Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. Бухгалтерский учет представляет собой систему наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий
Бухгалтерский учет представляет собой систему наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий. В настоящее время все предприятия, независимо от их вида, форм собственности и подчиненности обязаны вести бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций согласно действующему законодательству. Каждый совершившийся факт хозяйственной деятельности предприятий, оформленный документом, называется хозяйственной операцией. Особенностью бухгалтерского учета является его сплошное. непрерывное и документированное отражение хозяйственных операций. В бухгалтерском учете применяются все виды измерителей: трудовой, натуральный, денежный. Натуральный измеритель применяется при измерении и учете однородных предметов. Трудовые измерители позволяют определить затраченное время и труд. Однако наиболее широко применяется денежный измеритель. Как и любая другая экономическая наука, бухгалтерский учет имеет свои предмет и метод. Предметом бухгалтерского учета является наличие и движение хозяйственных средств предприятия. Объектами бухгалтерского учета являются каждый вид хозяйственных средств предприятия, а также хозяйственные процессы. Средства в распоряжении предприятий классифицируются по следующим признакам: а) по составу и размещению; б) по источникам образования и назначения. По составу и размещению средства предприятия делятся на внеоборотные и оборотные. К внеоборотным средствам относятся средства труда со сроком использования более 12 месяцев, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и нематериальные активы. Они многократно участвуют в процессе производства и переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт частями в течение всего срока службы. К оборотным средствам относятся средства труда со сроком службы менее 12 месяцев, предметы труда, производственные затраты, фонды обращения. Предметами труда являются материалы, сырье, топливо, тара, запасные части, конструкции и детали. Предметы труда участвуют в одном производственном цикле и переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт полностью. Производственные затраты включают незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов. К фондам обращения относят готовую продукцию на складе, денежные средства в кассе и банке, денежные документы, краткосрочные вложения и средства в расчетах. Хозяйственные средства предприятия образуются за счет определенных источников. Они показывают, откуда у предприятия образовались средства и на какие цели они предназначены. По источникам образования и назначения хозяйственные средства предприятия делятся на собственные и привлеченные. К источникам собственных средств относятся уставный капитал, резервный капитал, амортизация основных средств и нематериальных активов, прибыль. Уставный капитал представляет собой сумму вкладов учредителей в данное предприятие, то есть включает стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных средств и денежных взносов в момент регистрации предприятия. Резервный фонд образуется за счет отчислений от прибыли и предназначен для выплаты доходов участникам при недостаточности прибыли, на покрытие убытка за год, на увеличение уставного капитала. Амортизация основных средств и нематериальных активов представляют собой часть стоимости средств труда, утраченной в процессе эксплуатации. Прибыль предприятия – это часть чистого дохода предприятия, она определяется как разница между доходами от продажи производственной продукции, работ и услуг и расходами по их производству и реализации. Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет единая система способов и приемов отражения и обобщения объектов учета. Метод бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: - документация и инвентаризация - бухгалтерские счета и двойная запись - оценка и калькуляция - бухгалтерский баланс и отчетность. Бухгалтерский учет осуществляется в три этапа: первичный, текущий и заключительный. На каждом этапе применяются определенные элементы метода бухгалтерского учета. На первом этапе применяются такие приемы, как документация и инвентаризация как способы первичного наблюдения и контроля хозяйственных явлений. Документация – это способ первичного отражения всех видов хозяйственных средств, источников их формирования, хозяйственных процессов и хозяйственных операций, позволяющий осуществить сплошное и непрерывное наблюдение. Это первичная регистрация хозяйственных операций в момент и в местах их совершения. В бухгалтерском учете ни одна операция не может быть произведена без оформления документов. Документ представляет собой письменное подтверждение совершения операции. Инвентаризация представляет собой способ сверки фактического наличия средств предприятия с данными бухгалтерского учета и выявление незафиксированных в документах объектов бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия. Проводится инвентаризация инвентаризационной комиссией, назначаемой руководителем предприятия. Данные инвентаризации заносятся в инвентаризационные описи. Результат инвентаризации оформляется протоколом инвентаризационной комиссии, на основании которого производятся бухгалтерские записи по учету недостач и излишков, выявленных при проведении инвентаризации. В текущем учете применяются такие приемы, как оценка и калькуляция как способы стоимостного измерения учитываемых объектов, а также счета бухгалтерского учета и двойная запись на счетах как способы текущей регистрации и группировки отражаемых изменений в процессе движения хозяйственных средств. Бухгалтерские счета – это способ экономической группировки и отражения все видов средств, источников их образования и хозяйственных процессов, позволяющий получить необходимую информацию по конкретному объекту. На счетах систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источников его образования и хозяйственных операциях. Счета открываются на каждый объект учета. Графически счета представляют собой двухстороннюю таблицу, левая сторона которой называется «Дебет», а правая «Кредит». Каждому счету присваивается наименование того объекта, для учета которого предназначен данный счет. Счет имеет остаток (сальдо) на начало и конец месяца, а также сумму оборотов за месяц по дебету и кредиту. Счета бывают активные и пассивные, а также активно-пассивные. Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств. Эти счета имеют начальные и конечные остатки по дебету. Остаток на конец месяца в активных счетах определяется следующим образом: к остатку на начало месяца прибавляется оборот по дебету за месяц и вычитается оборот по кредиту за месяц. Пассивные счета открываются для учета источников образования хозяйственных средств. Эти счета имеют начальные и конечные остатки по кредиту. Остаток на конец месяца определяется следующим образом: к остатку на начало месяца прибавляется оборот за месяц по кредиту и вычитается оборот за месяц по дебету. Активно-пассивные счета имеют смешанный характер, то есть сочетают в себе признаки активных и пассивных счетов. У таких счетов остаток может быть и дебетовый, и кредитовый. Дебетовый остаток показывает сумму задолженности предприятия перед другими предприятиями (дебиторская), кредитовый остаток показывает сумму задолженности других предприятий перед данным предприятием (кредиторская). При составлении баланса остаток по активным счетам показывается в активе баланса, по пассивным счетам показывается в пассиве баланса, а по активно-пассивным счетам – развернуто, то есть дебетовый остаток – в активе баланса, кредитовый остаток – в пассиве баланса.
Активный счет
Пассивный счет
Схема отражения хозяйственных операций на счетах
По способу обобщения и группировки учетных данных бухгалтерские счета делятся на синтетические и аналитические. Синтетические счета применяются для укрупненного учета средств и источников их образования в едином денежном измерителе. Учет, осуществляющийся на этих счетах, называется синтетическим. Аналитические счета открываются к синтетическим счетам для конкретизации общих показателей, содержащихся в синтетических счетах. Аналитические счета ведутся не только в денежном, но и в натуральном и трудовом измерителях. Хозяйственная операция, отраженная в синтетическом учете, обязательно отражается и на аналогичных аналитических счетах. Начальный и конечный остатки, а также обороты за месяц по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны суммам остатков и оборотов аналитических счетов, открываемых в развитие синтетического счета. Промежуточное положение между аналитическими и синтетическими счетами занимают субсчета или счета этого порядка. Они представляют дополнительную группировку показателей однородных аналитических счетов в пределах данного синтетического счета. Записи на бухгалтерских счетах производятся методом двойной записи, то есть одна и та же сумма отражается в дебете одного счета и в кредите другого счета. Взаимная связь между счетами, возникающая в этом случае, называется корреспонденцией счетов, а счета, участвующие в ней, называются корреспондирующими. Запись хозяйственной операции по бухгалтерским счетам с указанием дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы по операциям называется бухгалтерской записью, или проводкой, или контировкой. Для обобщения разнородных операций их выражают в одном измерителе. Это достигается с помощью оценки. Оценка – это способ стоимостного содержания объектов бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении. Натуральные показатели, содержащиеся в документах, переводят в денежные путем умножения установленной цены на количество, указанное в документах. В бухгалтерском учете применяются следующие виды оценок: первоначальная стоимость, остаточная стоимость, фактическая себестоимость, отпускная цена. Для подсчета затрат, относящихся к каждому объекту счета, применяется такой элемент метода бухгалтерского учета, как калькуляция. Калькуляция - это способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости изготовления единицы продукции, работ, услуг. Калькуляция позволяет определить фактическую себестоимость объекта, она является основой денежной оценки. Калькуляция составляется по статьям расходов в целом на объект или единицу продукции, она содержит данные о плановой и фактической себестоимости продукции и отклонениях между ними. На третьем, заключительном этапе бухгалтерского учета, применяются такие способы, как бухгалтерский баланс и отчетность как способы заключительного обобщения учетных записей. Бухгалтерский баланс – то способ получения обобщенных данных о состоянии средств по их составу, размещению, источникам формирования и назначению на отчетную дату. Метод балансового обобщения широко применяется в учете. Его содержание заключается в сбалансированности, то есть в количественной увязке качественно разносторонних факторов производства. Элементом балансового метода является баланс. По форме баланс представляет собой двухстороннюю таблицу: в левой стороне приводятся виды средств и их размещение (актив), в правой части отражаются источники средств и их назначение (пассив). Итоги актива и пассива всегда равны, так как одна и та же сумма показывается с двух сторон по двум статьям баланса. Статьи баланса сгруппированы по основным разделам экономической классификации хозяйственных средств, а для анализа приводятся данные на начало и конец отчетного периода. Отчетность – это способ получения обобщенных данных по установленным экономическим показателям, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность предприятия за определенный период. В отчетности приводятся следующие показатели: объем реализации, себестоимость реализованной продукции, финансовые показатели работы предприятия, состояние хозяйственных средств и источников их образования. Показатели форм отчетности дополняют и раскрывают наиболее важные статьи баланса. Основными носителями учетной информации являются регистры бухгалтерского учета. Они представляют собой таблицы различной формы, предназначенные для записи данных из первичных документов с целью группировки и дальнейшего использования информации в учете. К учетным регистрам относятся карточки, журналы, книги. В настоящее время существуют три формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, таблично-автоматизированная. Мемориально-ордерная форма применяется в торговле, материально-техническом обеспечении. Главный регистр – мемориальный ордер. Записи в мемориальные ордера ведутся в хронологическом порядке. Эта форма учета простая, но при ней очень большой разрыв между аналитическим и синтетическим учетом. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета широко применяется во всех сферах деятельности. Главным учетным регистром является журнал-ордер. Журналы-ордера открываются на один или несколько синтетических счетов. Они строятся по кредитовому признаку. Записи в них ведутся с первичных документов или группировочных (вспомогательных) ведомостей. По окончании месяца в журналах-ордерах подсчитываются обороты за месяц и выводятся остатки на конец месяца. Затем эти данные переносятся в главную книгу, которая строится по дебетовому признаку. Остатки по синтетическим счетам на конец месяца служат основанием для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности. Для проверки правильности учетных данных и их обобщения в бухгалтерии составляется оборотная ведомость. В ней по каждому синтетическому счету записываются начальный остаток, оборот за месяц по дебету и кредиту и конечный остаток. В оборотной ведомости должны быть три пары равных итогов. Итог остатков по всем активным счетам должен быть равен итогу остатков по всем пассивным счетам, как на начало, так и на конец месяца. Это равенство обусловлено тем, что итоги остатков отражают общие суммы средств предприятия и их источников на определенную дату. Равенство итогов оборотов за месяц по дебету и кредиту объясняется тем, что каждая операция отражается на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи, т.е. по дебету одного и кредиту другого счетов.
Вопросы к экзамену
1.Виды хозяйственного учета. Измерители, применяемые в учете. Роль и значение бухгалтерского учета в системе управления предприятием и принятия решений. 31. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.
|