Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 4. Функции государства. Механизм государства
В ст. 1 Конституции РФ провозглашается: «Российская Федерация- Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Демократическая форма политического режима предполагает, что единственным источником государственной власти в России является многонациональный российский народ, реализующий свои властные полномочия в непосредственной и представительной формах. В Российской Федерации закрепляется принцип многопартийности, провозглашаются многообразие форм собственности и многоукладность экономики. В основу правосудия в Российской Федерации положены общедемократические принципы, судебная система устанавливается и осуществляет свою деятельность на основании и в четком соответствии с действующими законами, создание чрезвычайных органов судопроизводства не допускается. Функции государства – это основные, социально значимые направления деятельности государства, в которых проявляется его социальная сущность и назначение в обществе. Существенными признаками функций государства являются: 1) предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; 2) направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей, которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества; 3) определенные формы (чаще всего правовые) реализации государственных функций, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов. Классификация функций государства: По продолжительности действия: постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи). По принципу разделения властей: законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. По способу осуществления: регулятивные и охранительные. По сферам общественной жизни: политические, идеологические, социальные, экономические. По степени их социальной значимости и важности в общественной жизни: основные и неосновные. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают: внутренние (основные направления деятельности государства по управления внутренней жизнью общества) и внешние (основные направления деятельности государства на международной арене). К основным внутренним функциям государства относятся следующие: экономическая, социальная, политическая, функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства экологическая, идеологическая, налогообложения и взимания налогов. К числу основных внешних функций относят: функцию обороны и обеспечения безопасности государства, функцию сотрудничества с другими государствами, функцию поддержки мирового порядка, функцию сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности. Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Формами осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами, являются правовые и организационные. К правовым формам относятся: правотворческая форма, правоприменительная форма, правоохранительная форма. Организационными формами осуществления функций государства являются следующие: 1) организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.); 2) организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.); 3) организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения). Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди методов выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение. Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы. (В.М. Сырых). Первичной ячейкой государства выступают его органы и учреждения. Государственный орган – это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом властные полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое. При помощи государственных органов осуществляется реализация функций государства в различных сферах. В связи с этим возможна следующая классификация государственных органов: 1. По порядку их создания и характеру выполняемых ими задач: представительные, исполнительные, судебные. 2. По структуре или способу организации: простые (не имеют внутреннего подразделения, например, нотариат), сложные (обладают соответствующей структурной организаций, например, министерства, ведомства). 3. В зависимости от территориальной сферы деятельности: федеральные, региональные, местные. 4. По характеру полномочий: органы общей компетенции (Правительство РФ), органы специальной компетенции (Министерств внутренних дел). 5. В зависимости от порядка формирования: наследственные, избираемые. 6. По порядку осуществления компетенции: коллегиальные (Федеральное Собрание РФ), единоличные (Президент РФ). В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включается наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (Вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует. А. Н. Чашин отмечает, что государственный аппарат может быть выстроен в соответствии с одной из предложенных моделей: Централизованно-сегментарная модель – органами государственной власти считаются только центральные общегосударственные органы и их представители на местах. Обособляется система органов местного самоуправления. Моноцефальная модель – имеет место единство государственных органов. Структура государственных органов носит пирамидальный характер, при которой вершиной является лицо, обладающее всей полнотой власти, а основанием государственные органы на местах. Местное самоуправление отсутствует. Монотеократическая модель – имеет место единовластный глава государства, который является одновременно духовным лидером населения страны. М. И. Абдулаев, С. А. Комаров предлагают выделять следующие свойства механизма государства: 1. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем, или почти только тем, или главным образом тем, что управляет. 2. Образующие его государственные органы иерархически соподчинены друг с другом. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства. 3. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования. 4. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения.
|