Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений






Методика совершенствования точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию про­странственных, временных и силовых параметров движений. Эти способности основаны преимущественно на проприоцептивной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и воспри­ятия имеют наибольшее значение для управления движениями (зрительные, слуховые, вестибулярные и др.).

Точность любого двигательного действия зависит как от чувстви­тельности участвующих в управлении сенсорных систем, так и отспособности человека осознанно воспринимать свои ощущения. Способность воспринимать и различать изменения в движениях (вплоть до минимальных) по пространственным и временным па­раметрам хорошо тренируема. Труднее воспринимаются величи­ны мышечного напряжения.

В каждом виде физических упражнений и виде спорта мышеч-но-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. В процессе тренировки вырабатываются специализиро­ванные восприятия, получившие наименования: «чувство дистан­ции» — у фехтовальщиков и боксеров; «чувство времени» — у бегунов, пловцов, конькобежцев; «чувство мяча» — у волейболи­стов, баскетболистов и др. Из этого следует, что пространствен­ная, временная и силовая точность движений связана с тонко­стью специализированных восприятий и их совершенствованием.

Способность к точному выполнению движений развивают преж­де всего посредством применения общеподготовительных уп­ражнений при систематическом повышении их координацион­ной сложности. Их примером могут быть задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движе­ний и положений рук, ног, туловища при выполнении обще-развивающих упражнений без предметов, ходьба или бег на за­данное время; упражнения на точность оценки пространствен­ных параметров дальности прыжка с места или разбега, даль­ность метаний и др.

Более высокий уровень координации движений достигается специальными упражнениями на соразмерность движений в за­даваемых пределах времени, пространства и мышечных усилий. В качестве методов используют следующие: метод многократного выполнения упражнения с последующим измерением точности по времени, пространству и мышечному усилию с установкой на запоминание показателей и последующей самооценкой занимаю­щимися мер времени, пространства и усилий и воспроизведени­ем их по заданиям; метод «контрастных заданий»; метод «сближа­емых задан! ™».

Все указанные методы основываются на сличении занимаю­щимися объективной срочной информации о параметрах выпол­ненных движений, полученной посредством технических средств, со своими субъективными ощущениями движений и внесении в них соответствующих коррекций. Осознание различий субъектив­ных ощущений с объективными данными при неоднократном повторении упражнения повышает сенсорную чувствительность, благодаря чему и создаются возможности для более точного уп­равления движениями.

Задания на точность дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров — наиболее трудные для освое­ния. Поэтому их рациональнее применять по методике контраст­ных заданий или сближаемых заданий.


Суть метода «контрастного задания» состоит в чередовании упражнений, резко отличающихся по какому-либо параметру. Например, по пространственному параметру: чередование брос­ков мяча в кольцо с 6 и 4 м, с 4 и 2 м; прыжки в длину с места на максимальное расстояние и на половину его; принятие руками положения угла 90 и 45° и т.п. По указанной методике требуется относительно грубая точность дифференцирования.

Что касается методики «сближаемых заданий», то здесь необ­ходимо тонкое дифференцирование. Примеры: принятие руками положения угла 90 и 75е, 90 и 80° и т.п.; прыжки в длину с места (с открытыми и закрытыми глазами) на 140 и 170 см, 140 и 160 см и др.

Однако ряд видов профессиональной деятельности и видов спорта требует не только пространственной точности движений, но и высокоразвитого «чувства пространства» — способности вер­но оценивать пространственные условия действия (расстояние до цели, размеры препятствий, дистанцию при взаимодействиях спортсменов в играх, единоборствах и др.) и точно соразмерять с ними действия.

Для развития «чувства пространства» эффективны описанные выше методы «контрастного задания» и «сближаемого задания». Примерами их применения могут быть практикуемые в спортив­ных играх упражнения с точно заданным варьированием игровых дистанций — дистанций передачи мяча, шайбы, завершающих ударов по воротам, бросков мяча в кольцо.

Совершенствование пространственной точности движений, выполняемых в относительно стандартных условиях (упражнения спортивной гимнастики, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), осуществляется главным образом по таким методи­ческим направлениям:

а) совершенствование точности воспроизведения заданных (эта­
лонных) параметров движений, соответствующих требованиям
рациональной техники спортивно-технического мастерства. При­
меняются задания с установкой: точно и возможно стандартно
воспроизвести эталонные параметры амплитуды, направления дви­
жений или положения тела. При этом ставится задача по достиже­
нию стабильности эталонных параметров движений;

б) совершенствование точности выполняемых движений в со­
ответствии с заданными изменениями параметров. Например, уве­
личить амплитуду маха на определенное число градусов при раз­
махиваниях на брусьях или высоту взлета перед исполнением сальто.
Эти задания носят дифференцированный характер.

Совершенствование сшовои точности движений предполагает раз­витие способностей оценивать и дифференцировать степень мы­шечных напряжений различными группами мышц и в различных движениях. В качестве средств используются упражнения с раз-яичными отягощениями, упражнения на снарядах с тензометри-

ческими установками, изометрические напряжения, развиваемые на кистевом динамометре, и др.

Для совершенствования способности управлять мышечными усилиями применяют задания по неоднократному воспроизведе­нию определенной величины мышечного усилия или ее измене­ния с установкой минимально увеличивать или уменьшать усилие в повторных попытках. Размеры отклонений (ошибок) при вос­произведении заданных параметров характеризуют степень сило­вой точности.

Примеры заданий: воспроизведение или минимальное из­менение усилия на кистевом динамометре, равного 25 и 50% от максимального.

В оценке величины мышечного напряжения наиболее труд­ные — малые усилия (25% от максимального напряжения) и сред­ние (50% от максимального напряжения), и наиболее легкие — большие (75% от максимального напряжения).

Совершенствование временной точности движений зависит от развития «чувства времени». Чувствовать время — это значит быть способным тонко воспринимать временные параметры, что со­здает возможность распределять свои действия в строго заданное время. Для совершенствования временной точности движений при­меняют задания по оценке макроинтервалов времени — 5, 10, 20 с (пользуясь для проверки секундомером) и микроинтервалов вре­мени — 1; 0, 5; 0, 3; 0, 2; ОД с и др. (пользуясь электронным прибо­ром).

Способность воспринимать микроинтервалы времени возмож­но развить в проиессе специальной тренировки до очень высокой степени — до I мсек (одной тысячной доли секунды). Это уста­новлено в специальном эксперименте с квалифицированными футболистами и бегунами-спринтерами.

Методические приемы для совершенствования статического и динамического равновесия. Для разных типов равновесий использу­ются следующие методические приемы:

а) для позностатнческого равновесия:

— удлинение времени сохранения позы;

— исключение зрительного анализатора, что предъявляет до­
полнительные требования к двигательному анализатору;

— уменьшение площади опоры;

— увеличение высоты опорной поверхности;

— введение неустойчивой опоры;

— введение сопутствующих движений;

— создание противодействия (парные движения);

б) для динамического равновесия:

— упражнения с изменяющимися внешними условиями (рель­
еф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);

— упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (ин­
вентарь — качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры).

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправ­данных перерывов между занятиями, так как это приводит к по­тере мышечных ощущений и их тонких дифференпировок при напряжениях и расслаблениях.

Общая установка при занятиях «на координацию* должна ис­ходить из следующих положений:

а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состо­
янии;

б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления,
так как при утомлении (как физическом, так и психическом)
сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состо­
янии координационные способности совершенствуются плохо;

в) в структуре отдельного занятия упражнения на развитие
координационных способностей желательно планировать в нача­
ле основной части;

г) интервалы между повторениями отдельных упражнений дол­
жны быть достаточными для восстановления работоспособности;

д) воспитание различных видов координационных способнос­
тей должно происходить в тесной связи с развитием других двига­
тельных способностей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал