Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания. Тексты основных международно-правовых актов содержатся в следующих изданиях: Действующее международное право / Ю
Тексты основных международно-правовых актов содержатся в следующих изданиях: Действующее международное право / Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова и др.: В Зт. М., 1996–1999; Международное право в документах / Сост. Н. Т. Блатова и др. М., 1997. Ко всем темам курса рекомендуется: Библиография международного права / Под ред. Д.И.Фельдмана. М., 1976: 1917–1972 гг.; М., 1987: 197З—1985 гг.; СПб., 1992: 1986–1990 гг. (обратно) См.: Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. М., 2005. (обратно) См.: Конфуций. Уроки мудрости. М., 1998. (обратно) См.: Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). М., 1981–1987. Т. 1–4; Го юй (Речи царств). М., 1987. (обратно) См.: Законы Ману: Мнавадхармашастра. М., 2002. (обратно) См.: Вигасин А.А., Самозванцев А. М. «Артхашастра»: Проблемы социальной структуры и права. М., 1984. (обратно) См.: Махабхарата. М., 1987, 1990. – Т. III–VIII; Махабхарата: Дронапарва, или Книга о Дроне. СПб., 199З. Кн. VII. (обратно) См.: Аннамбхатта: Тарка-санграха («Свод умозрений») и Таркадипика («Разъяснение к своду умозрений»). М., 1989. (обратно) См.: Древнеегипетская книга мертвых: Слово, устремленное к Свету / Сост. А. К. Шапошникова. М., 2002. (обратно) См.: Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М., 1987. (обратно) См.: ОстерманЛ. А. О, Солон! История афинской демократии. М., 2001. (обратно) См.: ПечатноваЛ. Г. История Спарты: Период архаики и классики. СПб., 2001. (обратно) См.: Королев К. Войны античного мира: Македонский гамбит. М.; СПб., 200З. (обратно) См.: Баскин Ю. 2., Фельдман Д. 4. История международного права. М., 1990. С.19—З0. (обратно) См.: Аристотель. Соч. М., 198З. Т. 4; Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII–V вв. до н. э.). СПб., 2001. (обратно) Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966. С. З1. (обратно) Здесь и далее цит. по: Коран / Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. М., 1986. (обратно) См.: Ал-Хушани Мухаммад ибн Харис. Книга о судьях (Китаб ал-кудат). М., 1992; СюкияйненЛ. Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986. (обратно) См.: Грановский Т. Н. Лекции по истории средневековья. М., 1987. (обратно) См.: КомминФ. де. Мемуары!. М. 1987. (обратно) См.: Баскин Ю. Я., Фельдман Д. 4. История международного права. (обратно) Цит. по: КоровинЕ. А. История международного права. М., 1946. С. 32. (обратно) Карамзин Н. М. История Государства Российского. М., 1988. Т. 1. С. 83. (обратно) Карамзин Н. М. История Государства Российского. Т. 2. С. 96. (обратно) Цит. по: Памятники древнерусской литературы. Л., 19З2. Вып. 3. С. 73. (обратно) Здесь и далее цит. по: Крижаний Юрий. Политика. М., 1997. (обратно) Оснабрюкский (1648), Утрехтский (1712), Аахенский (1748) и др. (обратно) Например, по франко-триполитанскому (1685) и франко-турецкому (1740) договорам. (обратно) Упоминается в голландско-португальском договоре 1661 г. и турецких «капитуляциях». (обратно) Упоминается во франко-турецкой «капитуляции». (обратно) Цит. по: Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб., 1997. (обратно) Макиавелли Н. Избранное. М., 1998. С. З94. (обратно) Там же. (обратно) См.: Гроций Гуго. О праве войны и мира: Три книги, в которыіх объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1994. (обратно) Гегель Г. Собр. соч. М.; Л., 19З4. Т. 7. С. З49. (обратно) Курс Блюнчли «Современное международное право цивилизованных государств, изложенное в виде кодекса» вышел в свет в 1868 г., пользовался исключительной популярностью и был переведен на греческий, испанский, китайский, русский (см.: Блюнчли И. – К. Современное международное право. М., 1876) и французский языки. (обратно) Его учебник выдержал 12 изданий, в том числе русское (под ред. В. Э. Грабаря, 1925). (обратно) См.: Левин Д. Б. Наука международного права в России в конце XIX и начале Жв. М., 1982. (обратно) Цит. по: Русские просветители (от Радищева до декабристов): В 2 т. М., 1966. Т. 2. С. ЗЗ7. (обратно) См.: Пустогаров В. В. «…С пальмовой ветвью мира»: Ф. Ф. Мартенс – юрист, дипломат, публицист. М., 199З. (обратно) Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1882. Т. 1. С. 178. (обратно) См.: Международное право: Библиография 1917–1972 гг. М., 1976; Международное право: Библиография 197З—1985 гг. М., 1987; Международное право: Библиография 1986–1990 гг. М., 1992; Стародубцев Г. С. Международно-правовая наука российской эмиграции (1918—19З9). М., 2000. (обратно) См.: Движение неприсоединения в документах и материалах. М., 1989. (обратно) См.: Тункин Г. И. Теория международного права. М., 2000; Черниченко С. В. Теория международного права: В 2 т. М., 1999; Международное публичное право / Отв. ред. К. А. Бекяшев. М., 2005. (обратно) См.: Ушаков Н.А. Правовое регулирование использования силы в международных отношениях. М., 1997. (обратно) Концепция национальной безопасности Российской Федерации // СЗ. 1997. № 52. Ст. 5909; 2000. № 2. Ст. 170. (обратно) См.: Ануфриева Л. П. Соотношение международного публичного и международного частного права: Правовые категории. М., 2002. (обратно) Статут Комиссии международного права. Ст. 15. (обратно) См.: Резолюция ГА ООН № 1505 (XV) от 12 декабря 1960 г. (обратно) Курс международного права. М., 1989. Т. 1. С. 241. (обратно) Здесь и далее цит. по: Конституции зарубежных государств. М., 1997. (обратно) См.: БВС. 200З. № 12. (обратно) См.: СЗ. 1995. № 29. Ст. 2757. (обратно) См.: СЗ, БМД, БНА, «Российская газета». (обратно) Например, Единая конвенция о наркотических средствах (1961), Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979), Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970) и др. (обратно) Ратифицирована Федеральным законом от З0 марта 1998 г. № 54-ФЗ. См.: СЗ. 1998. № 14. Ст. 1514. (обратно) См.: Курдюков Г. И. Государства в системе международно-правового регулирования. Казань, 1979. (обратно) В настоящее время существует 22 федеративных государства: 5 – в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Швейцария); 4 – в Азии (Индия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан); 6 – в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); 4– в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); 3 – в Океании (Австралия, Папуа – Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии). (обратно) Так, Конституция США устанавливает, что ни один штат не может без согласия Конгресса заключать договор с иностранны! ми государствами, а также вступать в войну (ст. 1, разд. 10), т. е. штаты в США лишены международной правосубъектности. В решении Верховного суда США от З мая 19З7 г. указывается: «Все международные сделки и наши внешние отношения не являются делом штатов. Для подобных целей штат Нью-Йорк вообще не существует» (Цит. по: ФердроссА. Международное право. М., 1959. С. 12З). (обратно) См.: Левин И. Д. Суверенитет. М., 200З. (обратно) См.: Блищенко И. П., Абашидзе А. X. Международные организации. М., 1994. (обратно) См.: Бобров Р. Л. Шаг, продиктованный историей. М., 1982. (обратно) В 80-х годах XX в. Генеральная Ассамблея ООН квалифицировала действия ЮАР по созданию бантустанов Транскей, Сискей, Венда и других как противоправные и призвала все государства не признавать подобные объединения в качестве субъектов международного права. (обратно) Подобный перечень критериев был изложен Мексиканским министром иностранных дел и по его имени получил название «доктрины Estrada» (19З0). (обратно) См.: Аваков М. М. Правопреемство освободившихся государств. М., 198З. Захарова Н.В. Правопреемство государств. М., 197З; О'Коннелл Д. Правопреемство государств. М., 1957. (обратно) См.: Ваттель Э. де. Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М., 1960. С. З15—З16. (обратно) ФердроссА. Международное право. М., 1959. С. 2З0—2З1. (обратно) Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов: В 2 т. СПб., 1904. Т. 1. С. 28З. (обратно) См. Кожевников Ф. 4. Советское государство и международное право. М., 1948. С. 4З. (обратно) См.: Обращение Советского правительства к правительствам и народам воюющих стран с предложением присоединиться к переговорам о перемирии от 15 (28) ноября 1917 г. // Документы внешней политики СССР: В 8 т. М., 1957. Т. 1. С. 29. (обратно) См.: Документы внешней политики СССР. Т. 1. (обратно) Здесь и далее цит. по.: Документы внешней политики СССР. Т. 1. С. 458–460; см. также: Сборник секретных документов из архива быівшего Министерства иностранных дел. СПб., 1917. № 1. (обратно) См.: Документы внешней политики СССР. М., 1961. Т. 5. (обратно) Там же. С. 240. (обратно) См.: БМД. 199З. № 4. (обратно) Согласно ноте МИД РФ от З января 1992 г. (обратно) См.: Декларация ГА ООН от 18 ноября 1987 г. (обратно) См.: Декларация ГА ООН от 24 октября 1970 г. (обратно) См.: Резолюция ГА ООН А/46/59 от 9 декабря 1991 г. (обратно) См.: Талалаев А. Н. Право международных договоров: Общие вопросы. М., 1980; Каламкарян Р. А. Фактор времени в праве международных договоров. М., 1989. (обратно) См.: Вед. ВС СССР. 1986. № 37. Ст. 696–725. (обратно) См.: Действующее международное право. Т. 1. (обратно) См.: СЗ. 1995. № 29. Ст. 2757. (обратно) См.: Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. (обратно) См.: БМД. 1994. № 1. (обратно) См.: Федеральный закон «О международные договорах Российской Федерации» // СЗ.1995. № 29. Ст. 2757. (обратно) См.: ШутакИ. Д. Правовые оговорки в доктрине международного права. СПб., 1999. (обратно) См.: СЗ.2004. № 12. Ст. 1037. (обратно) Так, 7 мая 1955 г. СССР аннулировал советско-английский договор от 26 мая 1942 г. и советско-французский договор от 10декабря 1944 г. (см.: Вед. ВС СССР. 1955. № 7. Ст. 195–197). Эти договоры были заключены для совместной борьбы против фашистской Германии и вскоре утратили свою силу. (обратно) См.: Дипломатический словарь. М., 1984. Т. 1. М., 1985. Т. 2. М., 1986. Т. 3; Левин Д. Б. Международное право, внешняя политика и дипломатия. М., 1981; Дипломатия и дипломат на пороге XXI века: Новые вызовы / Под ред. Ю. Б. Кашлева. М., 1999; Гриневский О. Тайны советской дипломатии. М., 2000; КвицискийЮ. А. Время и случай: Заметки профессионала. М., 1999; Практика дипломатических сношений государств. М., 1999. (обратно) См.: Концепция внешней политики Российской Федерации. М., 2000. (обратно) Ратифицирована СССР 11 февраля 1964 г. См.: Вед. ВС СССР. 1964. № 18. Ст. 221. (обратно) См.: СЗ.2004. № 28. Ст. 2880. (обратно) См.: СЗ. 1996. № 45. Ст. 5090. (обратно) См.: СЗ.2000. № 1. Ст. 101. (обратно) См.: СЗ. 1998. № 45. Ст. 5509. (обратно) См.: БорунковА. Ф. Дипломатический протокол в России. М., 2000. (обратно) Агреман – согласие одного государства принять лицо, предложенное другим государством в качестве главы его дипломатического представительства (посла, посланника). (обратно) См.: Дипломатический корпус в Москве: Справочник. М., 1999. (обратно) См.: ЛукашукИ. И. Глобализация, государство, право: XXI век. М., 2000. (обратно) Консенсус (от лат. consensus – общее согласие, согласованность) – метод принятия решения в международных организациях, на международных конференциях и совещаниях на основе общего согласия участников без проведения голосования. При консенсусе нет проголосовавших «против». (обратно) См.: Нешатаева Т. Н. Международные организации и право: Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 1999. (обратно) См.: Крылова И. С. Европейский парламент (правовой статус). М., 1987; Шибаева Е.А. Право международных организаций: Вопросы теории. М., 1986; Правила процедуры в многосторонней дипломатии. М., 1986; Хабаров С. А. Международные парламентские организации (правовые аспекты). М., 1994. (обратно) См.: ООН: Краткий справочник. М., 2004. (обратно) См.: Сборник действующих договоров. М., 1955. Вып. 11. (обратно) Впоследствии к этой декларации присоединился Китай. (обратно) См.: Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 1984. Т.1–5. (обратно) См.: Там же. (обратно) См.: Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско (25апреля – 26 июня 1945 г.). М., 1984. (обратно) Этот день отмечается всем человечеством как День Организации Объединенных Наций. (обратно) Содержание этих принципов изложено в главе «Принципы международного права». (обратно) На 1 декабря 2005 г. в составе ООН насчитывалось 191 государство. (обратно) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1963 г. установила следующий порядок распределения 10 мест непостоянных членов Совета Безопасности: от Африки и Азии – 5, от Восточной Европы – 1, от Латинской Америки и района Карибского моря – 2, от Западной Европы и других государств (Канада, Австралия и Новая Зеландия)– 2 места. При избрании непостоянных членов Совета Безопасности принимается во внимание степень участия членов ООН в поддержании международного мира и безопасности. (обратно) См.: Кривчикова Э. С. Вооруженные силы ООН. М., 1965; Семенов В. С. Вооруженные силы ООН. М., 1976; Александрова Э. С. ООН: Объединенные действия по поддержанию мира. М., 1978. (обратно) Однако процедура заключения соглашений, предусмотренная ст. 43 Устава ООН, пока не действует. До настоящего времени все соглашения с государствами о выделении контингентов войск заключал Генеральный секретарь ООН. (обратно) В том составе, который предусмотрен Уставом ООН, ВШК не собирался ни разу. Не выполнял он своих функций и при проведении операций Вооруженными силами ООН. (обратно) Куэльяр Х. – П. ООН: Сегодня и завтра. М., 1988. С. 130. (обратно) Выборы в ЭКОСОС производятся с учетом следующего распределения мест: 14– для государств Африки, 11– Азии, 10– Латинской Америки, 13 – Западной Европы и других государств, 6 – для Восточной Европы. (обратно) Концепция национальной безопасности Российской Федерации // СЗ.2000. № 2. Ст. 170. (обратно) См.: ТопорнинБ. Н. Европейское право. М., 1998. (обратно) В настоящее время существуют различные специализированные учреждения, например, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), занимающее особое положение в структуре ООН. Россия активно участвует в работе специализированных учреждений ООН, являясь членом МАГАТЭ, а также Международной организации труда (МОТ), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирного почтового союза (ВПС), Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Международного союза электросвязи (МСЭ), Всемирной метеорологической организации (ВМО), Международной морской организации (ИМО), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Специализированными учреждениями являются также Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Международным валютным фонд (МВФ), Международным фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) и др. (обратно) См.: Вед. ВС СССР. 1986. № 47. Ст. 986. (обратно) См.: ОвчинскийВ. С. Интерпол в вопросах и ответах. М., 2001; Самарин В. И. Интерпол: Международная организация уголовной полиции. СПб., 2004. (обратно) Участие России в деятельности Интерпола регламентировано Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113. См.: С3. 1996. № 32. Ст. 3895. Положение об НЦБ Интерпола утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190. См.: С3. 1996. № 33. Ст. 4916. (обратно) См: Антропов А. Г. Интерпол в России. М., 1998. (обратно) См.: АнтроповА. Г., Антропов Р. А. Европол. М., 2001. (обратно) См.: БМД. 2004. № 3. (обратно) См.: ЭнтинЛ. М. Европейское право. М., 2004; ТопорнинБ.Н. Европейское право. М., 1998. (обратно) См.: Конституция Европейского союза. М., 2005; Право Европейского союза: Документы и комментарии / Отв. ред. С. Ю. Кашкин. М., 1999; Шенгенские соглашения. М., 2000; Капустин А. 2. Европейский союз: интеграция и право. М., 2000; Хартия Европейского союза об основных правах: Комментарий. М., 2001. (обратно) См.: Гассер Г. П. Международное гуманитарное право: Введение. М., 1995; Котляров 4.4. Международное гуманитарное право. М., 1999; Тиунов 0.4. Международное гуманитарное право. М., 1999; Имплементация международного гуманитарного права. М., 1998; Пресечение нарушений международного гуманитарного права. М., 1998. (обратно) См.: БоярсЮ. Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986. (обратно) См.: СЗ.2002. № 22. Ст. 2031. (обратно) См.: Законодательные акты Российской Федерации по вопросам гражданства. М., 2004. (обратно) См.: Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2000. (обратно) См.: Конституции зарубежных государств / Сост. В. В. Маклаков. М., 2000; Конституции государств Европейского Союза. М., 1997; Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999; ШабайкинЮ. Н. Двойное гражданство. М., 2000. (обратно) См.: Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 31 июля. (обратно) См.: БМД. 2000. № 2. (обратно) См.: БМД. 1998. № 7, 9, 10, 12; 2001. № 3. (обратно) Декларация прав человека и гражданина (1789) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984. С. 208. (обратно) См.: Вед. ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291. Факультативный протокол к Пакту, предусматривающий компетенцию Комитета по правам человека, вступил в силу для нашей страны в 1992 г. См.: Вед. ВС СССР. 1991. № 29. Ст. 843; БМД. 1993. № 1. (обратно) См.: БМД. 1993. № 9. (обратно) См.: Шенгенские соглашения. М., 2000. (обратно) См.: Право Европейского союза: Документы и комментарии / С. Ю. Кашкин и др. М., 1999. (обратно) См.: БМД. 1999. № 5. (обратно) См.: Сборник действующих договоров. М., 1957. Вып. 14. С. 153. (обратно) См.: Там же. М., 1960. Вып. 17–18. С. 76. (обратно) См.: Вед. РФ. 1992. № 46. Ст. 2623. (обратно) Утверждены Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. (обратно) Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. (обратно) Утверждена Президентом Российской Федерации 1 сентября 2001 г. (обратно) См.: Постановления Правительства Российской Федерации № 1223 от 5 ноября 1999 г. и № 63 от 14 февраля 1997 г. (обратно) См.: Вед. ВС СССР. 1949. № 61. (обратно) См.: БМД. 1999. № 10. Ст. 3—18. (обратно) См.: Всеобъемлющее исследование по вопросу о зонах, свободных от ядерного оружия // Док. ООН. 1976. А/10027/Add. I. (обратно) См.: СЗ СССР. 1926. № 32. Ст. 203. (обратно) См.: Вед. ВС СССР. 1984. № 48. Ст. 856, 863; БМД. 1998. № 1. (обратно) См.: Голицыне. В. Антарктика: международно-правовой режим. М., 1983. (обратно) См.: БМД. 1998. № 11.; СЗ. 1997. № 21. Ст. 2384. (обратно) № 1580 от 18 декабря 1997 г. // СЗ. 1997. № 51. Ст. 5821. (обратно) № 1476 от 11 декабря 1998 г. // СЗ. 1998. № 51. Ст. 6300. (обратно) См.: Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982; Иванащенко Н. С. Природоохранительный аспект: Международно-правовые проблемы разоружения. Л., 1983; Тимошенко А. С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986; Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве. М., 1995; Федоров А. В. Международные и иностранные организации по природопользованию и охране окружающей среды: Справочник. М., 2000; Экология и международное право. М., 1996. (обратно) См.: Перспективные направления совершенствования охраны морских биологических ресурсов. М., 2001. (обратно) См.: Тимошенко А. С. Международное сотрудничество по охране окружающей среды в системе ООН. М., 1981. (обратно) См.: СЗ. 1997. № 48. Ст. 5493; БМД. 1998. № 1. (обратно) См.: Горшков С. Г. Морская мощь государства. М., 1976; Тарханов И. Е. Конвенция ООН по морскому праву. СПб., 1997; Сидорченко В. Ф. Капитан морского судна. СПб., 2001. (обратно) См.: БМД. 2004. № 7. (обратно) См.: БМД. 2004. № 1. (обратно) См.: СЗ. 1998. № 31. Ст. 3833. (обратно) «Правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации» утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 1102 от 2 октября 1999 г. См.: СЗ. 1999. № 42. Ст. 5030. (обратно) Утверждены Указом Президента Российской Федерации № 471 от 4 марта 2000 г. (обратно) Утверждена Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г. (обратно) См.: БМД. 2004. № 4. (обратно) См.: СЗ. 1998. № 51. Ст. 6273. (обратно) Архипелажные воды ограничиваются путем проведения прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и обсыхающих рифов архипелага, в котором соотношение между площадью водной поверхности и площадью суши составляет от 1: 1 до 9: 1. (обратно) См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. М., 2000. (обратно) Внешняя граница континентального шельфа прибрежного государства не может находиться далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии одинаковых глубин) и в любом случае не должна проходить далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальные вод. Конвенция ООН по морскому праву предусматривает создание Комиссии по границам континентального шельфа. Границы, установленные по рекомендации этой Комиссии, будут окончательными и обязательными для всех государств. Разграничение континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения в соответствии с нормами международного права. О границах континентального шельфа см.: Свиридов Э. П. Границы континентального шельфа. Л., 1981; ШестопаловВ. Ю. Персидский залив: Проблема континентального шельфа. М., 1982. (обратно) См.: Старжина-Бисти Т. М. Кладовые дна Мирового океана. М., 1980. (обратно) См.: СЗ. 1995. № 49. Ст. 4694. (обратно) См.: СЗ. 1995. № 10. Ст. 823. (обратно) Понятие «Район», используемое в Конвенции, означает дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции государств, т. е. за пределами 200-мильных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств. При этом необходимо иметь в виду, что, согласно Договору о морском дне, государствам запрещается размещать на дне морей и океанов и в его недрах за пределами 12-мильной зоны ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения, а также любые устройства и сооружения, предназначенные для хранения, испытания и применения такого оружия. (обратно) Под Органом в Конвенции понимается международная организация, через посредство которой государства-участники организуют и контролируют деятельность в Районе. Структура Органа: Ассамблея, Совет и Секретариат. В Совет должны входить 36 членов, избираемые Ассамблеей. Местом пребывания Органа является Ямайка. (обратно) См.: Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (1974). СПб., 2000. (обратно) См.: Лопатин М.Л. Международные проливы и каналы: правовые вопросы. М., 1985. С. 8—132. (обратно) Пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова (Европа) и северо-западной частью Африки, соединяет Атлантический океан и Средиземное море. Длина 59 км, ширина 14–44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м). (обратно) Суэцкий канал проложен через Суэцкий перешеек, соединяет Средиземное и Красное моря, открыт для судоходства в 1869 г. Его протяженность составляет 161 км. (обратно) Договор предоставил США право строительства Панамского канала, судоходство по которому было открыто 15августа 1914 г. Длина канала 81, 6 км. Он соединяет Атлантический и Тихий океаны. (обратно) См.: Международное воздушное право / Под ред. А. П. Мовчана. М., 1980. Кн. 1; М., 1981. Кн. 2; Серегин В. П. Международное воздушное право. М., 1978; Тарханов И. Е., Михалев В.Н. Международное водушное право. Л., 1978; Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 1986. (обратно) См.: С3. 2000. № 9. Ст. 1034. (обратно) Утверждены Президентом Российской Федерации 3 февраля 2001 г. (обратно) См.: БМД. 2002. № 4. (обратно) См.: СЗ. 1997. № 12. Ст. 1382; 1999. № 28. Ст. 3483. (обратно) См.: СЗ. 1999. № 40. Ст. 4861. (обратно) Утверждены приказом Федеральной авиационной службы России от 30 декабря 1998 г. № 375 (с изм.) / Российская газета. 1999. 22 сентября. (обратно) См.: БМД. 1998. № 11. (обратно) См.: БМД. 1994. № 1; 2000. № 12. (обратно) См.: БМД. 2000. № 7. (обратно) См.: БМД. 1996. № 7. (обратно) См.: Международное космическое право. М., 1985; Правовые проблемы полетов человека в космос. М., 1986; Котляров И. И. «Звездный мир» против «звездных войн» (политико-правовые проблемы). М., 1988; Международное космическое право / Отв. ред. Г. П.Жуков, Ю. М. Колосов. М., 1999; ЯковенкоА. В. Современные космические проекты: Международно-правовые проблемы. М., 2000. (обратно) См.: Сборник действующих договоров. М., 1972. Вып. 25. С. 41–45. (обратно) См.: Там же. С. 45–48. (обратно) См.: Там же. Вып. 29. М., 1975. С. 95—101. (обратно) См.: Там же. Вып. 34. М., 1980. С. 442–446. (обратно) См.: Док. ООН A/Res./34/68. (обратно) См.: Док. ООН А/Res./41/65. (обратно) См.: Жуков Г. П. Космос и мир. М., 1985; Борьба СССР за мирное использование космоса. 1957–1984: Документы и материалы. М., 1985; Колосов 1. М., Сташевский С. Г. Борьба за мирный космос: Правовые вопросы. М., 1984. (обратно) См.: СЗ.2001. № 1 (часть 2). Ст. 16. (обратно) См.: БМД. 1997. № 5. (обратно) См.: БМД. 1993. № 5. (обратно) См.: Вед. ВС СССР.1977. № 30. Ст.457. (обратно) См.: Содружество. 1992. № 1. Ст. 19. (обратно) См.: БМД. 1994. № 4. (обратно) Концепция национальной безопасности Российской Федерации // СЗ. 2000. № 2. Ст. 170. (обратно) См.: 'ЖдановЮ. Н. Принудительные меры в международном праве. М., 1998. (обратно) Договор подписали: Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан; присоединились: Азербайджан, Грузия, Белоруссия. См.: БМД. 2000. № 12. (обратно) См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации. (обратно) См.: Ядерное нераспространение / Под ред. В. А. Орлова и Н. Н. Сокова. М., 2000. (обратно) См.: Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки. 30 июля – 1 августа 1975 г. М., 1985. (обратно) См.: БМД. 2000. № 12. (обратно) См.: БМД. 2004. № 3. (обратно) См.: Там же. (обратно) См.: БМД. 2002. № 5. (обратно) См.: Барсегов Ю. Г. Каспий в международном праве и мировой политике. М., 1998. (обратно) См.: Конвенция МОТ № 155 о безопасности и гигиене труда в производственной среде // БМД. 2002. № 2; Соглашение СНГ о сотрудничестве в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах // БМД. 2002. № 11. (обратно) На Делийской конференции (1983) Координационное бюро избрано в составе 74 представителей разных стран. См.: Движение неприсоединения: Проблемы и перспективы. М., 1986. (обратно) О формировании института разоружения см.: Богданов О. В. Запрещение оружия массового уничтожения: Международно-правовые проблемы. М., 1985; Петровский В. Ф. Разоружение: Концепция, проблемы, механизм. М., 1982. (обратно) См.: Вестник МИД СССР. 1991. № 19. С. 7—28. (обратно) См.: Российская газета. 1993. 5 января 1985 г.; С3. № 19. Ст. 2022. (обратно) См.: БМД. 1998. № 6. (обратно) См.: СЗ. 1997. № 18. Ст. 2105. (обратно) См.: СЗ. 1996. № 14. Ст. 1448. (обратно) См.: Док. ООН: № 1653 (XVI), № 33/71 В, № 34/83 G, № 35/152 D, № 36/92 I. и др. (обратно) См.: Док. ООН № 55/34 G. (обратно) См.: Вед. ВС СССР. 1963. № 42. Ст. 431. (обратно) См.: Сборник действующих договоров. Вып. 46. С. 41–42. (обратно) См.: Там же. С. 102–105. (обратно) См.: Дипломатический вестник. 1996. № 11. С. 46–62; БМД. 2000. № 8. (обратно) См.: Быков О. Н. Меры доверия: Реальный фактор упрочения мира. М., 1983. (обратно) Многие авторы отождествляют право вооруженных конфликтов с международным гуманитарным правом. (См.: Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М., 2001.) Однако наиболее обоснованной представляется противоположная точка зрения. (См.: Арцибасов И.Н., Егоров С. А. Вооруженный конфликт: Право, политика, дипломатия. М., 1989.) (обратно) См.: КальсховенФ. Ограничения методов и средств ведения войны. М., 1999. (обратно) См.: Международное гуманитарное право: Указатель / Под ред. А. Вальдемар Зольф и Дж. Эшли Роуч. М., 2000; Права человека и вооруженные конфликты. М., 2001. (обратно) См.: Аби-Сааб, Розмари. Гуманитарное право и внутренние конфликты: Истоки и эволюция международной регламентации. М., 2000. (обратно) См.: Вед. ВС СССР. 1984. № 3. Ст. 50. (обратно) См.: АрцибасовИ. Н. Международное право (законы и обычаи войны). М., 1975. (обратно) См.: Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве. М., 1999. (обратно) См.: СЗ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2000. № 1. Ч. 1. Ст. 6. (обратно) Военная доктрина Российской Федерации // СЗ. 2000. № 17. Ст. 1852. (обратно) См.: БлищенкоИ. П. Обычное оружие и международное право. М., 1984. (обратно) См.: Вед. ВС СССР. 1983. № 3. Ст. 50. (обратно) См.: БМД. 1999. № 10. (обратно) См.: Глущенко П. П., Кулик А. В. Основы международно-правового регулирования военных действий на море. Л., 1983. (обратно) См.: Иванащенко 4. А. Морская блокада и современное международное право. М., 1985; Глущенко П. П., Капранов М. П. Международно-правовые основы морской блокады. Л., 1982. (обратно) См.: Ведение военных действий: Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений. М., 1999. (обратно) См.: Васильева С. Н. Военнопленные Германии, Австро-Венгрии и России в годы Первой мировой войны. М., 1999. (обратно) См.: Трагедия войны – трагедия плена: Трагедия и героизм (Советские военнопленные. 1941–1945 гг.). М., 1999; СС в действии: Документы о преступлениях СС. М., 2000. (обратно) См.: Фуркало В. В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1986. (обратно) Сборник действующих договоров. М., 1955. Вып. 11. С. 48. (обратно) Тегеран – Ялта – Потсдам: Сборник документов. М., 1967. С. 143. (обратно) Там же. С. 345. (обратно) См.: Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками: В 7 т. / Под общ. ред. Р. Л. Руденко. М., 1957–1961; Нюрнбергский процесс: Суд над нацистскими судьями. М., 1970; ПолторакА.И. Нюрнбергский процесс: Основные правовые проблемы. М., 1966; Он же. Нюрнбергский эпилог. М., 1965; Судебный процесс по делу верховного главнокомандования гитлеровского вермахта. М., 1964; РагинскийМ.Ю. Нюрнберг перед судом истории. М., 1986; Нюрнбергский процесс и современность. М., 1986. (обратно) См.: Материалы судебного процесса по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия. М., 1950; Рагинский М.Ю., Розенблит С. Я. Международный процесс главных японских военных преступников. М.; Л., 1950; Смирнов Л.Н., Зайцев Е.Б. Суд в Токио. М., 1978; Рагинский М.Ю. Милитаристы на скамье подсудимых: По материалам Токийского и Хабаровского процессов. М., 1985. (обратно) См.: Судебный процесс о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территории Харькова и Харьковской области в период их временной оккупации. М., 1943. (обратно) См.: Европейский суд по правам человека: Избранные решения: В 2 т. М., 2000. (обратно) См.: Независимая Африка в документах. М., 1965. (обратно) См.: Энтин М.Л. Международные судебные учреждения: Роль арбитражных и судебных органов в разрешении межгосударственных споров. М., 1984. (обратно) Россия участвует в Конвенции, а также в работе Постоянной палаты третейского суда. (обратно) После восстания в США южных штатов английская королева издала Декларацию о нейтралитете (1861), тем самым признав южан и северян воюющими сторонами. Агенты южан в Европе заказывали на английских верфях невооруженные суда, которые покидали территориальные водыі Великобритании без оружия. Затем они вооружались вне территориальных вод Великобритании и участвовали в войне против северных штатов. Так, крейсер «Алабама» в Атлантическом и Индийском океанах захватил 68 судов северян. После окончания гражданской войны! правительство США обвинило Англию в нарушении нейтралитета и потребовало возмещения убытков, причиненных действиями «Алабамы». В 1871 г. стороны решили передать спор в арбитраж, который присудил в пользу США 15, 5 млн долларов (см.: КамаровскийЛ.С. В Международном суде. М., 1981). (обратно) См.: Ушаков Н.А. Основания международно-правовой ответственности государств. М., 1983; Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. М., 1983; Головин С.Н. Ответственность за преступления против мира и человечества. М., 1985. (обратно) См.: Док. ООН N A/AC.182/L. 114. (обратно) Размер ущерба, причиненного Германией странам антигитлеровской коалиции, составил более 200 млрд долларов, что превышало все достояние Германии. (обратно) См.: Международное уголовное право / И. П. Блищенко, Р. А. Каламкарян, И. И. Карпец и др. М., 1995; Блищенко И.П. Международный уголовный суд. М., 1998; КибальникА.Г. Современное международное уголовное право: Понятие, задачи и принципы. М., 2003. (обратно) См.: Муранов А.И. Исполнение иностранных судебных и арбитражных решений: Компетенция российских судов. М., 2002. (обратно) См.: Найер А. Военные преступления: Геноцид. Террор. Борьба за правосудие. М., 2000. (обратно) См.: Вед. ВС СССР. 1969. N 25. Ст. 219. (обратно) См.: ГубинВ.Ф. Расовая дискриминация: Реакционная сущность и международная противоправность. М., 1979. (обратно) См.: Сборник действующих договоров. М., 1979. Вып. 32. С. 58–63. (обратно) От гр. genos – род, племя; лат. caedere – убивать. (обратно) См.: Вед. ВС СССР. 1954. N 12. Ст. 244. (обратно) См.: Альхименко В.В.& Жданов Ю.Н. Организационно-правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. М., 1998. (обратно) См.: Док. ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. (обратно) См.: Ляхов Е.Г. Терроризм: Национальный, региональным и международным контроль. Ростов-на-Дону, 1999. (обратно) См.: БМД. 2003. N 3. (обратно) См.: БМД. 2002. N 1. (обратно) См.: Там же. (обратно) См.: БМД. 2001. N 11. (обратно) См.: БМД. 2003. N 5. (обратно) См.: Международный терроризм: Истоки и противодействие / Под ред. Е.С.Строева, Н.П.Патрушева. СПб., 2001; Пиджаков А.Ю. Международно-правовое регулирование борьбы с современным терроризмом. СПб., 2001; Сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом: Библиографический справочник. Уфа, 1998. (обратно) См.: БМД. 2004. N1. (обратно) См.: БМД. 1995. N2. (обратно) См.: Сборник действующих договоров. М., 1970. Вып. 23. С. 105–136; БМД. 2000. N 8. (обратно) См.: Там же. Вып. 35. М., 1981. С. 416–134. (обратно) См.: Там же. Вып. 47. М., 1994. (обратно) См.: Сборник действующих договоров. М., 1960. Вып. 17–18. С. 274–278. (обратно) См.: Вед. ВС СССР. 1957. N 8. Ст. 224. (обратно) См.: Сборник действующих договоров. М., 1957. Вып. 16. С. 280–289. (обратно) См.: Сборник действующих договоров. М., 1974. Вып. 27. С. 292–296. (обратно) См.: Сборник действующих договоров. М., 1975. Вып. 29. С. 90–95. (обратно) См.: Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: Сборник документов. М., 1999–2005. Вып. 1–5. (обратно) См.: БМД. 2000. N 3. (обратно) См.: Конвенции Совета Европы и Российская Федерация: Сборник документов. М., 2000; Европейские правовые стандарты в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации: Сборник документов. М., 2003. (обратно) См.: ВолеводзА.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества. М., 2000. (обратно) См.: Международно-правовые аспекты экстрадиции: Сборник документов. М., 2000; Лукашук И.И. Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве. М., 1998. (обратно) См.: Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. М., 1995. (обратно) Среди таких документов – протоколы: против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху; о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (Рез. ГА ООН N55/25 от 2000 г.); против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему (Рез. ГА ООН N 55/255 от 2001 г.). (обратно)
|