Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизм звукоизвлечения
1. Генератор. Генератором у губных гармоник является энергия сжатого воздуха (легочная система).
направляет его в проем планки, преодолевая сопротивление язычка, пока он проходит сквозь планку. Но после его выхода с другой стороны планки давление воздушной струи в непосредственной близости от язычка уменьшается, и язычок, имея достаточную упругость, возвращается в исходное положение, по инерции отклонившись в противоположную сторону. Затем он снова, направляемый струей воздуха, проходит сквозь проем планки. Чем сильнее давление воздушной струи, тем больше амплитуда колебания язычка, а следовательно, и громкость звука; чем слабее — тем звук делается тише. 3. Резонатор. Резонатором у губной гармошки является вибрация воздушной струи внутри корпуса, в результате которой и рождается музыкальный звук. Кроме того, резонатором у губной гармошки является ротовая полость человека. Благодаря подвижности нижней челюсти, языка и мягкого нёба можно существенно изменить размер и форму этого резонатора, влияя не только на громкость звука, но и на его тембральные характеристики. Умение исполнителя во время игры удерживать мягкое нёбо в положении полузевка (когда мягкое нёбо подымается, глотка открывается и в ротовой полости образуется максимально большой резонатор) позволяет добиться наиболее объёмного и одновременно мощного звучания.
Варианты настроек диатонических гармоник Так же отличительной особенностью гармошки, является ее строй. То есть, то, как располагаются на ней ноты или, точнее, отношение между нотами в разных отверстиях на вдох и на выдох. Существуют различные настройки гармошек, которые позволяют удобно извлекать нужные ноты, если выиграете кантри (кантри-настройка), минорные мелодии (минорные настройки), ирландскую национальную музыку (настройка Paddy Righter). Кроме того, особенности настройки обычно отображаются на коробке: C dur — обычная диатоническая мажорная гармошка в тональности C (до), E moll — минорная E (Ми), G ct — кантри строй в тональности G (соль). Тремоло гармоники встречаются в «соло», «рихтер» и «восточном» строе. Для блюзовой 10-ти дырочной мажорной диатонической гармошки стандартным является «строй Рихтера». Для гармошки в тональности С (До) он будет такой:
Такое расположение нот обусловлено тем, что, во-первых это мажорная гармошка, а значит на ней должно будет легко играть мажорные мелодии, которые для тональности C (До) состоят из нот: C, D, E, F, G, A, B (белые клавиши на фортепьяно), а во вторых Рихтер предусмотрел возможность играть на ней аккордами. Любые три отверстия, сыгранные одновременно на выдох дадут C maj (До-мажор — C E G). Отверстия с 1 по 4 на вдох дадут аккорд G maj (Соль-мажор — G D B). Между нотами есть расстояния, которые измеряются в тонах и полутонах (1 тон = 2 полутона). Ниже приведена таблица этих расстояний для наших мажорных нот: Эти знания помогут понять, как будут располагаться ноты на гармошке любой тональности такого-же строя: схема отношений соседних нот будет одинаковой. Главной особенностью гармошек одинакового строя является то, что мелодия, сыгранная по одинаковым последовательностям отверстий на разных тональностях гармошек, будет звучать одинаково. Единственное отличие будет в высоте мелодии — она будет звучать выше или ниже, в зависимости от тональности гармошки. Но если вы возьмете гармошку другого строя, то мелодия изменится, так как отношение между нотами в отверстиях будут другими.
|