![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационные потоки в логистике
Лекция 5 Информационная логистика Ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами Понятие, цель и задачи информационной логистики В современных условиях через сферу производства и обращения по направлению к конечному потребителю продвигаются мощные потоки продукции, имеющей вещественную форму. Номенклатура продукции год от года становится все шире. Требования к качеству процессов ее продвижения делаются все жестче: процессы должны быть быстрее, точнее, экономичнее. В действиях механизма, обеспечивающего движение материальных потоков, должна возникать высшая степень согласованности отдельных звеньев - гармония, подобная гармонии, на которую способен лишь живой организм. Необходимым условием возникновения данной согласованности является наличие информационных систем, которые, подобно центральной нервной системе, в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент. Особенности построения и функционирования информационных систем, обеспечивающих функционирование логистических систем, являются предметом изучения информационной логистики. Цель информационной логистики определяется общей целью логистики: нужный продукт, в нужном месте, в нужное время с минимальными затратами. Очевидно, что для выполнения этих правил в нужном месте, в нужное время должна оказаться и нужная информация. Количество и качество этой информации должно отвечать предъявляемым требованиям, затраты, связанные с ее продвижением, должны быть минимальны. Таким образом, целью информационной логистики является наличие: o нужной информации (для управления материальным потоком); o в нужном месте; o в нужное время; o с минимальными затратами. Средства информационной логистики должны позволять планировать материальные потоки, управлять ими и контролировать их. Следовательно, основными задачами информационной логистики являются: o планирование логистических потребностей; o анализ решений, связанных с продвижением материальных потоков; o управленческий контроль логистических процессов; o интеграция участников логистической цепочки. Ученые разных стран сходятся во мнении, что современное развитие логистика получила в основном благодаря появлению и развитию средств передачи и обработки данных. Информационные потоки в логистике Одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока. Информационный поток - совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. В логистике выделяют следующие виды информационных потоков (рис. 57): o в зависимости от вида носителя информации - бумажные, электронные, смешанные; o в зависимости от вида связываемых потоком систем - горизонтальный и вертикальный; o в зависимости от места прохождения - внешний и внутренний; Рис. 57. Виды информационных потоков в логистике o в зависимости от направления по отношению к логистической системе - входной и выходной; o в зависимости от плотности - малоинтенсивные, среднеинтенсивные, высокоинтенсивные; o в зависимости от периодичности - регулярные, оперативные, случайные, on-line. Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную: o опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; o опережающий информационный поток в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза, а также о количественных и качественных параметрах материального потока; o вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения. Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае может не совпадать с маршрутом движения материального потока. Информационный поток характеризуется следующими показателями: o источник возникновения; o направление движения потока; o скорость передачи и приема; o интенсивность потока и др. Формирование информационных систем, рассматриваемых в § 12.3-12.7, невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости ее обработки. Управлять информационным потоком можно следующим образом: o изменяя направление потока; o ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема; o ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути. Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени: килобайт, мегабайт и гигабайт. В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также: o количеством обрабатываемых или передаваемых документов; o суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах. Следует иметь в виду, что помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, также сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Рассмотрим в качестве примера структуру совокупного информационного потока в крупном магазине продовольственных товаров. Основную часть общего объема обращающейся здесь информации (более 50%) составляет информация, поступающая в магазин от поставщиков. Это, как правило, документы, сопровождающие поступающий в магазин товар, так называемые товарно-сопроводительные документы, которые в соответствии с вышеприведенными определениями образуют входящий информационный поток. Логистические операции в магазине не ограничиваются получением товаров от поставщиков. Внутримагазинный торгово-технологический процесс также включает в себя многочисленные логистические операции, которые сопровождаются возникновением и передачей информации, используемой внутри магазина. При этом доля образованной информации, используемой внутри магазина, составляет приблизительно 20%. В целом примерно 2/3 общего объема обрабатываемой в магазине информации может составлять информация, необходимая для контроля и управления логистическими операциями. На производственных предприятиях или предприятиях оптовой торговли доля логистических информационных потоков еще значительней. В дальнейшем вместо термина " логистический информационный поток" будем пользоваться термином " информационный поток", не забывая при этом о его назначении - обеспечивать функционирование логистических систем.
|