Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Помпейские фрески. Декорация виллы Мистерий.
Фрески Помпеи – выдающийся памятник монументальной живописи римского времени. Древний город Помпеи исчез под слоем пепла внезапно, в результате извержения Везувия в августе 79 г. н.э. Часть жителей древнего города погибла, не успев покинуть умирающий город. Эта трагедия двухтысячелетней давности сегодня превращена в знаменитейший под открытым небом музей Помпеи. В целом, фрески Помпеи подразделены на четыре стиля. «Инкрустационный» стиль фресок Помпеи (2 в. до н. э. – начало 1 в. до н. э.) имитирует мраморную облицовку. Мастера фресок «архитектурно-перспективного» стиля (в основном около 80 г. до н. э. – около 30 г. до н. э.) создавали иллюзию архитектурного изображения, включавшего пейзажи, мифологические сцены. «Орнаментальный» стиль фресок Помпеи (первая половина I в. н. э.) характеризуется симметрическими орнаментальными композициями, включающими мифологические сцены и пейзажи. Начиная приблизительно с 63 года до начала 2 века во фресках Помпеи господствовало изображение фантастических архитектурных строений. Сохранившиеся фрески и скульптура Помпеи являются ценным источником сведений о жизни римской провинции в 1 в. н.э. Вилла Мистерий (итал. Villa dei Misteri) — одна из помпейских вилл (за городскими воротами), наиболее сохранившихся при извержении Везувия в 79 г. Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда. Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани. С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий, из него, а также частично из перистиля, двери вели в многочисленные комнаты, украшенные фресками во втором и третьем стилях. Вилла открывалась к морю террасой-ротондой с двумя портиками по сторонам. На плоской крыше аркады, окружавшей с трёх сторон виллу были обнаружены остатки Висячего сада. Сложение иконографии христианского искусства. Основные понятия раннехристианского искусства. Позднеантичная и раннехристианская скульптура. Живопись катакомб. Ставя перед собою задачу дать представление о сложении иконографического канона, надо по крайней мере схематично представить основные этапы в его формировании, от раннехристианского периода до послеиконоборческого: времени усвоения его восточными славянами в эпоху Крещения Руси. Говоря иными словами, следует учесть то основное, что предшествовало проникновению византийского искусства в Восточную Европу. Возникновение христианского образа традиционно связывается со стенописями римских катакомб, а церковным Преданием относится к земной жизни Христа, к образу, который известен как Нерукотворный Спас; древнейшие упоминания принадлежат к VI в., а списки датируются тем же и более поздним временем7. Научные гипотезы о начале и развитии иконопочитания учитывают как данные письменных источников, так и сохранившиеся произведения, относящиеся к доиконоборческому периоду8. По ним можно заключить, что в течение VI–VII вв. иконопочитание знает как нападки, отрицания, так и апологии, важным аргументом которых являются именно нерукотворные иконы. Общеизвестно, что почитанию икон в целом предшествовало почитание креста и мощей. Если во II–III вв. в христианской иконографии преобладают символические изображения, то в IV в. предпочтение отдаётся уже мыслимым как портретные, известным с апостольского времени: для включения входящих в состав апсидальных композиций образов нужна была устойчивая традиция и, следовательно, невозможно отрицать существование более ранних прототипов9. Формально только обращением к портретам Христа, Апостолов, Богоматери, святых объяснима типологическая стабильность в течение последующего времени христианской иконографии, что убедительно показал А. Н. Грабар10. В частности, сохранились свидетельства о помещении в местах почитания различных святых их портретов, согласно античному обычаю, и эта традиция позже сохраняется на Руси11. Следовательно, отвращение первых христиан к языческому искусству никак не распространялось на изображения Христа, Богоматери и святых.
|