юридически закрепляет общественно- политический уклад жизни и в соответствии с нею создаются и начинают действовать государственные органы, разрабатывают нормативно-правовые акты страны. Конституция так же является основополагающим регулятором общественных отношений, она является основой системы и правопорядка в стране.
Система правового обеспечения безопасности жизнедеятельности основана на Законе «О безопасности», принятом 5 марта 1992 года (рис. 2). В данном законе юридически закреплены основные термины и определения в области правового регулирования безопасности, система безопасности РФ, полномочия Совета безопасности РФ, финансирование безопасности жизнедеятельности, контроль и надзор за обеспечением безопасности жизнедеятельности.
Рис.2. Структура Закона «О безопасности» от 5 марта 1992 г.
Согласно Закону «О безопасности» - безопасность - есть состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В рамках данного Закона реализуются потребности нации в обеспечении безопасности, они определяются жизненно важными интересами личности, общества и государства. Таким образом, данный Закон обеспечивает государственные гарантии безопасного существования и прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Субъектами обеспечения безопасности являются государство, граждане на территории Российской Федерации и за ее пределами, общественные организации и субъекты федерации (рис. 4). Основным субъектом обеспечения безопасности в Российской федерации является государство, осуществляющее функций в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита. Рис. 3. Объекты и субъекты безопасности (Закон «О безопасности», ст. 1)
Граждане, общественные и иные организации и объединения так же являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под угрозой безопасности в данном законе понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, совокупность угроз и их источники, определяют характер деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности (ст.3). Направления обеспечения безопасности субъектов представлены совокупность мероприятий (политических, экономических, организационных), которые разрабатываются и реализуются законодательными, исполнительными и надзорными государственными органами (рис. 4). В принципах обеспечения безопасности отражена сущность нормативно-правового регулирования безопасности в Российской Федерации, они определяют основополагающие идеи безопасности российской нации, которые юридически закреплены в данном законе и являются отражением важнейших направлений практической деятельности субъектов безопасности. Рис. 4. Направления обеспечения безопасности (Закон «О безопасности», ст. 4)
Основными принципами обеспечения безопасности согласно данному Закону, являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства (рис. 5). Рис. 5. Принципы обеспечения безопасности (Закон «О безопасности», ст. 5)
Систему безопасности в Российской Федерации образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности (рис. 6). Основными функциями системы безопасности в Российской Федерации, согласно данному закону являются следующие: - выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; - создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; - осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; - участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией (ст. 9)
Рис. 6. Система безопасности Российской Федерации (Закон «О безопасности», раздел II)
Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере. Законодательная власть обеспечивает законотворчество в области безопасности, исполнительная осуществляет исполнение законов и разработку мероприятий в области безопасности, судебная организует защиту во всех сферах жизнедеятельности (ст. 10). Руководство государственными органами обеспечения безопасности реализуется в компетенциях Президента Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации, а так же отраслевых министерств и ведомств (ст. 11). Силы и средства обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; формирования МЧС; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства (ст. 12). В третьем разделе данного Закона прописаны статус, состав и основные направления деятельности Совета безопасности, как основного координирующего и контролирующего органа безопасности в Российской Федерации. Основным подзаконным нормативно-правовым актом, определяющим статус Совета безопасности является Положение о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента в 2004 г. Совет безопасности Российской Федерации разрабатывает основные концептуальные документы по вопросам экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения; ведёт подготовку проектов прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. В законе о безопасности юридически закреплены требования к составу Совета безопасности, в соответствие с которыми в него могут входить, только граждане Российской Федерации, не имеющие иного гражданства. Председателем Совета на постоянной основе является действующий Президент страны, им назначается секретарь, так же в него входят постоянные и временные члены. Контроль за деятельностью по обеспечению безопасности в Российской Федерации осуществляется органами государственной власти и управления, общественными организациями, а так же гражданами Российской Федерации, которые имеют право на получение ими в соответствии с действующим законодательством информации о деятельности органов обеспечения безопасности.
|