Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Патриотический пафос повести В. Распутина «Живи и помни».
1. Коротко об авторе РАСПУТИН Валентин Григорьевич (р.15.03.1937), русский писатель и общественный деятель. Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком " Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе " Ангара" (1961).Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники " Костровые новых городов" и " Край возле самого неба". В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал " крестным отцом" начинающего прозаика.Первая книга рассказов Распутина " Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть " Деньги для Марии".В полную силу талант писателя раскрылся в повести " Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.Затем последовали повести: " Живи и помни" (1974) и " Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей. В 1981 вышли новые рассказы: " Наташа", " Что передать вороне", " Век живи - век люби". Появление в 1985 повести Распутина " Пожар", отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя. В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ " В ту же землю"; очерки " Вниз по Ленереке"; в 1996 - рассказы " Поминный день"; в 1997 - " Нежданно-негаданно"; " Отчие пределы" (" Видение" и " Вечером"). Живет и работает в Иркутске. Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют " городской прозе". И действие у него почти всегда происходит в деревне, и главные герои (точнее, героини) в большинстве случаев - " старинные старухи", и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни.Сюжет каждой повести В. Распутина связан с испытанием, выбором, смертью.Во всех трех повестях В. Распутин создает образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей народа, его философского мироощущения, литературных преемниц шолоховской Ильиничны и сол-женицынской Матрены, развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. Всем им присуще чувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей слитности с миром как человеческим, так и природным.Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин, подобно другим писателям-" деревенщикам", видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъявляет высокие требования к самой личности. Для него неприемлемы индивидуализм, пренебрежение такими народными национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере. Повесть " Живи и помни" В. Распутина была написана в 1974 году. Она поставила её автора в ряд лучших современных русских писателей. В повести писатель обращается к дням войны 1945 года. Тема отпадения человека от природных корней решена на образе Андрея Гуськова, дезертировавшего из госпиталя за несколько месяцев до окончания войны. Понятия “традиция” и “новаторство” неразрывно связаны. В искусстве любое новаторство возможно лишь при глубоком осмыслении того, что уже открыто, создано предшественниками. Лишь крепкие корни позволяют дереву расти и плодоносить. 40. Личное и общенародное в поэме А. Ахматовой «Реквием». Между 1935 и 1940 годами создавался «Реквием», опубликованный лишь спустя полвека - в 1987 году и отражающий личную трагедию Анны Ахматовой - судьбу ее и ее сына Льва Николаевича Гумилева, незаконно репрессированного и приговоренного к смертной казни. " Реквием" стал мемориалом всем жертвам сталинской тирании. «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях» - «семнадцать месяцев кричу, зову тебя домой...» И упало каменное слово/На мою еще живую грудь./ Ничего, ведь я была готова./Справлюсь с этим как-нибудь/У меня сегодня много дела: / Надо память до конца убить, / Надо, чтоб душа окаменела, /Надо снова научиться жить. Строки такого трагедийного накала, разоблачающие и обличающие деспотию сталинщины, в ту пору, когда они создавались, записывать было опасно, попросту невозможно. И сам автор, и несколько близких друзей заучивали текст наизусть, время от времени проверяя крепость своей памяти. Так человеческая память надолго превратилась в «бумагу», на которой был запечатлен «Реквием». Без «Реквиема» нельзя понять ни жизни, ни творчества, ни личности Анны Андреевны Ахматовой. Более того, без «Реквиема» нельзя осознать литературу современного мира и те процессы, которые происходили и происходят в обществе.«Представительница «серебряного века» русской культуры, она отважно прокладывала свой путь через двадцатое столетие к нам, свидетелям его последних десятилетий. Путь трудный, трагический, на грани отчаяния. «Реквиеме» Анна Ахматова (это тоже свойство великой русской литературы) сохраняет веру в историческую справедливость». Сдержанно, без крика и надрыва, в эпически бесстрастной манере сказано о пережитом горе: «Перед этим горем гнутся горы». Биографический смысл этого горя Анна Ахматова определяет так: «Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне. Но дело не только в личном страдании, хотя и его одного достаточно для трагедии. Оно, страдание, расширено в рамках: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает», «И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною.» С публикацией «Реквиема» и примыкающих к нему стихотворений творчество Анны Ахматовой обретает новый историко-литературный и общественный смысл.30-е годы стали для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Она оказалась свидетельницей не только развязанной фашизмом второй мировой войны, вскоре перешедшей на землю ее Родины, но и другой, не менее страшной войны, которую повели Сталин и его приспешники, с собственным народом. Чудовищные репрессии 30-х годов, обрушившиеся на ее друзей и единомышленников, разрушили и ее семейный очаг: вначале был арестован и сослан сын, студент университета, а затем и муж - Н. Н. Пунин. Лишенная возможности писать, Анна Ахматова вместе с тем пережила именно в эти годы величайший творческий взлет. Великая скорбь, но вместе с тем большое мужество и гордость за свой народ составляют основу стихов Ахматовой этого периода.Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е годы явился созданный ею «Реквием», посвященный годам «большого террора» - страданиям репрессированного народа. Нет, и не под чуждым небосводом, / И не под защитой чуждых крыл, /Я была тогда с моим народом, /Там, где мой народ, к несчастью, был.«Реквием» состоит из десяти стихотворений. Прозаического предисловия, названного Ахматовой «Вместо Предисловия», «Посвящения», " Вступления " и двухчастного " Эпилога ". Включенное в «Реквием» «Распятие», также состоит из двух частей. Стихотворение «Так не зря мы вместе бедовали...», написанное позднее, тоже имеет отношение к «Реквиему.«Реквием» имеет жизненную основу, которая предельно ясно изложена в небольшой прозаической части - «Вместо Предисловия». Уже здесь отчетливо чувствуется внутренняя цель всего произведения - показать страшные годы ежовщины «Реквием» создавался в разные годы. Например, «Посвящение» помечено мартом 1940 года. Оно раскрывает конкретные «адреса». Речь идет о женщинах, разлученных с арестованными. Оно обращено непосредственно к тем, кого они оплакивают. Это близкие их, уходящие на каторгу или расстрел. Вот как Ахматова описывает глубину этого горя: «Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река.» Чувствуют близкие все: «крепкие тюремные затворы», «каторжные норы» и смертельную тоску осужденных. Слышим лишь ключей постылый скрежет../.Да шаги тяжелые солдат.../ И опять подчеркивается общая беда, общее горе /По столице одичалой шли /И безвинная корчилась Русь В «Реквиеме», говоря о «стрелецких женах», воющих под кремлевскими башнями, она показывает кровавую дорогу, тянущуюся из тьмы времен в современность. По твердому убеждению Ахматовой, никакие цели не оправдывают кровь никогда, в том числе и во времена 37 года. Ее убеждение покоится на христианской заповеди «не убий».Мотив колыбельной с неожиданным и полубредовым образом тихого Дона подготавливает другой мотив, исполински и трагически встающая в «Реквиеме» (Мать и казненный сын).«Реквием» Ахматовой - подлинно народное произведение, не только в том смысле, что он отразил и выразил великую народную трагедию, но и по своей поэтической форме, близкой к народной притчи. Ее «Реквием» весь как бы разорван. Он написан словно на разных листочках, и все стихотворения этой траурной поминальной поэмы - фрагменты. Но они производят впечатление больших и тяжелых глыб, которые движутся и образуют огромное каменное изваяние горя. «Реквием» - это окаменевшее горе, гениальным образом созданное из самых простых слов. Глубокая идея «Реквиема» раскрывается благодаря особенности таланта автора с помощью звучащих голосов конкретного времени: интонации, жестов, синтаксиса, словаря.Материнское горе («сына страшные глаза - окаменелое созданье»), и трагедия Родины, и неумолимо приближавшаяся военная страда, - все вошло в ее стих, обуглило и закалило его. Дневник в это время она не вела. Вместо дневника, который вести было невозможно, записывала на отдельных клочках бумаги свои стихи. Но взятые вместе они создавали картину разворошенного и разоренного домашнего очага, изломанных судеб людей. «Реквием» (лат. Requiem) - заупокойная месса. На традиционный латинский текст Реквиема писали музыку многие композиторы В.А. Моцарт, Т. Берлиоз, Дж. Верди. С помощью художественных изобразительных и выразительных средств А.А. Ахматова раскрывает основную идею своего произведения - показать ширину и глубину народного горя, трагедию жизни 30-х годов.В стихах А. Ахматовой запечатлелись черты времени со всей его чудовищной жестокостью. Еще никто не сказал о нем правды с такой горькой беспощадностью: Семнадцать месяцев кричу, /Зову тебя домой./Кидалась в ноги палачу, /Ты сын и ужас мой.
|