![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема. 1.1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплинаСтр 1 из 14Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Фармацевтический колледж
Специальность 060501 Сестринское дело Квалификация Медицинская сестра
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ По дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»
Согласовано на заседании ЦМК № протокола ……………. «___»____________ 2015 г.
Председатель ЦМК Сестринское дело ………………Черемисина А.А.
Составитель: ………… Корман Я.В.
Красноярск 2015 Лекция 1 Тема. 1.1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина План лекции: 1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья, воздействия социальных условий и факторов внешней среды, образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения. 2. Проблемы социальной политики в стране. Основы политики отечественного здравоохранения. Законодательная база отрасли. Проблемы здравоохранения в важнейших общественно-политических, государственных документах (Конституция РФ, Законодательные акты, решения, постановления и др.). 3. Здравоохранение как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения. Основные направления реформы здравоохранения.
Блок информации: Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья, воздействия социальных условий и факторов внешней среды, образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения. Соотношение социального и биологического в медицине. Основные теоретические концепции медицины и здравоохранения.
Роль дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в практической деятельности врача стоматолога, органов и учреждений здравоохранения, в планировании, управлении, организации труда в здравоохранении. Основные методы исследования дисциплины: статистический, исторический, экспериментальный, социологический, экономико-математический, моделирования, метод экспертных оценок, эпидемиологический и др.
Возникновение и развитие социальной гигиены и организации здравоохранения (общественной медицины) в зарубежных странах и в России.
Проблемы социальной политики в стране. Основы политики отечественного здравоохранения. Законодательная база отрасли. Проблемы здравоохранения в важнейших общественно-политических, государственных документах (Конституция РФ, Законодательные акты, решения, постановления и др.). Здравоохранение как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения. Основные направления реформы здравоохранения.
Теоретические аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии. Этические и деонтологические традиции отечественной медицины. Биоэтика в деятельности врача стоматолога: порядок применения новых методов профилактики, диагностики и лечения, проведение биомедицинских исследований и др. Здоровье как объект службы здравоохранения. Уровни здоровья: 1. Здоровье отдельного человека - индивидуальное. 2. Здоровье групп людей – коллективное. Здоровье малых групп (социальная, этническая, профессиональная принадлежность). Здоровье населения по принадлежности к административно-территориальной единице (население города, села, района). Общественное здоровье - здоровье общества, популяции в целом (государственный, общемировой масштаб). 1. Определение понятия - здоровье индивидуума. В устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) включено определение здоровья как состояния полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.[1] Для практического использования мы будем использовать определение здоровья как состояние человека, имеющее физические, психологические и социальные параметры, каждый из которых может быть представлен в виде континуума с положительным и отрицательным полюсами[2]. Положительный полюс (хорошее здоровье) характеризуется способностью выдерживать воздействия неблагоприятных факторов, а отрицательный полюс (плохое здоровье) характеризуется болезненностью и летальностью. Индивидуальное здоровье оценивается по субъективным (самочувствие, самооценка) и объективным (отклонение от нормы, отяжеленная наследственность, наличие генетического риска, резервные возможности, физическое и психическое состояние) критериям. При комплексной оценке индивидуального здоровья население подразделяется на группы здоровья: 1 группа - здоровые лица (не болевшие в течение года или редко обращающиеся к врачу без потери трудоспособности); 2 группа - практически здоровые лица с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями или редко болевшие в течение года (единичные случаи острых заболеваний); 3 группа - больные с частыми острыми заболеваниями (более 4х случаев и 40 дней нетрудоспособности в году); 4 группа - больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (компенсированное состояние); 5 группа - больные с обострением длительно текущих заболеваний (субкомпенсированное состояние). 2. Определение понятия – общественное здоровье. Определения, данные Минздравом РФ: Общественное здоровье - медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Здоровье населения - медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определённых социальных общностей. Основу оценки состояния общественного здоровья составляет учет и анализ: -числа случаев заболеваний, травм и отравлений выявленных впервые или обострившихся случаев хронической патологии; -числа инвалидов впервые установленных и всего состоящих на учете; -числа случаев смерти; -данных физического развития. 3. Факторы, обуславливающие здоровье населения. Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход. В отличие от непосредственных причин возникновения и развития заболеваний, факторы риска создают неблагоприятный фон, т.е. способствуют возникновению и развитию заболевания. Однако следует учитывать, что эти категории тесно взаимосвязаны друг с другом. Ю.П. Лисицин (1989 г.) определил, что влияние факторов определяющих здоровье соотносится в следующей пропорции: -на долю образа жизни приходится 50-55%; -на внутренние наследственно-биологические факторы (предрасположенность к наследственным заболеваниям) - 18-22%; -на факторы окружающей среды (загрязнение воздуха, воды, почвы канцерогенными и другими вредными веществами, резкая смена атмосферных явлений, радиационное излучение, географическое расположение местности) - 17-20%; -уровень развития ЗО (обеспечение населения лекарственными препаратами, качество и своевременность оказания медицинской помощи, развитие материально- технической базы, проведение профилактических мероприятий) - 8-12 процентов. 3.1. Образ жизни – главный фактор, обусловливающий здоровье. Образ жизни квалифицируется как система наиболее существенных, типичных характеристик способа деятельности или активности людей, в единстве ее количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений. Образ жизни обобщает, включает в себя четыре категории: экономическую – «уровень жизни», социологическую – «качество жизни», социально-психологическую – «стиль жизни» и социально-экономическую – «уклад жизни». 1.Уклад жизни это условия, в которых происходит жизнедеятельность людей (общественная и культурная жизнь, быт, трудовая деятельность). 2.Стиль жизни - индивидуальные особенности поведения, проявления жизнедеятельности, активности, образа и стиля мышления. 3.Уровень жизни - характеризует размер и структуру материальных потребностей человека (количественная категория). 4.Качество жизни[3] (КЖ) понятие многомерное в своей основе, многофакторное и в широком смысле определяется как степень возможности реализации материальных и духовных потребностей человека.
|