Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ликвидация как способ прекращения предпринимательской деятельности
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами [2, п.1 ст. 57]. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. В добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано (по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в связи: · с истечением срока, на который создано это юридическое лицо; · достижением цели, ради которой оно создано; · нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством; · признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной [15, п.3.1]. Рассмотрим пример из судебной практики. Инспекцией МНС по Витебской области (далее - ИМНС) в связи с обнаружением оснований для признания недействительной государственной регистрации созданных юридических лиц в январе 2012 г. в хозяйственный суд Витебской области направлено четыре исковых заявления. Так, ИМНС в хозяйственный суд Витебской области заявлен иск о признании недействительной государственной регистрации ООО " К" и о ликвидации данного общества, поскольку ИМНС было установлено, что государственная регистрация создания ООО " К" осуществлена на основании заведомо ложных сведений, а именно в приложении к заявлению о государственной регистрации ООО " К" один из учредителей, гражданин Ж., указал, что на момент государственной регистрации не является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства). Однако фактически на момент государственной регистрации ООО " К" он также являлся учредителем ООО " С", в отношении которого хозяйственным судом Витебской области возбуждено конкурсное производство и принято решение о признании ООО " С" банкротом с ликвидацией должника. Доход от осуществления деятельности ООО " К" с момента регистрации составил 17506720 руб. Доход определен налоговым органом как вся выручка, полученная от реализации, без учета затрат. Решением хозяйственного суда Витебской области исковые требования ИМНС удовлетворены в полном объеме. Государственная регистрация ООО " К" признана недействительной, взыскан доход от деятельности в сумме 17506720 руб. и принято решение о ликвидации организации. Аналогичная ситуация имела место по трем другим субъектам хозяйствования, однако доход от хозяйственной деятельности отсутствовал [27]. В принудительном порядке ликвидация юридического лица производится: 1) по решению хозяйственного суда в соответствии п. 3.2 Положения о ликвидации в случаях: · непринятия решения о ликвидации в соответствии с частью первой подпункта 3.1 настоящего пункта в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной; · осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов; · экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица [15, п.3.2]; Согласно Закону Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность – это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника) [12, ст.1]. · уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых с учетом пункта 2 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом, утвердившим настоящее Положение, соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством; · нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации [15, п.3.2]; При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено Положением о ликвидации субъектов хозяйствования. [15, п.3.2]. Национальный банк Республики Беларусь, исходя из норм части второй ст. 36 Банковского кодекса Республики Беларусь, вправе предъявить иск в суд о ликвидации банка или небанковской кредитно-финансовой организации по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь [5, ст. 36]. Согласно ст. 164 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, хозяйственный суд может отказать в принятии искового заявления, если спор не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде [3, ст. 164]. 2) по решению регистрирующего органа субъект хозяйствования может быть ликвидирован в случаях: · неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности; · внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием; · непринятия собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в двухмесячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет; · осуществления некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации. При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации такой организации, после чего регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения), а в отношении организации с иностранными инвестициями подает соответствующее заявление в хозяйственный суд [15, п.3.3]. Как показывает практика, самым частым основанием, по которому регистрирующий орган принимает решение о ликвидации субъекта предпринимательской деятельности, является неосуществление предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд [22, с.25]. Указанный выше перечень оснований не является закрытым. Гражданский кодекс и другие нормативные правовые акты предусматривают и иные случаи ликвидации субъектов хозяйствования. К ним, в частности, относятся случаи: · если в полном товариществе остаётся единственный участник [2, ст. 80]; · если из коммандитного товарищества выбывают все участвовавшие в нём вкладчики [2, п.1 ст. 85]; · если организация, которая зарегистрированная на территории Республики Беларусь, будет признана экстремистской, то ее деятельность на территории Республики Беларусь запрещается и такая организация ликвидируется на основании решения Верховного Суда Республики Беларусь [10, ст. 12].
2 ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|