Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современное и вечное, реальное и фантастическое в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 - 1940) 2) Сложные отношения с современностью и Сталиным. Вождь осознавал гений Б., поэтому сохранил ему жизнь, но свободы не давал. 3) Только 1 пьеса была допущена к постановке (лично Сталиным) - " Дни Турбиных" 4) Р-н " М. и М." писался с 1929 по 1940, но опубликован в 1966-67. Время написания романа исторически совпадает с жесточайшим террором (апогей - 1937), когда гос-во диктовало не только действия, но и мысли. Булгавок подверг текст автоцензуре. Все зашифровано, резкие выпады уничтожены. 5) Основная идея р-на - вечное противостояние нравственного и творческого подвижничества силам зла, воплощенное в двух временных планах; в гротескно изображенной современности (с использованием мифологической образности) и евангельских сценах. 6) 2 временных пласта: Иерусалим (Ершалаим) - нач.нашей эры и Москва 30х годов. 7) Почти у каждого героя романа (моск.пласт) есть свой прототип. Мастера иногда сравнивают с Горьким, а Воланда - со Сталиным. Объясняется так: Мастер, как и Горький, в конце концов встал на службу сатанинской системе Воланда-Сталина. 8) Много аллюзий на представителей литературной среды. (Ненавистный Маргарите критик Латунский - О.Литовский, председатель Главреперткома - театральной цензуры.) Литер.среда знакома автору, сам пострадал, не печатался. МАССОЛИТ точно не расшифрован нигде, указано только, что это одна из литературных ассоциаций. Это и пародия на РАПП, МАПП и др. Предлагаются и такие варианты - массовая советская литература. А то и ЛИТ как камень, а все вместе - " масса, подобная камню". 9) Поселок Переделкино, подаренный литераторам Сталиным в 1935 году для строительства писательских дач, выведен под нзв. Перелыгино. 10) РАПП (где-то пишут, что МАПП) размещался в доме Герцена. Булгаков Герцена заменил на Грибоедова, там у него ресторан. 11) Бюрократическая система: чего стоят требования Лиходеева из Ялты подтвердить его личность. 12) Денежные операции: спекуляция валютой (председатель жилтоварищества Босой " прячет" валюту в вентиляции - операции с валютой в СССР запрещены), алчность: белые червонцы падают в Варьете на публику (кстати, такой цвет они имели до 1937 года, когда проведена денежн.реформа - помощь в установлении даты). 13) Техника доноса в СССР. Особенно в это время. Босого так закладывает свита Воланда, прикинувшись жильцом другой квартиры. 14) Признак тоталитарного режима: неугодных и инакомыслящих отправляли в психиатрические лечебницы, которые были по сути тюрьмами. У Булгакова туда попадают: мастер, Иван бездомный, Босой (клиника профессора Стравинского). 15) Бал у Сатаны написан по впечатлениям о приеме у американского посла, куда однажды был приглашен Булгаков вместе с политической, военной и литературной элитой. 16) Почти вся Москва изучена, все (или пости все) места романа соотнесены с реальными. Только вот Трамва на Патриарших не было. 17) Газетная кампания против Мастера - это травля Булгакова после публикации его пьес " Дни Турбиных", " Бег", " Зойкина квартира" и романа " Белая гвардия". " Ударим по булгаковщине! " называлась статья в газете " Рабочая Москва". " Ударить по пилатчине" предлагает критик Лаврович после публикации Мастером отрывков романа о Понтии Пилате. (!!! Он не единственный писатель, который подвергался гонению! Развить тему) Горький умер в Горках под Москвой, Мастер - под Москвой в клинике Стравинского. {пункт 17 дальше можно не читать, только если интересно очень))} В романе тьма пришла после смерти Мастера (до обретения им покоя). В жизни затмение было 19 июня 1936 года - на следующий день после смерти Горького. Азазелло передал Мастеру фалернское вино цекуба. Почти так же называлось одно из детищ Горького - ЦЕКУБУ (Центральная комиссия по улучшению быта ученых). Мастер внешне похож на Гоголя - бритого, темноволосого, с острым носом и встревоженными глазами. Ради этого сходства первый раз в романе Мастер появляется без бороды.Сожжение Мастером своего романа - намек на сожжение Гоголем второго тома " Мертвых душ". 18) Линия НКВД гипертрофирована в экранизации, в романе - очень тонко: в беседе с Воландом Бездомный предлагает отправить Канта на Соловки. 19) Булгаков был репортером, знал язык улицы: в дворовом жаргоне слово " Аннушка" значило " смерть", а " взять на Аннушку" означало " запугать угрозой смерти". 20) Москвичи: вывод Воланда - люди как люди, любят деньги, легкомысленные, только квартирный вопрос их испортил. 21) Идиотизм (но ведь по сути так и было) - стали истреблять черных котов в романе. И вообще " Культурные люди стали на точку зрения следствия". Вот она - идеология. 22) Выводы о важности Исторического и социально-бытового пласта в романе. Зашифрованность (и необходимость этого в силу исторических же причин). Тонкое изображение. Ирония. Сатира
· Изображение сталинской Москвы и эпохи в романе «Мастер и Маргарита»
Эпоха в романе – это эпоха, в которой все виды творчества превратились в угодный власти бесценный для истинного искусства идеологический ширпотреб. При этом Булгаков показывает, что даже в такую тоталитарную эпоху существуют настоящие «мастера». Автор сатирически высмеивает московское общество, (но не злым, а очистительным смехом), поднимаются проблемы взяточничества, бюрократизма, пьянства, жадности. Булгаков показывает, что людей, их мелочность, ничтожность никуда не исчезла в современной ему Москве, человеческая психология все такая же как и 2000 лет назад. Идеальный «советский человек» существует только на бумагах. Для реального советского человека совершенно нормально предать своего соседа или донести на своего родственника.
· Интерпретация евангельского сюжета. Булгаков берет один определенный сюжет с Евангелие. Он интерпретирует его по своему, преследуя конкретную цель: произвести сравнительную характеристику человеческой психологии двух разных эпох, и при этом показать, что она не изменилась. У Булгакова Понтий Пилат, а не Иеуша, является главным действующим лицом. Ему интересен ход его мыслей. Главный грех Пилата-страх открыто выражать свое мнение. Это было особенно актуально в то время, в которое жил автор. Иуда- отображение коллективного образа советских обывателей.
· Дьяволиада» в романе М. Булгакова
В романе восстановление справедливости и наказание зла осуществляется при помощи самих сил зла: Воландом и его свитой, которые выступают в качестве судий, которые несут справедливое возмездие. Таким образом «Дьяволиада» в романе Булгакова заключается в следующем: добро и зло не могут существовать друг без друга, если в жизни невозможно восстановить справедливость путем общепринятого закона и добродетели, то ее восстановление доверяется силам тьмы. Это не противоборствующие силы, а силы вселенской гармонии, которые призваны делать так, чтобы все в мире было правильно. Люди нарушают мудрую гармонию мира своими пороками(своим выбором). Воланд и его свита не кажутся читателю отрицательными персонажами, а, скорее наоборот.
· Композиция, жанр, стиль романа
Булгаков использовал такой композиционный приём как роман в романе, проводит параллель между сюжетом про мир древнего Ершалаима и сюжетом про современную Москву 30-ых годов. Основная цель этого приёма-показать, что люди не меняются с ходом истории, только сам человек может себя поменять, но не время. Некоторые определяют жанр романа как рома- миф, философский роман, мистический роман и др. В романе выделяются три линии повествования: философская (Понтий Пилат), любовная (Мастер и Маргарита), мистическая и сатирическая -(Воланд, его свита и москвичи). В главах про Понтия Пилата-возвышенный стиль, а главы про московское общество наполнено гротеском, сатирой, просторечиями.
|