Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние журналистской деонтологии на процессы формирования и функционирования гражданского обществаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Гражданского общества Влияние журналистской деонтологии на процессы формирования и функционирования гражданского общества Гражданское общество и его институциональное оформление Ключевые понятия и категории: социокультурная идентичность, «четвертая власть», функции журналистики, социальная информация, управление, «этика убеждения» и «этика ответственности», гражданское общество в «широком» и «узком» смыслах слова, институты гражданского общества. Влияние журналистской деонтологии на процессы формирования и функционирования гражданского общества Формирование журналистской деонтологии в период политической и социальной модернизации демократизирующихся стран современного мира является исключительно актуальным процессом в условиях обретения новой социокультурной идентичности. Становление независимого демократического государства, появление в общественном сознании ценностей гражданского общества создают условия для превращения средств массовой информации в настоящую «четвертую власть», а журналистику — не только в часть культурной сферы социума, но и в особый институт общества.
Для того чтобы разобраться с ролью журналистской деонтологии в становлении гражданского общества, следует, в первую очередь, уточнить, что относится к теоретическому содержанию понятия о средствах массовой информации, с которыми и связана профессиональная деятельность журналистов. Важно, во-первых, отметить, что в современном мире средства массовой информации (СМИ) являются мощным средством воздействия на человеческий разум. СМИ наиболее динамично реагируют на все изменения в социальной реальности, активно влияют на формирование общественного сознания, принимают форму тех социальных и политических структур, в рамках которых они функционируют. В качестве специфической системы социального контроля СМИ способны регулировать отношения между отдельными людьми и общественными установками, осуществлять налаживание коммуникативных связей по вертикали (от управляющих к управляемым и обратно) и по горизонтали (на различных уровнях управления и социальных срезах общества). СМИ выполняют функции информирования и просвещения населения, контроля и наблюдения за действиями государственных структур, формирования политического пространства и правовой культуры. Таким образом, определение данных приоритетов в деятельности СМИ позволяет признать их значимость для успешного осуществления демократических преобразований в обществе. Во-вторых, основываясь на философском подходе к пониманию информации как сообщения, осведомления о положении дел, неразрывно связанных с управлением обществом, как сведений, уменьшающих, снимающих неопределенность в социальной системе, следует отметить возрастание в обществе потребности во все более эффективных способах и средствах осуществления информационных процессов. В современном обществе информационные потоки могут рассматриваться в качестве модели подавляющего большинства социальных процессов. А общественные противоречия порождаются неравномерностью распространения информации среди социальных слоев. Поэтому задача СМИ заключается в том, чтобы помочь людям, обладающим различными взглядами на жизнь, разным уровнем знаний, прийти к пониманию и соглашению по проблемам, касающимся выбора путей общественного развития в результате демократического обсуждения. Таким образом, сегодня вне деятельности СМИ немыслимо функционирование институтов гражданского общества, распространение в обществе актуальной социальной информации, помогающей организовывать конструктивное взаимодействие между людьми для совместного обсуждения и решения социально значимых вопросов.
Социальная информация есть, прежде всего, смысловая информация, т.е. такая, которая перерабатывается человеческим сознанием и реализуется в деятельности людей. Она циркулирует в обществе как совокупность знаний, сведений, сообщений, идей об окружающем мире, о социальном пространстве и историческом времени, служащих целям управления общественными процессами. Оптимальное управление предполагает объективную, достоверную и полную информацию. Успех демократии во многом зависит от возможности справедливого и равного распределения в обществе всех соперничающих точек зрения, которые позволили бы гражданам сделать свой, подкрепленный информацией выбор. В этих условиях меняется роль журналиста, вырабатываются новые нормы его профессиональной деятельности, в которых все большее значение придается журналистской этике и деонтологии. Журналист предлагает информацию, которая может быть востребована потребителем, но он может от нее и отказаться. В этих условиях журналистская деонтология как раз и должна помочь журналисту получать и распространять объективную, проверенную информацию, по образному выражению, «годный товар даже в тех условиях, когда потребитель готов купить подделку». Деонтология журналиста начинается с понимания им своей профессиональной ответственности за качество сообщаемой информации. По М.Веберу, необходимо «уяснить себе, что всякое этически ориентированное действование может подчиняться двум фундаментально различным, непримиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на «этику убеждения», либо на «этику ответственности» [1]. Но только во втором случае этика становится практической и надо «расплачиваться за (предвидимые) последствия своих действий» [2].
В формулировке немецкого философа Х. Ленкаответственность - это нормативный интерпретационный конструкт, в котором различаются четыре типа ответственности: 1) за действия, их последствия и результат; 2) компетентную и ролевую; 3) универсально-моральную; 4) правовую [3].
В журналистской этике присутствуют все составляющие конструкта ответственности, и это давно признано в большинстве демократических стран мира. В законодательстве этих стран четко определены права и обязанности профессиональных журналистов, гарантии, обеспечивающие доступ журналистов к информации, предусмотрена реальная ответственность за нарушение правовых норм функционирования СМИ как со стороны государственных служащих, так и со стороны самих журналистов. При этом во многих редакциях и общественных организациях журналистов приняты и строго соблюдаются кодексы этики, нарушение которых грозит потерей работы и лишением права заниматься журналистской деятельностью.
Опыт суверенного развития государств постсоветского пространства показал, что демократические преобразования и ценности гражданского общества лишь тогда обретают реальную основу, когда они становятся частью общественной морали и этически ориентированной социальной практики, частью повседневного образа жизни большинства граждан.
Период социальных трансформаций на постсоветском пространстве, ориентированный на демократизацию общественной жизни, будет состоять, как минимум, из двух этапов: вестернизации, когда национальные элиты включаются в процесс рыночных преобразований и институциональных реформ, и модернизации, когда в этот процесс включается не вся масса населения, а только та активная часть граждан, для кого демократия уже стала частью образа жизни, моральных норм и ценностей. Именно на втором этапе журналистская этика и деонтология, способные на практике соединить профессионализм и демократическую гражданскую мораль, приобретают важное общественное значение. Модернизация предполагает постепенное формирование институтов гражданского общества, а журналистская деонтология выступает как серьезный инструмент для проверки качества их функционирования . Однако значимость журналистской этики и деонтологии для осуществления процессов демократической модернизации страны совсем не означает игнорирования того факта, что источником правовых норм является государство, а этические нормы вырабатываются при активном взаимодействии государства и профессиональных сообществ. Соответственно, профессиональное сообщество журналистов должно быть готово к демократической оценке своей деятельности как со стороны государственных институтов, так и со стороны различных институтов гражданского общества. Само журналистское сообщество заинтересовано в соблюдении этических норм своей деятельности, поскольку от этого зависит доверие к СМИ как важному элементу гражданского общества.
В условиях расширения информационного пространства, когда информационные потоки с трудом поддаются контролю со стороны государства, а тем более цензуре по идеологическим соображениям, актуализируется коммуникативная компетентность журналистов в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Именно журналисты организуют массовые коммуникации, которые по сути своей являются социально ориентированным массовым общением членов социума посредством как традиционных коммуникативных средств — печати, радио, телевидения, так и новых информационных технологий, в том числе уже завоевавшего весь мир Интернета. Понимая под массовой коммуникацией культурную область открытых процессов трансляции социально значимой информации нельзя не признать возрастающую актуальность этического регулирования этих процессов, в отсутствие которого велика опасность превращения информации в средство манипулирования сознанием граждан. Реальность угрозы манипулирования населения в массовых коммуникациях обусловлена тем, что, с одной стороны, произошла утрата генетической связи между информацией и ее социальным автором, а с другой — имеет место монополизация процесса донесения информации до населения со стороны государства. Все это требует от журналистов принятия новых норм коммуникативной этики, в которой главным приоритетом является умение рационально аргументировать свою позицию по острым и злободневным проблемам, не навязывая готовое решение, а приглашая получателей информации к социальному взаимодействию с целью достижения общего блага .
Именно поэтому проблемы, возникающие в процессе развертывания демократической модернизации и формирования институтов гражданского общества на постсоветском пространстве, приводят исследователей к необходимости выяснить дополняющую роль политической культуры в этом процессе. Подобный анализ позволит не только уточнить тенденции развития гражданского общества в условиях перехода от авторитаризма к подлинной демократии, но и определить степень влияния как политической культуры на процессы развития СМИ в условиях рыночных отношений, так и журналистской этики на процессы политических взаимоотношений между различными социальными силами в этих же условиях. В целом следует отметить, что и политическая культура, и журналистская профессиональная этика в условиях демократии ориентированы на разрешение конфликтов между социальными группами, ликвидацию социальной напряженности, достижение политических компромиссов. Сама идея гражданского общества, истоки которой можно обнаружить уже в античной философии, основана на признании за человеком как гражданином государства возможности действовать свободно в рамках существующих юридических законов и норм, выражать свои позиции по тем или иным вопросам, создавать негосударственные организации, участвовать в различного рода общественных движениях. В гражданском обществе все граждане государства могут проявлять себя, могут открыто выражать свое отношение к тем или иным действиям официальных властей, могут протестовать против тех или иных решений государственных органов.
Для того чтобы гражданское общество могло состояться, необходимо обеспечить в социальной деятельности следующие условия: 1) универсальное правовое государство; 2) возможность легального существования неофициальных социальных институтов, политических движений и течений;
|