Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фельдшер, в силу возложенных на него задач и выполняемых обязанностей, несомненно, должен обладать и воспитывать в себе лидерские качества.
Лидер - личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Характер и стиль поведения лидера внушают окружающим веру в него и побуждают следовать за ним. Руководитель организации (структурного подразделения) - официальный (формальный) лидер. Эффективность его влияния на коллектив и умение достигать результатов с помощью других людей служат залогом решения производственных задач. уководитель любого ранга, уровня обязан выполнять три группы ролей: - межличностные - регулирование взаимоотношений между руководителем и подчиненными (поддержание принципов субординации); - информационные - руководителя считают своеобразным информационным центром для подчиненных, а также вышестоящих структур и организаций, с которыми взаимодействуют данная медицинская организация, ее подразделение; - управляющие - руководитель обязан принимать решения, проводить изменения в работе возглавляемого им коллектива и адекватно реагировать на изменения внешней среды. Официальное лидерство невозможно без технических и административных навыков. Технические навыки предполагают достаточную степень ПК для объективной оценки производственной ситуации и труда подчиненных. Административные навыки необходимы для объективной оценки системы и результатов руководства организацией. В системе управления здравоохранением выделяют три уровня управления (табл. 4.6), а следовательно, и руководителей трех уровней. На всех уровнях управления руководитель - формальный лидер коллектива организации. При этом стиль лидерства, реализуемый подчас бессознательно данным руководителем, представлен совокупностью характерных приемов и методов, используемых в процессе управления. Стиль лидерства отражает: - привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным; - используемый тип власти; - степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным; - методы работы с внешней средой; - способы влияния на персонал. Существует множество классификаций стилей управления. Однако в управленческой практике наиболее часто используют две: традиционную (табл. 4.7) и классификацию по степени сосредоточения внимания руководителя на производстве и персонале. Главная цель руководства при любом стиле руководства - выполнение производственных задач, руководствуясь принципами необходимости и целесообразности. Необходимость проявляется в обязательности их выполнения. Целесообразность предполагает достаточность и разумность расходования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных) для решения производственных задач, а также развитие персонала и материально-технической базы. Принцип целесообразности предопределяет формирование безопасной производственной среды. Поведение лидера, в зависимости от приверженности одному из принципов, а также ситуации, может быть направлено: - на выполнение производственных задач любой ценой при игнорировании потребностей и интересов подчиненных; - заботу о развитии персонала, развитии микроклимата в коллективе в ущерб производственным показателям; - создание системы управления качеством производственной деятельности. Существуют различные подходы к осуществлению руководства. Пригодность различных методов управления определена ситуацией: необходимостью ориентироваться на реальные условия производства и окружающей среды. Эффективность руководства имеет ситуационный характер и зависит: - от экономической и политической ситуации; - способностей, возможностей для выполнения поставленной задачи и личностных качеств подчиненных, степени их веры в свои силы; - интеллектуальных, личностных, деловых и профессиональных качеств самого руководителя, его возможности влиять на ситуацию и исполнителей. Стиль руководства может меняться при выполнении даже одной задачи, если в процессе ее выполнения изменилась ситуация. Эффективный стиль руководства зависит от «зрелости» исполнителей. Зрелость определяется квалификацией, способностями и опытом работников, готовностью нести ответственность, желанием достичь поставленной цели. Теория устанавливает четыре стиля лидерства, соответствующих уровню зрелости персонала: - высокая ориентация на задачу и низкая - на людей; - одинаково высокая ориентация на задачу и людей; - низкая ориентация на задачу и высокая - на людей; - одинаково низкая ориентация на задачу и на людей. Модель управления, в которой в результате изменения внутренних и (или) внешних составляющих окружающей среды и (или) производственных задач происходит соответствующее изменение структуры управления с целью обеспечения стабильности функционирования организации, называют адаптивной моделью системы управления. Качества лидера, необходимые для эффективного руководства независимо от стиля: - энтузиазм (вера и оптимизм помогают воплощать все замыслы); - умение внушать веру в себя, производить впечатление надежного человека; - уметь подчиняться приказам (иначе нет смысла требовать дисциплинированности от подчиненных); - решительность; - умение брать ответственность на себя; - чувство юмора (помогает разрядить обстановку, избежать конфликта); - преданность своему делу; - умение жертвовать (личным временем, интересами, семьей и т.д.).
|