Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-политические взгляды казахских либеральных демократов.
Новый этап в развитии казахской государственности и осмыслении перспектив ее будущего начинается в начале ХХ века. В результате произошедших в этот период революционных событий в России, в корне изменивших судьбы многих народов на всем пространстве бывшей Российской империи, казахский народ оказался на экстремальном отрезке своего развития.
Колониальная политика Российского государства в Казахстане, изъятие земель у казахов и изгнание их в пустынные, отдаленные районы, массовое переселение российских крестьян на «свободные» земли, дискриминация казахов в отношении гражданских прав и свобод, политика насильственной христианизации и русификации стали основной причиной «пробуждения» казахского населения, роста освободительного движения.
Следует отметить, что русская революция 1905 г. была не только всплеском народного самосознания в России, но и послужила толчком к зарождению и широкому распространению идей свободомыслия, демократии, и национального самооопределения в периферийных областях империи. Под ее воздействием заявила о себе и демократическая казахская интеллигенция, получившая образование в передовых на тот период времени учебных заведениях России и, следовательно, «зараженная» вирусом свободного мышления, национальная интеллектуальная элита все решительнее выражала народные чаяния и интересы.
Тот интеллектуальный прорыв, который произошел под давлением роста национального самосознания и самоидентификации в Казахстане, выразился в появлении первых казахских периодических изданий – газет «Дала уалаялы» и «Казах», журнала «Айкап». Февральская буржуазная революция 1917 года окончательно легитимизировала демократические процессы. Именно в тот период появляются первые ростки оформленного демократического сознания – на основе западнического либерально-демократического движения в июле 1917 года на первом Всеказахском съезде будет создана самая влиятельная в казахской степи политическая партия «Алаш».
Пантюркизм станет теоретической основой Киргизской социалистической партии «Уш жуз», возникшей в северо-восточных районах Казахстана в ноябре 1918 года, позже эта партия «полевеет», перейдет на платформу русской социал-демократии и примет сторону Советской власти.
На основе панисламистского движения весной-летом 1917 года в южных районах Казахстана и Средней Азии возникнут партии «Шура-и-исламие», «Шура-и-Улемия», «Джамилят».
Идейно-политическое размежевание казахской интеллигенции того периода диктовалось их отношением к религии, особенно к исламу, к политике царской и советской власти, к проблеме оседания кочевников и развития оседлого хозяйства, вопросам развития образования, науки и культуры, участия казахского народа в первой мировой войне, политического будущего страны и т.д.
Так, по вопросу отношения к исламу одним из направлений идеологии, представлявшей интересы аристократической феодальной знати, стала открытая защита ислама и его священнослужителей. Господствующие силы казахского общества вместе с царизмом усиленно старались насаждать ислам среди широких слоев казахского народа, так как ортодоксальный ислам со своей религиозной догматикой полностью отвечал интересам феодально-байской верхушки Казахстана.
Другое направление было представлено умеренными сторонниками ислама. К ним относилась вся либерально настроенная интеллигенция и часть прогрессивных деятелей Казахстана, не сумевших окончательно определить свою идейно-политическую платформу.
Представители этого направления сгруппировались в основном вокруг журнала «Айкап», позиция которого была не всегда последовательной и не отличалась достаточной ясностью. Однако основное содержание ее деятельности определял ее авторский актив, объединенный известной степенью общности. В этот актив, кроме редактора журнала М. Сералина, входили Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, Ш. Алжанов, М. Дулатов, А. Байтурсынов, А. Букейханов, Х. Бекхожин, С. Габбасов. В 1914 году с журналом сотрудничал С. Торайгыров.
Несмотря на то, что некоторые айкаповцы занимали подчас противоположные позиции по ряду идейно-политических вопросов, в целом, как считают многие современные исследователи, они выступали как продолжатели традиций казахского Просвещения и рассматривали мусульманскую религию как средство приобщения народа к знаниям и борьбы против невежества.
Еще одно направление было представлено откровенными противниками ислама и всякой религии вообще. Именно благодаря деятельности представителей этого направления трактовка традиции свободомыслия через атеизм, заложенная классиками казахского Просвещения, и прежде всего Ч. Валихановым, стала вновь укореняться в казахском обществе. Радикальный характер этому направлению придали С.Торайгыров и его последователи.
По вопросу будущего обустройства казахской государственности, надежды на создание которой были рождены революционными потрясениями начала ХХ века, наиболее яркие представители казахской либерально-демократической интеллигенции западнического толка в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и др. высказывались за утверждение национальной и государственной независимости Казахстана посредством создания культурно-национальной автономии.
А. Букейханов, характеризуя своих единомышленников, подразумевал «интеллигенцию, воспитанную на русской культуре, верующую в европейскую культуру, видящую счастье родины в здравом претворении западной культуры и считавшую религиозные вопросы второстепенными». За образец это политическое направление «возьмет оппозиционные русские (партии), в частности партию народной свободы». Эти идеи в начале ХХ века не получили широкого распространения в казахском обществе, так как «благодаря обрусительной политике, до сих пор царящей в киргизской степи, последняя с подозрением относится к западному просвещению и культуре» (Букейханов А. Киргизы. Избранное. Алматы, 1995, с.76-77). Однако впоследствии именно это течение станет ведущим среди всех политических направлений и общественно-политических движений. И именно оно явится эпицентром всех крупных политических процессов и явлений.
Консолидация «западников» вокруг А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и др., а с 1913 года вокруг газеты «Казах» приведет к становлению политического либерально-демократического движения в казахском обществе.
Представители левых (Т. Рыскулов, А. Джангильдин, А. Иманов) поддержали политический курс большевизма.
Судьбы либеральной казахской интеллигенции трагичны, практически все были подвергнуты репрессиям со стороны утвердившегося в стране советского режима. В 30-х годах ХХ века были расстреляны все лидеры национальной партии «Алаш». Но слова А. Букейханова о том, что «силою штыков легко захватить власть, но погубить дух народа, отнять у него идею, которой он живет, оказалось невозможным», стали пророческими. Спустя 71 год в декабре 1991 г. появилось суверенное государство – Республика Казахстан, воплотившая многие демократические идеи и начинания национальной интеллигенции, уничтоженной в период политических репрессий 1937-1938 годов.
Букейханов Алихан (1870-1937 гг., по другим данным – 1866-1937 гг.)
Казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш». Окончил Омское техническое училище, затем экономический факультет Петербургского лесотехнического института, после завершения которого вел в Омском училище лесного хозяйства педагогическую и научную работу.
Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова».
В 1903 году в Петербурге вышел 18-й том собрания сочинений под общим названием «Россия. Полное географическое описание нашего края». Одним из авторов этого тома, посвященного Казахстану, был А. Букейханов, написавший раздел «Распределение населения киргизского (т.е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт и культура». В этом разделе он дал общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы «народной литературы», остановившись в особенности на анализе поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Он специально выделяет Абая, высоко оценивая его как «представителя нового течения» в казахской поэзии.
А. Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев», напечатанная как некролог в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году, давала характеристику творчества великого поэта. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.
А. Букейханов и позже старался представить Абая русскому читателю. И это было не случайно, поскольку поколение казахов-интеллигентов начала ХХ века, ратовавших за государственное самоопределение казахского народа, всячески подчеркивало свое идейное родство с Абаем, стремилось широко освоить культурное наследие прошлого как стимул к пробуждению и развитию национального самосознания.
Также А. Букейханов в рядах казахских просветителей принимает активное участие в разработке «новометодной» или джангирской школы, которая стремится более творчески и ближе подойти к нуждам национального образования, синтезировать лучшее из традиционной этнопедагогики с передовыми идеями русско-европейской школы. Вооруженные знаниями родной, восточной, русской, европейской культур казахская интеллигенция сформировывала идеологию национально-освободительного движения начала ХХ века.
А. Букейханов работал в кадетских газетах «Иртыш», «Омич», «Голос» в качестве редактора. Журнал «Айкап», который выпускался на казахском языке
(на основе арабской графики), фактически освещал все стороны жизнедеятельности казахского общества. Исследователи выделили следующие разделы в журнале: 1. Общественно-политические статьи. 2. Литературные сочинения, исследования. 3. Проблемы просвещения казахов. 4. Вопросы родного языка, алфавита. 5. Положение казахской женщины, ее освобождения и развития. 6. Медицинские, агротехнические советы, научные открытия. 7. Внутренние и внешние события. 8. Библиография. 9. Корреспонденции, ответы на письма. Авторы, сгруппировавшиеся вокруг журнала, представляли прогрессивную казахскую интеллигенцию. Наиболее активные и известные из них: А. Байтурсынов, Г. Карашев, Ж. Сейдалин, С. Торайгыров, С.Сейфуллин. Главенствующее место на страницах журнала заняло обсуждение аграрного вопроса. Обсуждая аграрный вопрос, авторы пытались донести до рядовых членов казахского общества те законы, на основании которых отчуждались исконно казахские земли, разъясняли цели и планы царизма, предупреждали о том, что отчуждение излишков – только начало жесткой политики российской империи.
После роспуска Первой Государственной Думы, А. Букейханов, лишенный возможности привлечь внимание к проблемам Казахстана, пытается сделать это через российскую печать. В «Сибирских вопросах» публикуются его статьи, в том числе «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», «Отчуждение киргизских орошаемых пашен» и другие. Эти объемные работы убедительно доказывают, что традиционная форма хозяйствования казахов – кочевое скотоводство – не прихоть казахов, не дань «природной лени», а единственная возможность выжить в условиях сурового и засушливого климата. А. Букейханов пишет об искажениях результатов обследования хозяйств, о невозможности обработки земли обычными экстенсивными методами. Переселение – бедствие не только для казахов, лишившихся пастбищ, зимовок, водопоев, но и для самих переселенцев.
В 1904 году А. Букейханов работал в составе экспедиции Ф.А. Щербины, подготавливавшей материалы к широкому переселению русских крестьян на земли казахов. С 1905 года он состоял в конституционно-демократической партии, провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. В 1905 году участвовал в Каркаралинском движении протеста против притеснений царизма, организовал подписи 14500 человек под документом, известном как Каркаралинская петиция. В 1905 г. по Семипалатинскому округу был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск царской Думы. За интенсивную деятельность против колониальной политики царского самодержавия сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара. В 1910-1914 годах А. Букейханов пишет ряд научных статей в «Новом энциклопедическом словаре». Кроме того, в сборнике «Формы национального движения в современных государствах» публикует статью «Казахи».
Крупной вехой в стремлении разбудить национальное самосознание казахов и организовать среди них учебно-просветительскую деятельность стало издание газеты «Казах», в котором приняли участие наряду с А. Букейхановым А.Байтурсынов и М. Дулатов. Это было замечательное трио, обозначившее рождение демократической, патриотической и прогрессивной казахской интеллигенции. Под псевдонимом «Кыр баласы» («Сын степей», «Степняк») А. Букейханов опубликовал в газете «Казах» статьи «Думские партии», «Дума и казахи», «Август Бебель».
В 1916 году А. Букейханов возглавил отделение отсталых народов всероссийского земского съезда. Идея земства как широкого местного самоуправления, существующего наряду с центральной властью и ее существенным образом дополняющая – важный элемент политической программы А. Букейханова.
Имеются сведения, что его имя значится в перечне имен Санкт-Петербургской масонской ложи «Полярная звезда». Основанная в 1910 году ложа «Малая медведица» иначе называлась «организацией Керенского». Масонское движение, возникшее в России после 1905 года, имело тесные контакты с французским масонством. Как правило, назначения местной администрации при Керенском определялись масонскими связями, благодаря которым рекомендовались на должности прежде всего «братья». Масонская организация, как и буржуазные партии, в которых она имела влияние, ставила целью свержение самодержавия и захват политической власти. Основание самарской группы масонов совпадает по времени со встречей А. Букейханова с Керенским. Существует также мнение, что назначение в 1917 году А. Букейханова комиссаром Временного правительства по Казахстану произошло по воле масонского братства, оказавшегося у руля власти. А. Букейханов считал, что именно через масонство ему удается достичь своих целей: вместе с Россией и под ее патронажем добиться автономии Казахстана, включающей в себя собственный парламент, самоуправление, т.е. право на управлениефинансами и наличие собственного законодательства и рядом других атрибутов самостоятельной государственности.
Его пути с кадетами и масонами разошлись после февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе – предоставлении автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви). Свои мотивы он изложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов», отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии и масонских «братьев» «сохранить империю при существующих границах».
Самоопределившись, А. Букейханов создает национальную политическую
партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах». Образование партии «Алаш» было организационно оформлено в июле 1917 года на первом «общекиргизском съезде», когда был избран ее исполком, а также определены задачи по выработке программы партии. В вопросе о государственном устройстве алашордынцы выступали за федерацию как союз равноправных народов. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на II Всеказахском учредительном курултае была провозглашена Алашская автономия, т. е. автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда», а его председателем (президентом) – А. Букейханов.
А. Букейханов участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.
В гражданской войне А. Букейханов и алаш-ордынцы были по «ту сторону баррикад» вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алаш-ордынцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение – войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Лично А. Букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной и террористической акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С ее осуждением он выступил в статье «Общесибирский съезд», опубликованной в 1917 году в газете «Сарыарка».
Поскольку идея автономии не отвергалась Советской властью, то А. Букейханов счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, прикрытой фразами о пролетарском интернационализме, а на самом деле – имперской, русификаторской, и к методам насильственно-репрессивного насаждения социализма. Но даже сугубо культурническая деятельность А. Букейханова и других интеллектуалов, поднявшихся на гребне роста национального самосознания, была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против советской власти». Поскольку связь с «Алаш-Ордой» была одним из стандартных обвинений сталинского режима против интеллектуальной элиты казахского народа, есть необходимость в пояснениях.
Исторический термин «Алаш» был общим именем для тех древних родов, которые впоследствии получили этноним «Казах». Этим именем названа была партия, образованная по инициативе видного казахского политического деятеля Алихана Букейханова и ставившая себе целью достижение независимости казахов на уровне автономии в рамках России.
Стремление к самостоятельности в форме автономии без выдвижения требования полной независимости отражало реализм позиции «Алаш» и опиралось на объективное положение казахского общества. Руководство «Алаш» учитывало достаточно глубокую интегрированность края в российскую политико-экономическую систему, исторически сложившуюся взаимосвязь России и Казахстана, весьма значительную вероятность потери даже минимальной самостоятельности в случае провозглашения суверенитета. Кроме того, необходимо иметь ввиду присущее «Алаш» стремление провести модернизацию казахского общества, ускорить ее процесс на основе разумного сочетания традиционализма с лучшими достижениями руссой культуры, общечеловеческой цивилизации.
На основе программы партии «Алаш» было провозглашено первое самостоятельное государство в 1918 году, которое в виду имперской политики большевиков вошло с ними в конфликт. Неприятие советским центром предложений «Алаш-Орды» о национально-территориальном автономном устройстве края толкнуло партию и правительство «Алаш-Орда» в антибольшевистский союз со сторонниками демократической федерации и защиты Учредительного собрания. Именно в этой коалиции руководство партии и автономии видело возможность выживания народа, защиты его коренных интересов. Позже выяснилось, что союз с любой из воевавших с Советами сторон на деле удалял их от реализации программных целей.
Пытаясь предотвратить масштабные карательные акции Советской власти по отношению к населению, поддерживающему идеи «Алаш», лидеры партии вынуждены были принять условия, продиктованные правительству «Алаш-Орда» советским военно-политическим руководством. Достигнутый ранее между большевиками и «Алаш-Ордой» компромисс был большевиками попран, партия «Алаш», национальная автономия «Алаш» и ее временное правительство «Народный Совет Алаш-Орда» в марте 1920 года перестали существовать.
Как уже указывалось, в отношении лидеров «Алаш» стали применяться политические репрессии. И хотя неоднократно принимались решения о применении амнистии в отношении казахов, боровшихся против советской власти, власть эта не простила А. Букейханову и его соратникам нежелание принять диктатуру пролетариата и попытку создать собственную государственность. Лозунг «алаш-ордынец-националист, враг народа» стал основой тотальных гонений на многие годы против тех, кто составлял «мозг нации». Сам Алихан Букейханов был сентябре 1937 года расстрелян, но забвение не коснулось его имени. Память о нем, несмотря на все попытки ее стереть в советское время, сохранилась в казахском народе.
Самое принципиальное в политическом наследии А. Букейханова - идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство «Алаш-Орда» и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью.
Ахмет Байтурсынов (1873 – 1937 гг.)
А. Байтурсынов – выдающийся казахский общественный деятель, просветитель-демократ, ученый, философ, поэт, публицист, литературовед, ученый-лингвист, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания, один из основателей партии «Алаш» и правительства «Алаш Орды».
Вся жизнь А. Байтурсынова была пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, сохранении в веках самобытного народного творчества, самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов еще в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги А. Байтурсынова перед казахским народом, назвал его «вождем казахской интеллигенции».
Он вошел в историю казахской духовной культуры как выдающийся переводчик классической русской и западной поэзии на казахский язык, писатель, публицист, как один из организаторов периодической печати на казахском языке. А. Байтурсынов реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. Новый алфавит, получивший название «Жана емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.
В 1905 году А. Байтурсынов активно включается в политическую. Он – один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году А. Байтурсынов был вторично заключен на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.
В 1911 году в одном из издательств Оренбурга был выпущен сборник его стихов под интригующим названием «Маса» (Комар). В марте 1913 года А. Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной Думы А. Букейхановым и поэтом М. Дулатовым организовал издание газеты «Казах». Дело было не легким, надо было изыскивать средства, приобрести оборудование, сформировать авторский коллектив, найти читательскую аудиторию. Но все эти трудности он сумел с честью преодолеть, газета выходила раз в неделю и ее постоянным издателем и редактором А.Байтурсынов оставался вплоть до сентября 1917 года. За это время она стала главным национально-политическим и научно-литературным изданием.
А. Байтурсынов в программной статье, опубликованной в первом номере газеты «Казах», писал: «Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам
необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…». Эти высказывания и ныне не утратили свою значимость.
А. Байтурсынова видел путь к свободе народа в приобщении к образованию, науке, культуре. Его статьи по вопросам просвещения, литературы, языка знакомили читателей с культурным наследием казахов, призывали их к овладению знаниями, духовному совершенствованию. А. Байтурсынов видел в образованности и культуре решающий фактор социального прогресса. Для того чтобы школьное образование было на должной высоте, считал он, нужны три условия: нормальное финансирование школы, обеспечение учащихся соответствующими учебниками и учебными пособиями, подготовка высококвалифицированных учителей.
Многогранный талант А. Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке и других областях культуры. Именно он заложил лингвистические основы изучения родного языка, выступил автором первого учебника по казахскому литературоведению, кроме этого, он занимался общественной работой, возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета.
Однако его плодотворная научно-творческая деятельность в конце двадцатых годов была насильственно прервана. В июне 1929 года он был арестован и на 10 лет выслан в Архангельскую область, а жена и дочь отправлены в Томск через международную организацию Красного Креста. В 1934 году ему удается соединиться семьей и вернуться в Алма-Ату. Но прежний ярлык «классового врага» как клеймо позора постоянно преследует его. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД.
Через много лет доброе имя А. Байтурсынова восстановлено, а его бесценные творения возвращены народу. Память замечательного человека нашего земляка А. Байтурсынова увековечена в г. Костанае. Его имя носит Костанайский государственный университет. В городском парке установлен памятник, одна из центральных улиц города носит его имя. Он был и остался в памяти народа светлым лучом казахской науки и культуры.
Миржакып Дулатов (1885 – 1935 гг.)
М. Дулатов – известный казахский общественный деятель, ученый-историк, философ, писатель, поэт, публицист, переводчик, педагог, член правительства Алаш-Орды. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за свободу родного народа. В 1904 году произошло событие, изменившее всю жизнь юного М. Дулатова, когда в Омске он познакомился с А. Байтурсыновым и А. Букейхановым, уже ставшими лидерами прогрессивной части казахской интеллигенции.
М. Дулатов становится активным участником политических событий той поры. Это было как раз накануне и во время российской революции 1905-1907 годов, которая оказала исключительное влияние на ход политической жизни казахского общества на протяжении многих лет. Одновременно М. Дулатов ведет плодотворную творческую работу, пишет и публикует в различных изданиях свои стихи, прозу, научные статьи и исследования, откликается на текущие события своими заметками и письмами, выступает с философскими эссе, особенно по проблемам философии истории, социальной мысли, языка и литературы. Также он уделяет внимание проблемам политики и социологии, пишет статьи о глобальной политике, проблемах первой мировой войны и вопросах, связанных с участием в ней казахов на стороне России, о неотвратимо надвигающемся голоде и ответственности властей за неприятие мер для его предотвращения и т.д.
Вся суть философии и социальной концепции М. Дулатова в конечном счете сводится не к абстрактоно-теоретическим рассуждениям, а к попытке обосновать некоторую сумму логических принципов для решения конкретных социально-политических задач. Главной из проблем своего времени он считал проблему отношения зависимого от России Казахстана с независимым и всесильным царским правительством. Критика несостоятельной, бездумной, реакционной политики царизма по отношению к зависимым народам была, по существу, кредом его политического мышления.
В процессе критического анализа царской колониальной политики он ввел в оборот ряд новых категорий политической и социальной мысли, которые дали ему возможность предельно точно охарактеризовать закономерности экономического и социально-политического развития казахского общества на рубеже двух веков. Это такие понятия, как «сатрапия», «самосознание», «самодеятельность», «самоуправление», «представительство», «объективное», «активное» и т.д. Эти понятия и раньше встречались в казахской философской, социальной и политической литературе, например, у казахских просветителей ХIХ века. Но некоторые понятия, такие как «самосознание», «самодеятельность», «сатрапия», были внесены в казахскую социально-политическую мысль М. Дулатовым и его единомышленниками впервые.
Другие же понятия, такие как «администратор», «чиновник», «представительство», наполнились новым содержанием и использовались для характеристики реальной сущности бюрократической системы управления. М. Дулатов писал, что отдельно взятый чиновник, администратор может быть порядочным, добросовестным человеком, но в структуре системы чиновников можно увидеть черты системного метода прочно вошедшего в структуру гуманитарного знания в середине ХХ века.
Таким образом, М. Дулатов сделал громадный шаг вперед по пути развития казахской социальной мысли. Согласно его мнению, самым существенным недостатком царского самодержавного строя является бюрократизм. Он выражается во всевластии и произволе чиновников, а следовательно, в бесправии и полном бессилии народа защитить свои интересы. Благодаря реакционной деятельности чиновничьей бюрократии царизма в Казахстане проводится политика колонизации. Она находит свое конкретное проявление в изгнании казахов с исконных земель их обитания, насильственного изъятия лучших земель для передачи их русским крестьянам-переселенцам, что ведет к катастрофическому сокращению радиуса кочевания животноводов и резкому падению животноводческой продукции.
Колониальная политика царизма, представляющая собой безжалостный грабеж трудящихся масс Казахстана, по мнению М. Дулатова, привела край к полному упадку. Не ограничиваясь экономическим порабощением казахской бедноты, царская бюрократия повела повальное наступление и на культуру казахского народа. Проводилась политика русификации и насильственной ассимиляции народа Казахстана. Выход из этой ситуации М. Дулатов видел в развитии системы местного самоуправления, причем такого, которое не имеет ничего общего с сепаратизмом, а поможет с глубоким знанием дела на местах предельно рационально использовать ресурсы, выделяемые центральным правительством. Эти и многие другие идеи были положены в основу программы в будущем созданной партии «Алаш» и автономии «Алаш- Орды».
Развивая свои философские и социально-политические взгляды, М. Дулатов ведет интенсивную общественно-политическую деятельность. В 1907 году он едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создает журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарга» («К молодежи»). Он также пишет статью «Бiздiн максатымыз» («Наши цели») для второго номера журнала, который так и не вышел в свет.
Политическое кредо М. Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил первый поэтический сборник «Оян, казах» (Проснись, казах!). Поэма, вышедшая отдельной книгой, сразу же принесла ему славу в известных кругах русской, казахской, татарской, киргизской, башкирской интеллигенции. Издание сразу разошлось и было переиздано в 1911 году. Заголовок книги послужил манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала XX в., одним из ведущих вдохновителей которого Миржакып Дулатов считается по праву. В 1911 году сборник «Оян, казак!» был конфискован главным управлением по делам печати. Смагул Садвокасов в предисловии к книге «Молодой Казахстан» (1928) писал: «В начале этого столетия появляются первые последователи Абая. К ним можно причислить ныне живущих А. Байтурсынова, М.Дулатова, М. Джумабаева.
В 1910 году вышел первый роман на казахском языке под названием «Бакытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»). Автором его является вышеупомянутый М.Дулатов. Роман описывает жизнь угнетенной казахской женщины, продаваемой как вещь, за калым и имел огромный успех, доставив автору небывалую славу».
М. Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. В 1911 году М. Дулатов был арестован в Семипалатинске и полтора года провел в заключении. После освобождения он начинает регулярно печататься в журнале «Айкап» и в газете «Казах», которую он основал с А. Байтурсыновым и А. Букейхановым в 1913 году. В своих поэмах и статьях он по-прежнему критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа, находящегося под гнетом имперской администрации.
В 1914 году по инициативе тюрколога В.В. Гордлевского в качестве видных представителей казахской литературы были введены в оборот имена Абая и Миржакыпа в «Восточный сборник», выпускаемый в честь 70-летия известного востоковеда академика А.И. Веселовского.
Второй сборник стихов М. Дулатова под названием «Азамат» («Гражданин») выходит в 1913 году в Оренбурге, в нем были помещено несколько переводов русских поэтов. Позднее, в 1922 году, Дулатов посвящает жизни и творчеству А. Байтурсынова очерк. Активно сотрудничал в 1911 году М. Дулатов и в первом казахском журнале, где появились его рассказы и стихи. В 1915 году выходит сборник стихов под общим названием «Терме».
Мыслящие люди, и в их числе М. Дулатов, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынуло но воле царской администрации более 1, 5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым избавиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости. Здесь они были продолжателями просветителей XIX в. «Казахский народ попал
целиком в зависимость от России, он совершенно бесправен. Поборы и налоги, собираемые с него, не идут на его нужды. «Царское правительство готово было подвергнуть казахов геноциду, - пишет М. Дулатов, - как потомков Чингис-хана и Тамерлана». Решением от 3 июля 1907 года казахи были лишены права участия в Государственной Думе, чем в корне подрывалась самая возможность самоуправления. В статье «Закон от 3 июля и казахи» М. Дулатов подверг критике это решение как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может.
Опыт двух Дум доказал несостоятельность доводов, что казахи «темные», поскольку казахские депутаты в них показали свою образованность, хорошее знание нужд народа. Не издевательством ли над здравым смыслом является ситуация, когда по делам казахского народа выступают те, говорит М. Дулатов, которые ненавидят или презирают казахов. Но и сами казахи разрознены, подводят себя раздорами, и из-за этого подчиняются всяким влияниям извне, пресмыкаются перед любым русским мелким чиновником и урядником, привыкают к подхалимству, взяточничеству. А царское правительство не только
не думает о просвещении народа, пробуждении его разума, а наоборот, тех, кто на собственные средства стремится открыть школы, преследуют, сажают в тюрьмы. В стесненных условиях сокращения пастбищных угодий казахам, говорит Миржакып, не остается ничего другого, как взяться за земледелие.
В 1916 году он, а также А. Байтурсынов и А. Букейханов выступили против царского указа о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мнению, может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества.
Летом 1917 года М. Дулатов становится одним из организаторов Первого всекиргизского съезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш». Он участвовал в разработке программных документов партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орды» совместно с А. Байтурсыновым и А. Букейхановым, в которых, по сути дела, отправляясь от основоположений гуманизма и демократии, они разработали принципы правового государства: равенство всех граждан независимо от вероисповедания, крови, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной России мыслилось в виде демократической федеративной республики во главе с выбираемым Думой президентом. М. Дулатов становится членом правительства «Алаш Орды» вместе с его руководителями А. Букейхановым и А. Байтурсыновым.
В 1920 году пришедшие к власти большевики упразднили автономию «Алаш-Орды». М. Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности, продолжал писать. В 1928 году он резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с его письменной историей. Он полагал, что эта реформа положит начало потере родного языка, отчуждению народа от его собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии. Будущее показало, что он был прав, но в декабре 1928 года он был арестован по обвинению в казахском национализме, сидел в тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь. Находясь в тюрьме на допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в «национализме», он пояснил: «Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало казахам». Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует». 5 октября 1935 года М. Дулатов умер (по другим источникам – расстрелян).
|
Данная страница нарушает авторские права?
|