Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СЗ-1. Исторические этапы детской психологии как науки.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Методический комплекс по детской психологии 2016 г (гуппа Д1) Подготовка к семинарам и практическим занятиям СЗ-1. Исторические этапы детской психологии как науки. Цель: Учить обобщению знаний об этапах развития детской психологии как науки, систематизации основных направлений науки. Вопросы для обсуждения: 1. Проблема воспитания ребенка в психологических учениях античности и средневековья (Возрастная психология Древней Греции; подход к психическому развитию детей в период эллинизма; психологические аспекты обучения и воспитания детей в период средневековья Вопросы психологического развития детей в эпоху Возрождения). 2. Подход к проблеме детской психологии в философских теориях сознания (Исследование психологического развития детей в Новое время; выделение детской психологии в самостоятельную область психологической науки). 3. Развитие детской психологии в первые десятилетия 20 столетия (Стенли Холл и его концепция педологии; Основные теории детского развития первой трети XX в). 4. Развитие детской психологии в России (Становление отечественной детской психологии; формирование и развитие советской детской психологии; развитие отечественной детской психологии в 50–60-е годы, современные аспекты детской психологии). Рекомендуемая литература: 1. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с. СЗ–2. Основные подходы к периодизации психического развития ребенка Цель: Учить обобщению основных подходов к периодизации психического развития детей дошкольного возраста и систематизации научных критериев к основанию данной периодизации. Вопросы для обсуждения: 1. Проблема критериев периодизации психического развития. 2. Характеристика биологически ориентированных периодизаций психического развития: - периодизация Рене Заззо; - периодизация П. П. Блонского. 3. Периодизации, направленные на выделение одного признака детского развития: - психоаналитическая теория З. Фрейда; - стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже; - теория уровней нравственности Колберга. 4. Периодизация личностного развития Э. Эриксона. 5. Периодизации, выделяющие периоды на основе существенных критериев: - периодизация Л. С. Выготского; - периодизация психического развития в детском возрасте по Д. Б. Эльконину; - периодизация В. И. Слободчикова. Вопросы для самопроверки знаний: 1. Какие основные критерии, по мнению Л.С. Выготского, должны лежать в основе подлинно научной периодизации психического развития? 2. Какие основные признаки были заложены в периодизациях Р. Заззо и П.П. Блонского? Выделите общие и различные признаки данных периодизаций. 3. Назовите мотивы, лежащие в основе человеческого поведения, по мнению З. Фрейда. 4. Какие стадии обязательно проходит индивид в своем когнитивном развитии (по Ж. Пиаже)? 5. Охарактеризуйте второй уровень нравственного развития Колберга. 1. Почему концепцию Э. Эриксона называют: психосоциальной теорией развития личности; эпигенетической концепцией; концепцией жизненного пути личности? 2. Какие показатели, по мнению Л.С. Выготского, характеризуют каждый психологический возраст? 3. В чем существо гипотезы периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированной Д.Б. Элькониным? 4. Какие закономерности групповой динамики открыл Левин? 5. Назовите направления современных исследований проблемы периодизации жизни человека. Задания: 1. Прочитать тексты, выделить специфические для теории З. Фрейда понятия, ключевые положения, характерные для данного подхода (№ 6 в списке литературы) 2. На основании работы с литературой подготовить «задачи Пиаже», охарактеризовать основные положения теории, рассматриваемые в подготовленных примерах. Рекомендуемая литература: 1. Выготский Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, 2004, Изд-во Эксмо. - 1136 с.: ил. - (Серия " Библиотека всемирной психологии") 2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С.76-120, 192-233. 3. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ " Сфера", 2004. - С.130-168. 4. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004. - С. 36-56. 5. Поливанова К. Н. Периодизация детского развития: опыт понимания // Вопросы психологии, 2004. - № 1. – С. 110. 6. Фрейд З. О психоанализе // Психология бессознательного: Сб. произв. /Сост. М.Г. Ярошевский.- М., 1990.- С.375. ПЗ–1. Наблюдение как метод в работе воспитателя дошкольного учреждения Цель: Закрепить знания студентов об основных методах изучения уровня психического развития ребенка. Развивать умения осуществлять научный и плановый подход к процессу наблюдения. Вопросы для обсуждения: 1. Наблюдение в психологии. 1.1. Роль наблюдения в развитии психологии. 1.2. Характеристика наблюдений и его видов. 1.3. Программа наблюдения и обработка результатов. 2. Наблюдение в детской психологии. 1.2. Наблюдение как ведущий метод в детской психологии. 1.2. Наблюдение как источник данных о проблемах поведения (Леши Д.) 2. Выполнения упражнений. 2.1. Наблюдение – один из основных методов изучения развития детей. Перечистите показатели и их признаки, которые лучше всего фиксируются данным методом у детей. Поясните своё решение. Данные оформите в таблице.
2.2. Исследователь для диагностики подвижности нервных процессов у детей 6 лет составил следующий план наблюдений: 1. Скорость реакции на новизну в окружающей обстановке. 2. Быстрота и легкость выработки навыков, привычек. 3. Способность легко переходить от одного занятия к другому. 4. Быстрота переключения внимания с одного объекта на другой. 5. Быстрота возникновения и протекания чувств. 6. Темп движения, речи. 7. Быстрота запоминания и воспроизведения. Будет ли достигнута цель, поставленная исследователем? Дайте письменное психологическое обоснование своему суждению. 3. Определите тип темперамента ребенка, согласно протокола наблюдения:
3.1. Проведите наблюдение за ребёнком дошкольного возраста, по выделенным показателям.
Рекомендуемая литература: 1. Г.А.Урунтаева Практикум по детской психологии / Г.А.Урунтаева. Ю.А. Афонькина. М.: Просвящение, Владос.– 1995.-3–4с 2.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л. Ф. Обухова - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с. 3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина - М.: Изд. УРАО, 1997. – 176с. 4. Люблинская А.А. Детская психология. - М., «Просвещение» / А.А. Люблинская.- 1972.– 256с. 5. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина - М.: Изд. Академия, 1998. – 456с. 6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 336с.
СЗ–3. Социально-психологическая ситуация развития ребёнка в период раннего детства Цель: Углубить знания студентов о социально-психологической ситуации развития ребёнка раннего возраста. Учить системности в восприятии и обсуждении учебного материала. Вопросы для обсуждения I. Подготовить сообщения по указанным вопросам. 1. Особенности общения ребенка в период новорожденности и младенчества. 2. Особенности общения ребенка в период раннего возраста. 3. Особенности развития самосознания в младенчестве. 4. Особенности развития самосознания в раннем возрасте. II. 2.1. Обсуждение практических задач. Выработка правильных решений. 2.2. Ознакомление с методами изучения нервно-психического развития детей раннего возраста (В. С. Манова-Томова).
Рекомендуемая литература:
1.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л. Ф. Обухова - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с. 2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина - М.: Изд. УРАО, 1997. – 176с. 3. Люблинская А.А. Детская психология. - М., «Просвещение» / А.А. Люблинская.- 1972.– 256с. 4. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина - М.: Изд. Академия, 1998. – 456с. 5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 336с.
ПЗ-2. Особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте Цель: Познакомить студентов с особыми вариантами детского развития, развивать навыки применения полученных знаний при решении практических задач Подготовить вопросы для обсуждения: 1. Характеристика детей с особыми вариантами развития 1.1. Тревожные дети 1.2. Демонстративные дети 1.3. Детский вербализм 1.4. Уход от деятельности. 1.5. Дети с задержкой психического развития. 1.6. Одарённые дети. 2. Решение практических задач и ситуаций. 3. Составление психолого-педагогических рекомендаций для родителей детей с особыми вариантами детского развития.
Рекомендуемая литература: 1. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под редакцией Т.В. Лавренёвой. – М.: Новая школа, 1996. – 144с. СЗ–4. Виды деятельности детей как факторы психического развития Цель: Учить обобщению знаний о значении различных видов деятельности на психическое развитие ребенка. Формировать умения связывать теоретические знания студентов с практикой педагогической деятельности. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности развития бытовой деятельности ребенка. 1.1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве и раннем возрасте. 1.2. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте. 2. Особенности развития трудовой деятельности 2.1. Развитие предпосылок к трудовой деятельности в раннем возрасте. 2.2. Развитие трудовой деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте. 3. Особенности развития конструктивной деятельности 3.1. Особенности развития конструктивной деятельности в раннем возрасте 3.2. Особенности развития конструктивной деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте 4. Особенности развития изобразительной деятельности дошкольника. 4.1. Предпосылки изобразительной деятельности в раннем возрасте. 4.2. Особенности изобразительной деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте. Рекомендуемая литература: 1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. Для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия». – 1998. 2.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с. 3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд. УРАО, 1997. – 176с 4. Люблинская А.А. Детская психология. - М., «Просвещение», 1972.– 256с. 5. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Изд. Академия, 1998. – 456с. 6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 336с. 7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000. 8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1981. 9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990. 10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.- М., 1995. СЗ – 5. Особенности художественно-речевого развития ребенка Цель: Дополнить знания студентов о речевом онтогенезе. Закрепить умения систематизировать знания по предложенным основаниям. Вопросы для обсуждения: I. Художественная деятельность дошкольника 1. Детский рисунок как продукт художественного творчества. 2. Этапы творческого акта в изобразительной деятельности дошкольника. 3. Динамика развития изобразительной деятельности в раннем и дошкольном возрасте. 4. Механизм влияния изобразительной деятельности на психическое и личностное развитие ребенка. II. Речевая деятельность ребёнка. 5. Особенности развития словаря и грамматического строя речи. 6. Развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи. 7. Развитие основных функций речи. 8. Роль сказки в развитии ребёнка. 9. Анализ основных теорий: А). Выготский Л.С. Мышление и речь). Б). Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. Рекомендуемая литература: 1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.- С.5. 2. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1981. 3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990. 4. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.- М., 1995.- С.87 – 96. 5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.- С. 245 - 248. 6.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2003.- С. 290 - 298. 7.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. -М., 1982. 8. Выготский Л.С. Мышление и речь - Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982.- Т. 2. 9. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. – М., 1997. ПЗ – 3. Учебно-познавательная деятельность дошкольника. Цель: Дополнить знания студентов о развитии познавательных процессов личности ребенка. Учить на основе данных знаний подбирать учебно-дидактический материал для развития ребёнка. 1. Актуализация знаний. Блиц-опрос. 2. Особенности сенсорного развития ребёнка младшего и старшего дошкольного возраста. 3. Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов ребёнка. 2. Ярмарка педагогических идей. 2.1. Работа в группах по определению основных целей учебно-познавательной деятельности ребенка. 2.2. Защита творческих проектов. 2.3. Решение практических задач. III. Подведение итогов занятия. Рекомендуемая литература: 1. И.А. Барташникова. Учитесь играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5–7 лет / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. – Харьков: Филио, 1997. – 412 с. 2. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студентов сред. пед. учеб. Заведений / Под. Ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. / cтереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.–160 с. 3. Житникова Л.М. Учите запоминать: пособие для воспитателя дет. Сада. – 3– изд., допол. / Л.М. Житникова. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с. СЗ-6. Тема: Формирование личности в дошкольном возрасте Цель: Дополнить знания студентов об особенностях развития личности в онтогенезе. Учить практическому использованию знаний в педагогической деятельности. Вопросы для обсуждения: 1. Факторы и механизмы развития личности. 2. Особенности развития личности ребенка в раннем возрасте. 3. Особенности развития личности ребенка в младшем дошкольном возрасте. 4. Особенности развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. 5. Возрастные кризисы и их характеристика. 6. Семья как условие социализации ребенка. Рекомендуемая литература: 1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. Для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия». – 1998. – С. 169-174. 2. Выготский Л.С. Психология развития человека.- М.: Изд-во Смысл; Изд. – Эксмо, 2004. – 1136с. 3. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с. 6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд. УРАО, 1997. – 176 с. 7. Люблинская А.А. Детская психология. - М., «Просвещение», 1972.– 256с. 8. Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995. 9. Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В. Петровского). - М., 1979. 10. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. – М., 1997. 11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000. 12. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 336с. СЗ-7. Тема: Особенности общения в младшем и старшем дошкольном возрасте Цель: Дополнить знания студентов об общении как факторе в психическом и личностном развитии ребёнка. Учить анализировать научный материал по предложенным основаниям. Вопросы для обсуждения: 1. Общение в младшем и среднем возрасте. 1.1. Особенности общения детей с родителями. 1.2. Особенности общения в игре. Ребёнок в группе сверстников. 1.3. Общение и речь. 1.4. Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка. 2. Общение в старшем дошкольном возрасте. 2.1. Особенности общения с родителями и другими взрослыми. 2.2. Особенности общения в игре. Ребёнок в группе сверстников. 2.3. Общение и речь. 2.4. Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка. 2.5. Общение мальчиков и девочек. 2.7. Рузская А.Г. Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками (хрестоматия). 2.8. Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность (хрестоматия). Рекомендуемая литература: 1. Венгер Л.А. Психология: Учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 336с. 2. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: и Издательский центр «Академия», 1997. – С. 6-25. СЗ-8. Тема: Психологическая готовность ребенка к школе. Цель: Систематизировать знания студентов о готовности ребенка к школе. Учить практическому использованию знаний в педагогической деятельности. Вопросы для обсуждения: 1. Психологические особенности ребенка шестилетнего возраста. 2. Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе. 3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе. 4. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Литература 1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребёнок идёт в школу. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1996. 2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000. 3. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста. – Минск, «Універсітєцкае», 1999.– 315с. 4. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребёнок: психологическая готовность к школе. – М., 1991. 5. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. – М., 1998. 6. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. – М., 2001. 7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «академія», 1997. – 336с.
|