Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины концентрации капитала
Теперь давайте посмотрим, почему при объявленной полной свободе предпринимательства процветают крупные, а не мелкие производители? Приведём некоторые наиболее важные причины.
Организация общества В первую очередь, такова изначальная организация общества, построенного на постулатах религии денег. В сознании общества заложены неравенство и иерархия. Целью жизни и критерием успеха считается максимальное богатство. Люди хотят видеть лидеров, хотят покупать товары только у лучших фирм, ходить на концерты звёзд; люди верят во власть лидеров. Почему победитель соревнований получает в несколько раз больше денег, чем проигравший, хотя их разделили доли секунды на участке в сотни метров? Потому что это заложено в правила. Поганые хотят видеть сильную разницу между победителем и проигравшим.
Естественный отбор Во-вторых, в силу естественного отбора. Власть получают те, кто лучше научится получать прибыль. Чем лучше он умеет получать прибыль, тем больше прибыли он получает. С другой стороны, раз выживает сильнейший, то значит – выживает крупнейший.
Монополизация рынков Хотя формально с монополиями ведётся борьба, в реальной жизни существует множество косвенных способов монополизации. Монополизация рынка аналогична узурпации власти военным путём. Маленькая вооружённая группа людей может держать под контролем гораздо б о льшую группу людей и не давать им возможности завладеть оружием. В рыночной экономике монополизация происходит через контроль спроса и предложения на определённые товары и через устранение конкуренции. Распространённым способом монополизации является скупка мелких компаний, пока они не достигли заметного размера, поскольку антимонопольное законодательство отслеживает только крупные слияния. Фирмы, контролирующие определённый рынок, постоянно следят за всеми новичками в сопредельных областях, и немедленно скупают их, если те демонстрируют какой-либо потенциал. Антимонопольное законодательство не запрещает и разорять конкурентов «рыночными» методами. Если новичок сопротивляется, то большая фирма начинает против него войну: ценовую на товары, переманивание ведущих сотрудников на более высокую зарплату, прямые конкурентные разработки и так далее. В такой войне можно победить, только найдя покровительство у другого большого капитала. Лучшим примером каннибализма младенцев является история компании Микрософт <! --[if! supportFootnotes]--> [209] <! --[endif]-->. Другим косвенным механизмом монополизации является установление высоких стартовых барьеров. Например, чтобы развернуть новое производство автомобилей, требуются очень большие деньги. Стоимость капитала для крупной корпорации, которая уже котируется на бирже, гораздо ниже, чем для начинающей. Выход на биржу сам по себе требует очень больших вложений. Подобно этому, чтобы стать юристом или врачом, надо изначально очень много заплатить за обучение и лицензирование. Сильным барьером служит и наследование капиталов.
Классовая монополия Верхние слои иерархии могут позволить себе не работать вообще, если их не устраивают условия. Бедный вынужден соглашаться работать в любом случае, даже за минимум. Пользуясь этим, богатые изначально устанавливают оплату на таком уровне, чтобы он не представлял угрозы для капитала.
Маргинальность преимущества Особенностью рыночной системы является маргинальность, то есть относительность преимущества, которая идёт от псевдо-точности математики. Например, если есть два примерно одинаковых товара, из которых один стоит всего на 5 процентов дороже, любой потребитель выберет более дешёвый. Вне рынка, например, если вы выращиваете яблоки в своём саду, никому и в голову не придёт взвешивать два яблока перед тем, как их съесть. Достаточно на небольшое время сбить цены, чтобы разорить конкурента, а затем монопольно диктовать свои цены. Чем выше капитал, тем легче произвести такую операцию.
Неравные условия на рынках Владельцы большего капитала автоматически получают лучшие условия на рынке по сравнению с владельцами мелкого. Для них ниже закупочные оптовые цены, ниже банковские кредиты, лучше обслуживание и так далее. Кроме того, чем выше тираж, тем меньше затраты.
Налоговые законы Налоговые законы поощряют слияние капитала. Если корпорация покупает другую корпорацию, то она сэкономит на налогах.
Ограниченная ответственность Как мы уже отмечали в 3-й главе, корпорации несут только ограниченную ответственность. Учреждая группу фирм, владелец капитала имеет возможность одновременно и сосредоточить в своих руках большую власть, и уйти от неприятных последствий своих действий. Хотя формально такие фирмы независимы, реально они управляются одним и тем же лицом или одной и той же группой лиц. В конце концов, если человек убьёт другого человека, то он сядет в тюрьму. Если человека убьёт корпорация, то она просто заплатит штраф.
Стартовый капитал И, наконец, законы дают корпорациям прямые преимущества по сравнению с людьми. Рассмотрим такой пример. Если существующая корпорация получила доход в 1 миллион долларов, и хочет использовать их на своё расширение, то с этих денег она не заплатит налог. Но если частное лицо захочет создать такое же производство в 1 миллион долларов, то ему придётся заработать гораздо больше, чем 1 миллион, чтобы сначала заплатить с этого дохода подоходный налог. При этом совокупный доход корпораций налогом не облагается; налог на прибыль корпораций составляет 10-20 процентов. Минимальный подоходный налог с человека, то есть налог на все его доходы, а не на прибыль, составляет от 25 до 60 процентов. Полная дискриминация людей видна даже в вопросах еды. Корпорации не платят налог с денег, потраченных на бизнес-обеды и бизнес-развлечения, но люди обязаны платить налог с дохода, истраченного на еду, как и с любого дохода.
* * * Чтобы лучше понять кризисы накопления, воспользуйтесь моделью одного банка. Представьте, что в мире есть только один банк, и каждый человек держит в нём счет и ложит на этот счёт все свои деньги.
Тогда прибыль одного из вкладчиков не может получиться иначе, как снятием денег со счёта другого вкладчика. Более матёрые так или иначе постепенно переведут все деньги на свои счета, и движение как денег, так и товаров остановится.
Роль этого одного всемирного банка раньше играло золото. Как мы увидим далее, сегодня роль одного банка для доллара выполняют компьютеры Федеральной резервной системы США и компьютеры Европейского банка – для евро.
|