![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания к занятию ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Вопрос 1. Теоретические основы ученического самоуправления. Самоуправление понимается в педагогике как метод самоорганизации воспитательного коллектива, обеспечивающий формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств путём вовлечения всех учащихся в управление школьными делами и создания работоспособных органов коллектива, наделённых конкретными правами и обязанностями. Детское самоуправление исследователи трактуют также как демократическую форму организации коллектива детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых (коллективных) целей. При этом предполагается, что: -Развитие самостоятельности понимается именно как развитие, т.е. поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей. - Принятие и реализация управленческих решений – обязательный признак развивающегося самоуправления, и связан он с конкретными и реальными правами и обязанностями, которые осознаются самими ребятами и уважаются всеми окружающими. - Наличие групповых (коллективных) целей деятельности – способствует объединению детей на основе общих ценностей и интересов, а также- наполняет совместную деятельность реальным содержанием (ради чего?) Самоуправление нельзя ввести или вывести, но его можно и нужно развивать, ему можно учить, постепенно передавая учащимся сферы ответственности и заботы. Школьное, ученическое самоуправление, а также - самоуправление в детских общественных объединениях и организациях- это, по существу, первый, а значит, - самый важный УРОК ДЕМОКРАТИИ. Грамотно организованное самоуправление позволяет реализовать следующие функции: - *формирование активной жизненной позиции; -* развитие организаторских и коммуникативных умений; -* формирование личностных качеств (ответственность, инициатива, принципиальность, организованность, воля, убеждённость, и пр.); - *формирование инициативы и творчества; -* формирование общественного мнения; - *организация и сплочение коллектива; -* сочетание индивидуальных и коллективных интересов и увлечений; -* обретение первичного опыта демократии; -* формирование ответственности за свой коллектив, свою жизнь. Факторы, определяющие систему самоуправления и её структуру, 1. - от структуры коллектива: самоуправление должно отражать реальную структуру коллектива, быть представительным; 2. - от содержания жизни коллектива и предстоящих видов деятельности: любые органы самоуправления и любые поручения должны соответствовать предстоящей деятельности; нет деятельности- и нет поручения; 3. - от умений и интересов самих учащихся: в школьном возрасте крайне важно, чтобы подростку поручали именно то, что он умеет и любит, иначе поручение «повиснет» в воздухе; 4. - от организаторского опыта, но при этом важно, чтобы все учились и командовать, и подчиняться; т.е. самоуправление в детском коллективе должно быть сменяемым; 5. - от педагогической поддержки: она может быть в виде опосредованной помощи, консультирования, поддержания статуса, а также- в форме специально организуемой «учёбы» актива; 6. - от традиций и уровня развития коллектива.
И ещё: самоуправление должно строиться как единая система. Может быть и выборным, и по желанию, и назначенным. Должно быть «прозрачным»: иметь реальные права и определённую ответственность, отчитываться перед теми, кто их выбрал. Желательно отражать деятельность органов самоуправления через стенды, газету. Чем разнообразнее жизнь и деятельность детского коллектива, - тем шире актив и сложнее структура самоуправления. Каждый коллектив создаёт свою систему самоуправления в соответствии со своей спецификой.
Основные этапы развития самоуправления:
Принципы организации и развития самоуправления: 1. Принцип социально значимой доминанты – предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. Другие цели становятся сопутствующими. В разные периоды своего развития у коллектива могут быть разные цели-доминанты. 2. Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и индивидуальных интересов детей – предполагает обеспечение непротиворечивости коллективных целей актуальным целям каждого. Это возможно лишь при позитивном отношении к организуемой деятельности. 3. Принцип динамичности и вариативности структуры органов С/У – структура зависит прежде всего от целей и предстоящей деятельности, а также- от вышеназванных факторов. Она может изменяться; быть постоянной и временной; учитывать структуру всех школьных коллективов (классов, кружков/клубов, детских организаций и пр.). 4. Принцип представительства – в выборных органах С/У должны быть представители всех структурных подразделений. При этом, в общешкольных органах С/У, безусловно, от старших классов может быть больше представителей. 5. Принцип соотнесения деятельности и поручений – «каждому делу - свой организатор, каждому разделу работы- свой орган». 6. Принцип реальности полномочий – ребята должны знать свои права и обязанности, т.е. что они вправе решать и делать самостоятельно, а что- по согласовании с педагогами. 7. Принцип ответственности и гласности – перед теми, кто выбрал; а также – принцип сменяемости – «все командуют, все подчиняются». 8. Принцип соответствия поручений индивидуальным интересам и умениям – это важно именно в детском коллективе. 9. Принцип интеграции и дифференциации детского самоуправления и педагогического управления – опыт реализации этого принципа - в педагогике сотрудничества и коммунарской методике. Основные линии развития ученического самоуправления: 1. Через органы самоуправления – постоянные и временные. 2. Через различные поручения - постоянные и временные. 3. Через систему микрогрупп, чередование традиционных творческих поручений (ЧТТП), через систему КТД (коллективных творческих дел). 4. Через детскую прессу: «газета - коллективный организатор и агитатор». 5. Через творческую учёбу актива, тренинги, инструкторскую и вожатскую деятельность. 6. Через общее собрание- «общее собрание (общий сбор)- высший орган самоуправления». Органы самоуправления. Они создаются для организации жизнедеятельности коллектива в начале учебного года на весь учебный год. Собираются один раз в неделю. Традиционно, на уровне школы - это совет школы; на уровне класса- это совет класса. Если С/У построено в виде длительной ролевой игры, то этим советам может быть придана игровая роль: парламент республики, министерства, мэрии; штаб или координационный совет… Совет класса может формироваться двояко: 1) из командиров микрогрупп класса (звеньев, экипажей, команд), командира класса и члена совета школы. Этот вариант удобен, когда микрогруппы созданы на постоянной основе, и деятельность класса строится по принципу ЧТТП между группами. 2)-из ответственных за большие участки работы (например, редактор, физорг, староста, организатор досуга, капитан интеллектуальной команды, и пр.), а также- председатель совета класса и член совета школы. При этом нужно помнить, что в детском коллективе желательно избирать на конкретные участки работы с учётом умений и интересов. Поручения в школьном коллективе. Они могут быть самыми разнообразными в зависимости от деятельности коллектива и интересов учащихся: «каждому- дело по душе». Они могут быть постоянными и временными. Выбираться по желанию или поручаться. Их выполнение должно отражаться в информцентре класса. В конце четверти (года)- отчёт на общем собрании или совете класса, поощрение. В «Справочнике классного руководителя» Дереклеевой Н.И. предлагаются следующие возможные поручения: *дежурные по классу, *медицинская служба класса, *библиотечная служба класса, *дежурные по столовой, гардеробу, *корреспондентская служба класса, *репортёрская служба класса, *хозяйственная служба класса, *служба озеленения, *служба сохранения здоровья, *сценарная группа, *аналитики класса, *диджейская группа, и т.д. Система микрогрупп, система ЧТТП и КТД. Все учащиеся класса делятся на 5-7 микрогрупп (звеньев, экипажей, патрулей, звёздочек), причём- добровольно и по принципу симпатий: ребятам должно быть комфортно друг с другом в одной микрогруппе. Состав- постоянный, по крайней мере, - на целый год. В классе на общем собрании (сборе) ребята решают: какие поручения эти группы будут выполнять по очереди, меняясь через 1-2недели (месяц). Среди таких традиционных творческих поручений могут быть: *подготовка классного часа, *оформление информцентра, выпуск газеты, *уборка класса (столовой), *шефское мероприятие в младшем классе, *подготовка «сюрприза»- игрового, художественного, творческого и пр., *творческое поздравление именинников, *мини-олимпиады по разным областям знаний, и т.д. Прошли 1-2 недели, - на совете класса подвели итоги выполнения ЧТТП, и группы поменялись поручениями по кругу. Таким образом, ребята приучаются постоянно делать что-то для всего класса. Педагог при этом помогает командирам микрогрупп (тактично!) организовать свою группу на выполнение поручения. Газета как коллективный организатор. В информцентре класса должна отражаться информация, помогающая создавать атмосферу в коллективе, влияющая на общественное мнение, напоминающая о предстоящих делах, вдохновляющая на совместные действия, пробуждающая чувство гордости за свой коллектив и своих друзей. Информация должна быть сменяемой, привлекать к себе учащихся. Помимо информцентра, в классе может выходить еженедельная мини-газета (листок), творчески и с юмором отражающая жизнь класса (Колючка, Подзатыльник, Фонарик и т.п.). Учёба актива. Обычно её организуют в масштабах всей школы. Но можно договориться и с коллегами по параллели, привлекая в качестве «инструкторов» других педагогов, вожатую, старшеклассников, членов детских общественных организаций и профильных лагерей. Их практический опыт поможет всем «ответственным» за различные участки работы успешно выполнять своё поручение. При этом «учёба» должна носить игровой и тренинговый характер. Собрание коллектива как высший орган самоуправления. Главное его назначение – обсуждение жизни коллектива, проблем, планов, структуры и т.п. Главные функции собрания- организующая и стимулирующая. Результат- принятые решения, обязательные для всего коллектива. Проводится советом класса (отряда) 1-2 раза в четверть. Классное собрание: создаёт структуру и выбирает органы самоуправления, распределяет поручения и заслушивает отчёты, утверждает планы и программы деятельности, подводит итоги и выносит поощрения. Оно может быть тематическим, посвящённой какой-то одной важной для класса проблеме. Может быть экстренным по какой-то возникшей проблеме. СРС-1.: перепишите в свою педкопилку пример проведения общего собрания из кн. «Классному руководителю»- стр.90-95.Что бы вы добавили/убрали/изменили в этом сценарии? СРС-2.: а)нарисуйте схему-паутинку основных линий развития самоуправления; поразмышляйте о каждой из этих линий; попробуйте смоделировать свои действия по развитию самоуправления; б) разработайте собственную систему организации самоуправления по всем 6-ти линиям с приложением памяток, схем, тренинговых упражнений, макетов, сценарных разработок и пр.; в) выпишите те качества и черты характера, которые нужно формировать у лидеров-организаторов. Продумайте приёмы, которые позволят их сформировать. (Рожков М.) Вопрос 2. Модели ученического самоуправления. Практика ученического самоуправления предлагает разные варианты (модели) его организации. Рожков М. И. (лит.6, стр. 76-82) приводит пример создания в школе т.н. «Республики», структурно состоящей из трёх «городов» (ступеней): 1. Солнечного города (начальная школа); 2. Города Мастеров (среднее звено); 3. Город Юности (старшее звено). Каждый Город состоит из ШТАТов (классов), где абривиатура ШТАТ расшифровывается как Школа Творчества, Активности, Трудолюбия. Республика имеет свой герб и гимн. Высший орган Республики- Республиканский форум, который собирается не реже 1 раза в год, и решает следующие вопросы: *утверждает конституцию, герб, гимн Республики и кодекс республиканцев; *утверждает органы самоуправления; состав министерств и служб; *вносит предложения в план жизнедеятельности Республики на год; *выбирает Президента (который отвечает за всю жизнедеятельность Республики и представляет республиканцев на педагогических советах разного уровня). При Президенте создаются Министерства (руководимые министрами и взрослыми советниками): Министерство труда и экологии, Министерство образования, Министерство спорта и здоровья, Министерство интересных дел, Бюро добрых услуг. Каждое из этих Министерств строит свою работу по Палатам: палата мастеров(среднее звено), палата старейшин (старшее звено), и общие дела. Высшим органом в Городах и ШТАТах является общий сход. Городами и ШТАТами руководят МЭРы (мудрые эрудированные руководители) и педагоги-советники, назначаемые администраций. СРС-3.: познакомьтесь с этим опытом подробнее; попробуйте детализировать работу вышеназванных органов самоуправления; придумайте обеспечение для этой работы (гимн, кодекс, памятки министрам, что-то ещё…). Выскажите своё мнение об эффективности подобной модели самоуправления. В одно время в МОУ СОШ №92 г. Волгограда действовала такая структура общешкольного коллектива и самоуправления в нём: 1) Маленькая Страна- объединяла начальную школу, - руководили страной феи-вожатые-старшеклассники; 2) Союз Неугомонных - объединял учащихся 5-6 классов, - где руководящим органом был штаб Союза, состоящий из представителей отрядов-классов и ответственного старшеклассника; 3) Союз Отважных –объединял учащихся 7-8 классов, - где руководящим органом был штаб Союза, состоящий из представителей отрядов-классов; 4) Содружество старшеклассников «Ровесник и К», - объединял учащихся 9-11классов, - где руководящим органом был Совет «Ровесника», состоящий из активистов классов; работала также «Школа лидера». Особенностью жизнедеятельности этих школьных коллективов было то, что вся работа строилась по этим возрастным объединениям, не повторялась, а значит, была им интересна. Ребята чувствовали, что они действительно являются организаторами своей жизни. СРС-4.: попробуйте детализировать работу вышеназванных органов самоуправления; придумайте обеспечение для этой работы (гимн, кодекс, памятки министрам, что-то ещё…). Выскажите своё мнение об эффективности подобной модели самоуправления. В книге Курганского С.М. (лит.-4, стр.39) приведена интересная схема общешкольного самоуправления. Она интересна тем, что объединяет вместе: а)педагогическое управление, б)родительское самоуправление; и в)ученическое самоуправление. На схеме, фактически представлена система соуправления школой. Этой же проблеме посвящена кн. Бочкарёва В.И. (лит.1). СРС-5: * познакомьтесь с описанием представленной модели; *проанализируйте школьные документы, обеспечивающие эффективность модели: они представлены в Приложениях (лит.-4). Подготовьте презентацию по книге Бочкарёва В.И. (лит.1).
*** А вот какие модели самоуправления в классе предлагаются в книге «Классному руководителю о самоуправлении в классе»- (лит.-3). Прим.1. «НИИ «РОСТОК»- 5ый класс становится научно-исследовательским институтом. В названии «РОСТОК» заложены желаемые качества классного коллектива и его членов: Радостный, Отзывчивый, Смелый, Трудолюбивый, Организованный, Коллектив. В НИИ «Росток» выбирается председатель, а его заместители, составляя все вместе Совет НИИ, - возглавляют отделы: *ОВД-отдел внутренних дел; *ОКД-отдел культуры и досуга; *ОЗС- отдел здоровья и спорта; *ОПИ- отдел печати и информации; ОЗД- отдел заботы и добра. В пособии представлены устав, символика, фирменные дела, и пр. Прим.2. «Страна Дружляндия». - ученики 6 класса, их родители и классный руководитель, - становятся гражданами игрового государства «Дружляндия». Высшим органом является Общее собрание всех граждан (собирается 1 раз в четверть). В остальное время страной руководит Президент и Совет Министров. Так как девиз всех граждан «Дружляндии» - «Дружить всегда, дружить везде: на суше, в воздухе, в воде!», - то создаются 3 министерства, каждое из которых руководит 3мя службами: 1) Министерство сухопутных дел во главе с Гео-министром: состоит из а) КУО (классного учебного отдела); б) казначейства; в) ОКХ (отдела классного хозяйства. 2) Министерство воздушных дел во главе с Аэро-министром: состоит из а)КОВД (классного отдела внутренних дел; б)пресс-центра; в) ОКО (отдела культурных отношений). 3) Министерство водных дел во главе с Гидро-министром: состоит из а) ОСД (отдела спортивных дел; б) СК (службы контроля; в) СВО (службы внеклассных отношений). Каждый учащийся, входя в состав той, или иной службы, имеет своё постоянное поручение. Классный руководитель и родители выполняют функции советников и координаторов. Прим.3.Модель самоуправления «Выбор». - 8ой класс, главное, - научить искусству делать выборы в любых ситуациях. Высший орган самоуправления- собрание класса. Между собраниями классом руководит Совет командиров Команд Дела. Какие это команды? - 1) Команда «Деловые люди»: командир, консультант, организатор досуга, волонтёр, вожатый, журналист, художник… 2) Команда «Профи»: командир, мозг, профессор, агенты поздравлений, ведущий ток-шоу, консультант-педагог, менеджер-родитель… 3) Команда «Спецназ»: командир, тренер, инструктор-02, инструктор-03, плаврук, туринструктор, кашевар, комендант, костровой… 4) Команда временных дел: создаётся в момент подготовки к конкретным мероприятиям. Прим.4. Модель самоуправления «САТУРН»- 9ый класс. В названии зашифрованы принципы: Самостоятельность, Активность, Трудолюбие и Творчество, Участие, Равенство, Настойчивость. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик входит в один из семи центров, и отвечает за его работу. Количество центров и их цвета соответствуют семи цветам радуги, что позволяет наглядно говорить «спасибо», давать задания, и т.п. В Совет класса входят: командир, староста, командиры центров. Центры: «Учёба», «Забота», «Пресса», «Спорт», «Дежурство», «Труд», «Досуг». Для каждого центра разработаны памятки. СРС-6.: * познакомьтесь с этими и другими моделями самоуправления в классе; *разбившись на пары, подготовьте презентацию ВАШЕЙ модели ученического самоуправления (примерные компоненты: класс, цели, принципы организации, структура, функции ответственных и команд, памятки, ключевые дела, и т.п.). Вопрос 3. Обучение учащихся правилам организаторской работы; школа лидерства. Необходимо помнить: мало придумать модель самоуправления и раздать поручения. Подростков нужно научить быть организаторами своей жизни, научить правилам организаторской работы, сформировать лидерские качества. Забота об этом- дело заместителя директора по воспитательной работе, вожатого и социального педагога (на уровне школы); на уровне класса- дело классного руководителя, а также- помощников-старшеклассников. Хорошо, если в школе работает постоянно действующая Школа Актива (1-2раза в месяц). В этом случае её можно организовать по возрастным группам (5-6кл.; 7-8кл.; 9-10кл.). Занятия-встречи сделать максимально практическими, творческими, игровыми. А в качестве инструкторов - привлечь старшеклассников с опытом организаторской работы. СРС-7: *самостоятельно познакомьтесь с книгой. Смекаловой Е.М. (лит.8), а также, - с лит.5 и 9.; * составьте примерную программу обучения актива школы (класса), учтя при этом: - кого обучать, - каким навыкам и умениям обучать, -в каких формах; *подберите 5-7 тренинговых упражнений или игр, формирующих организаторские умения; *подберите диагностические методики определения уровня развития самоуправления в классе, уровня развития организаторских способностей, и пр. Наглядный материал: графические модели самоуправления.
Модель 1. ______________________________________________________________________________________ Модель 2.
Наглядный материал: графические модели самоуправления.
Модель 3.
______________________________________________________________________________________ Модель 4.
Модель 5. Раздаточный материал: педагогические задачи. Источник: Глебов А.А., Плиев Г.А. Практикум по решению педагогических задач. Волгоград, Перемена, 2011.
|