Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Руанский собор
Руанский собор действительно невероятно красив. В период с 1876-го по 1880 год Руанский собор был самым высоким зданием в мире. Его могучие и в тоже время изящные стены притягивают взгляд какой-то необыкновенной, мистической красотой. Чтобы оценить размеры такого величественного сооружения, приходится сильно задирать голову. Стрельчатому 152-метровому шпилю Руанского собора XII века вообще нет равных. Некоторые окна собора до сих пор украшены витражами XIII века, ставшими знаменитыми благодаря специфическому голубому цвету, известному как " шартрский голубой". Об этих удивительно красивых витражах писал Флобер в романе " Госпожа Бовари". Левую башню собора построили в эпоху ранней готики, а правая была завершена лишь в XVI веке. На территории собора погребено сердце короля Ричарда Львиное Сердце, в то время как внутренности великого короля были погребены в церкви замка Шалю-Шаброль в Лимузене. Каменный саркофаг венчает скульптурное изображение Ричарда, а на боковой стенке саркофага на латыни высечено его имя. Сам город Руан невероятно интересен и богат историческими ассоциациями: здесь умер Вильям Завоеватель в 1087 году, здесь же была сожжена на костре Жанна д’Арк. В этом городе жили и работали писатели Пьер Корнель, Гюстав Флобер и гений импрессионистов Клод Моне, столь любивший рисовать собор. Во времена расцвета готики, Руан был резиденцией сказочно богатых нормандских герцогов, которые почти не зависели от французских королей. 47. Готический алтарный образ. Проторенессансные тенденции в Италии В развитии раннего итальянского искусства большая роль принадлежала итальянским городам, тесно связанным с укреплением цехов, с ростом влияния ремесленных и купеческих кругов. Они, по существу, и были главной силой, вступавшей в борьбу с феодальной знатью. Ярче всего эти процессы выявились во Флоренции; в других городах социальные сдвиги происходили в менее решительных формах. Так было в Сиене, в искусстве которой были сильнее выражены элементы средневекового мировосприятия, и в других центрах. Церковь, несмотря на отдельные отступления от своих позиций, все же продолжала оказывать большое влияние на культуру дученто (то есть XIII в.), религия по-прежнему оставалась существенной частью мировоззрения. Однако новые идеи, подобно свежему роднику, все же пробивались из-под пластов средневекового мировоззрения. Для художественной культуры дученто характерен тот факт, что темпы развития архитектуры, живописи и скульптуры не совпадали. Ранее всего – с 1260-х гг. – искусство Проторенессанса проявилось в скульптуре, основоположником которой выступил Никколо Пизано. С 1290-х гг. начинается подъем проторенессансной живописи, сначала в творчестве Каваллини, а затем Джотто. Но если у мастеров изобразительного искусства, при всех их индивидуальных отличиях, внутренняя общность и черты нового, заложенные в их произведе-ниях, выражены чрезвычайно ярко, то в зодчестве рассматриваемого периода эти качества не получили столь очевидного воплощения, хотя и здесь можно проследить весьма важные сдвиги. Архитектура Проторенессанса не обладала большой степенью стилевого единства. Расцвет тосканского инкрустационного стиля, в котором столь ярко выступила античная подоснова, был уже позади. Инкрустационный стиль – направление в романской архитектуре Италии, развивав-шееся в Тоскане в XI-XIII вв. Постройки этого стиля гармоничны по пропорциям, снаружи и внутри богато украшены узорами из цветных мраморов (геометрический орнамент, изображения ордерных элементов) и расчленены по античному образцу колоннами, несущими арки. С середины XIII в. в культовом зодчестве начинают укореняться формы готики, в гражданском – продолжают сохраняться и развиваться элементы романской архитектуры, но в эти формы вливается в значительной мере новое содержание, порожденное именно проторенессансным этапом развития художественной культуры. Даже в классических образцах итальянской готики – фасаде Сиенского собора, сооруженного по проекту Джованни Пизано (1284 – ок. 1377), и в соборе в Орвьето (начат в 1285-1290-х гг.) – слабо выражен столь характерный для этого стиля взлет ввысь, а спиритуализация архитектурных форм уступила место декоративному богатству и почти ювелирной тонкости в отделке. В самой же Флоренции возникли сооружения, овеянные новым духом. Уже в такой ранней постройке, как церковь Санта Тринита (начата в 1258 г., закончена не позднее 1290-х гг.), создателем которой был, очевидно, Никколо Пизано, явственно выражены телесность архитектурных масс, простота и ясная логика членений, нейтрализующие звучание собственно готических форм.
|