Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы анализа информации
Второй компонент защиты (как смотрит человек) – применение разных подходов, методов и моделей к анализу одного и того же объекта.
Возможности любого подхода, любой модели отразить объект (или отразить отражение объекта) – и выявить противоречия – ограничены. Чем разнообразнее применяемые модели, тем выше шанс увидеть разные стороны объекта.
В частности, не следует считать научные и числовые модели единственно правильными. Следует использовать оценку с религиозных, художественных, военных и даже с фантастических позиций.
* * * Следующий шаг – выявление всех связей между объектами.
В управлении отражением постоянно используется приём концентрации внимания только на одной связи, которая действительно существует. Но при этом откидываются все остальные связи, которых может быть гораздо больше.
Например, как мы отмечали, одним из способов уничтожения сознания является замыкание точек привязки с противоположными зарядами. Похож ли фашизм на коммунизм? Можно найти сходства. Являются ли коммунизм и христианство противоположностями? Можно найти различия.
Часто первая увиденная связь поражает человека. Он останавливается и решает, что эти понятия одинаковы (особенно, если каналы сосредотачиваются только на показе этой связи).
Чтобы защититься от замыканий, можно представить себе следующую картину. Изобразите два понятия, связи между которыми вы анализируете, как две точки в пространстве. Всегда можно найти множество третьих точек в пространстве, из которой будет наблюдаться полное совпадение отражений любых двух понятий – поскольку через любые две точки пространства можно провести прямую линию <! --[if! supportFootnotes]--> [398] <! --[endif]-->.
С другой стороны, если вы расположитесь между двумя анализируемыми точками, то как бы они не были близки в реальности, эти точки покажутся прямо противоположными <! --[if! supportFootnotes]--> [399] <! --[endif]-->.
Какой выход из этой ситуации? Чтобы узнать, насколько на самом деле связаны анализируемые точки, нужно «облететь» их со всех сторон. Надо также найти другие точки, которые связаны с анализируемыми, и сравнить, связаны ли эти вторичные точки между собой. Совместить отражения набора точек гораздо сложнее.
$ Возьмите два любых объекта и найдите в них схожее. Возьмите два совершенно противоположных понятия и найдите в них сходства. Затем возьмите два синонима и найдите много отличий.
Одним из приёмов управления является связывание понятий разного уровня абстракции. Например, конкретный эпизод на войне и ход всей войны в целом; внешний вид человека и политика государства; тысяча долларов, потраченных на благотворительность, и деятельность корпорации в целом. Отслеживайте отражения на наличие таких связей разного уровня абстракции.
* * * Безусловно, что не всякую информацию следует откидывать – иначе сознание не сможет меняться, но застынет на месте, как это во многом произошло в средние века.
Чтобы определить правильность информации, можно использовать следующие подходы, о которых мы уже упоминали в этой книге: <! --[if! supportLists]--> – <! --[endif]--> анализ логики и причин, <! --[if! supportLists]--> – <! --[endif]--> многоэкранную схему мышления, <! --[if! supportLists]--> – <! --[endif]--> постоянное сопоставление с существующей системой знаний, <! --[if! supportLists]--> – <! --[endif]--> поиск диалектических противоречий (они есть всегда; если их нет – это говорит о фиктивности отражения).
Следует также постоянно проводить отрицание отрицания полученных фактов – оспаривать собственные выводы и собственные методы.
* * * Для защиты от управления прошлым, от связывания понятий, которые расположены в различных точках времени, можно использовать следующие подходы:
<! --[if! supportLists]--> § <! --[endif]--> Исходить из оценки событий современниками, а не из будущего. Например, при оценке России начала XX века – исходить из документов тех лет, а не из сегодняшних представлений о том, как оно должно было быть, или как нам хотелось, чтобы оно было. Например, исходить из свидетельств Льва Толстого.
<! --[if! supportLists]--> § <! --[endif]--> Оценивать события истории в развитии, как участок линии, а не как вырванный кусок или факт. Никто не осуждает Петра I за то, что он стриг бороды боярам и переливал церковные колокола на пушки; но эпоху 1930-х годов осуждают за аналогичные жёсткие меры.
<! --[if! supportLists]--> § <! --[endif]--> Не связывать понятия из прошлого и понятия из настоящего, или понятия из разных периодов прошлого, даже если они звучат одинаково. Царь XV века, царь XVIII века и царь XX века хотя и были похожи, это были очень разные цари. Современные коммунисты, коммунисты 1920-х и 1980-х годов – это разные коммунисты.
Эти методы хорошо известны в науке. Особенность их применения для защиты сознания в том, что происходит активное вмешательство противника. Способы защиты от такого вмешательства мы рассмотрим ниже.
|