Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и принципы менеджмента
Менеджмент - управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики. Под процессом управления понимают совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее составляющих для достижения стоящих перед ними целей.
Цель управления медицинской организацией - обеспечение эффективности деятельности: медицинской, социальной и экономической.
Выделяют следующие задачи управления медицинской организации:
- создание услуг с учетом потребностей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов;
- обеспечение рентабельности деятельности медицинской организации и стабильного положения на рынке медицинских услуг;
- развитие и совершенствование медицинской организации.
Отдельные фазы (этапы) в процессе управления циклично повторяются (рис. 4.1).
В зависимости от структуры и функций организации выделяют самые разные направления менеджмента. Для медицинской организации в современных условиях наиболее актуальны следующие направления (табл. 4.1).
Направление менеджмента
| Характеристика
| Кадровый
| Формирование и претворение кадровой политики организации
| Административный (организационный)
| Разработка рациональной системы управления и построение структуры организации
| Финансовый
| Разработка и внедрение финансовой политики организации - финансовое планирование; управление оборотными средствами, привлечение источников финансирования, заключение договоров с банками и фондами
| Производственный
| Управление основной деятельностью организации
| Инновационный
| Управление целенаправленными преобразованиями в отрасли (модернизация, реорганизация)
| (Qualita -менеджмент (управление качеством)
| Воздействие со стороны руководства на процесс создания продукции (медицинской услуги) с целью обеспечения ее качества в соответствии со стандартами
| Информационный
| Внедрение современных медицинских информационных систем
| Маркетинг-менеджмент
| Управление рынком медицинских услуг
| PR-менеджмент
| Управление сферой создания позитивного имиджа медицинской организации
| Стратегический
| Управление системой планирования деятельности по развитию медицинской организации
| Knowledge-менеджмент (управление знаниями)
| Управление повышением квалификации сотрудников, системой наставничества
| Менеджмент безопасности
| Управление рисками, предотвращение возникающих инцидентов, аварий, нештатных ситуаций
| Основные правила управления организацией представлены двумя группами принципов: общими и частными (табл. 4.2).
Таблица 4.2. Принципы менеджмента
Общие
| Частные
| Принцип применимости: «правила игры» разрабатывают для всех
| Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления - эффективное распределение полномочий
| Принцип системности: руководство на основе анализа всех внутренних и внешних факторов
| Принцип коллегиальности: участие в выработке решений членов коллектива
| Принцип многофункциональности: управлению подлежат все аспекты деятельности
| Принцип научной обоснованности управления: стратегия на основе анализа перспектив политических, социальных, экономических преобразований
| Принцип интеграции: различные способы отношений и взглядов сотрудников должны интегрироваться внутри системы
| Принцип плановости: установление основных направлений, планирование мероприятий для развития организации
| Принцип ориентации на ценности
| Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности
| | Принцип иерархичности и обратной связи: создание многоступенчатой структуры управления
| -
| Принцип мотивации: создание системы поощрений и наказаний
| -
| Принцип демократизации управления
|
|