Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Курсовая работа. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

 

    ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА  

Малышева Екатерина Руслановна

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Финансы»

Специальность «Мировая экономика»

 

Очной формы обучения

 

  Студент группы Б1201ама   _________________ (подпись)  
  Руководитель _______________ Жабыко Л. Л. (подпись) (и.о.ф)  
   
     

г. Владивосток

Становление и развитие налоговой системы

 

 

В настоящее время налоговые органы Республики Беларусь (далее - Беларусь) включают центральный аппарат Министерства по налогам и сборам, территориальные инспекции по областям, районам, городам и районам в городах.

За десятилетний период налоговые органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти- Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения.

В Беларуси систему налогообложения, ориентированную на рынок, ввели в 1992 г. Эта система включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, а также 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды.

Были установлены следующие основные налоги:

- налоги на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо);

- на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц);

- имущественные налоги на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи);

- взносы на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты и содействия занятости);

- налоги в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налоги на экспорт и импорт).

Кроме того, были введены такие целевые платежи: " чернобыльский" налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, отчисления в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов.

Установленные размеры ставок основных налогов находились в пределах, соответствующих мировой практике. Исключение составляли лишь некоторые акцизы и подоходные налоги с предприятий по отдельным видам деятельности.

Законом " О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" устанавливался круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставления льгот. С начала 1994 г. в закон включены положения о том, что все вопросы налогообложения должны регулироваться исключительно актами специального налогового законодательства, а с 1994 г. введен обязательный учет и государственная регистрация налогоплательщиков. В том же году был принят закон, регламентирующий деятельность государственной налоговой инспекции.

Существенные коррективы внесены в налоговое законодательство в 1996 г. Применяемая в стране система налогов к этому периоду менялась не менее 10 раз, не считая изменений в порядке и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов. Поэтому остро стоял вопрос о необходимости разработки проекта Налогового кодекса, который в настоящее время находится в стадии завершения. Разработка единого законодательного акта, регулирующего все стороны налоговых отношений, вызвана необходимостью формирования цельной и сбалансированной налоговой системы. Проект Налогового кодекса в существенной мере унифицирован с аналогичным российским документом, учитывает нормы действующих налоговых систем Казахстана и Кыргызстана, а также современные мировые принципы налогообложения.

 

Проект Налогового Кодекса в основном является документом прямого действия и состоит из трех частей: первой (общей) части, второй части, регламентирующей конкретные вопросы взимания общегосударственных налогов, сборов и отчислений, в которой каждому налоговому платежу посвящена самостоятельная глава, и третьей части, определяющей правовые вопросы уплаты местных налогов. Наряду с установлением общих принципов построения налоговой системы, вводится ряд понятий, имеющих большое значение для практики налогообложения.

Все налоги, сборы и отчисления, уплачиваемые юридическими лицами, по источнику их уплаты можно разделить на несколько групп:

- налоги, сборы и отчисления, включаемые в выручку от реализации продукции (работ, услуг);

- платежи, уплачиваемые из доходов;

- платежи, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

- платежи, уплачиваемые за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков.

Кроме того, можно выделить в отдельные группы налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности, и специальные налоговые режимы.

В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 26 видов налогов и других платежей в бюджет. В зависимости от выполняемых функций и источника уплаты они могут быть объединены в 7 укрупненных групп:

1) налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- местные налоги и сборы от выручки;

- отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог;

- целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда;

2) налоги на прибыль и доходы, к которым относятся:

- налог на прибыль;

- налог на дивиденды и приравненные к ним доходы;

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

- налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности);

3) налог на недвижимость;

4) налог на приобретение автотранспортных средств и местные налоги и сборы (кроме налогов с продаж и сборов за услуги, включаемых в выручку), за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков; оффшорный сбор, относимый на финансовые результаты плательщиков;

5) налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся:

- чрезвычайный налог и обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости, уплачиваемые единым платежом от фонда заработной платы;

- земельный налог;

- экологический налог;

- плата за проезд по автомобильной дороге Брест - Минск - граница Российской Федерации (М1/Е30);

- плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств;

- плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде;

- плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню;

6) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения;

7) прочие сборы.

 

Порядок и условия предоставления налогового кредита, отсрочки, рассрочки

 

 

Законодательство требует от плательщиков аккуратно вносить в бюджет причитающиеся с них платежи, строго соблюдая установленные сроки уплаты.

Вместе с тем, деятельность предприятий может сопровождаться острой финансовой напряженностью, что характерно в мире бизнеса. Зачастую неизбежна опасность денежных потерь, обусловленная финансовыми рисками. В силу различных причин у плательщика может образоваться задолженность перед бюджетом. Если причины временной неплатежеспособности плательщика признаются уважительными, сроки исполнения его налоговых обязательств могут быть изменены, т. е. отнесены на более поздний срок. Изменение сроков допускается как по всей сумме задолженности, так и по ее части.

Изменение сроков исполнения налогового обязательства реализуется на практике путем предоставления: налогового кредита, отсрочки или рассрочки платежа. При этом плательщик получает возможность рассчитаться с бюджетом в более поздний срок.

Налоговый кредит предоставляется по налогам, срок уплаты которых еще не наступил, отсрочка, рассрочка платежей - по уже образовавшейся задолженности.

Налоговый кредит имеет целевое назначение и предоставляется в целях временного пополнения собственных оборотных средств субъекта хозяйствования, стабилизации его финансового состояния и используется для расширения (развития) производства. Отсрочка, рассрочка по своему экономическому содержанию является мерой временной финансовой поддержки налогоплательщика.

Налоговый кредит предоставляется только юридическим лицам, рассрочка и отсрочка - как юридическим, так и физическим лицам-плательщикам.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока исполнения налогового обязательства и предоставляется с учетом финансового состояния плательщика, фактических результатов работы за отчетный период, а также хода исполнения бюджета.

Проценты по налоговому кредиту уплачиваются за счет того же источника, из которого платится налог, по которому предоставлен кредит. Проценты начисляются на фактические суммы налогов, подлежащие уплате плательщиком за период действия налогового кредита.

В течение бюджетного года налоговый кредит не может быть продлен или вторично предоставлен по тем же основаниям юридическому лицу, получившему кредит.

 

 

Основные бюджетообразующие налоги

 

 

Налог на добавленную стоимость

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) - основной вид косвенного налога, был введен в 1992 г. вместо налога с оборота и налога с продаж, доставшихся в наследство от налоговой системы СССР. Первоначально ставка налога составляла 28%. В последующем снижена до 20% и в качестве доходных источников бюджета налогу отведено первое место. Более 30% всего государственного бюджета формируется за счет этого налога.

Вступление Беларуси в Таможенный союз оказало влияние на практику исчисления НДС на импортируемые товары.

Согласно действующему в республике законодательству НДС является косвенным налогом, который включается в отпускную цену товара, услуг или работ. НДС облагаются обороты по реализации товаров или услуг, а также стоимость ввозимых на территорию республики товаров.

Плательщиками налога являются:

- юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет;

- стороны договора простого товарищества (участники договора о совместной деятельности), которым поручено ведение общих дел или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения;

- индивидуальные предприниматели;

- предприятия и физические лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Беларуси.

Резиденты свободных экономических зон (СЭЗ) уплачивают налог на добавленную стоимость с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами по созданию СЭЗ.

Объектами налогообложения являются:

- обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Беларуси (за исключением оборотов по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость), в том числе;

- обороты по реализации товаров (работ, услуг), используемых внутри предприятия для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения;

- обороты по реализации товаров (работ, услуг), реализуемых своим работникам, включая обороты по реализации в порядке натуральной оплаты труда;

- обороты по обмену товарами (работами, услугами);

- обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), за исключением следующих случаев безвозмездной передачи:

1) имущества предприятия его правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этого предприятия;

2) имущества предприятия его учредителю (участнику) в размере, не превышающем размер вклада (взноса) этого учредителя (участника), при ликвидации этого предприятия либо при выходе учредителя (участника) из этого предприятия;

3) имущества государственным органам, в том числе местным исполнительным и распорядительным органам;

4) имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, государственным предприятиям (включая коммунальные предприятия) по решению собственника или уполномоченного им органа;

5) имущества в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа;

6) имущества предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества на осуществление хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;

7) жилых помещений в домах государственного или общественного жилищного фонда при их приватизации гражданами Беларуси.

При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) плательщиком налога на добавленную стоимость является сторона, их передающая.

Не признаются реализацией товаров:

- отчуждение имущества в результате реквизиции, конфискации или передача права собственности на имущество в результате наследования, а также принятие государством бесхозяйного имущества и кладов;

- передача предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства в случаях, предусмотренных законодательством Беларуси;

- передача лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю: обороты по реализации услуг по сдаче объекта в лизинг; выкуп объекта лизинга по выкупной стоимости;

- передача арендодателем объекта аренды арендатору: обороты по реализации услуг по сдаче объекта в аренду; выкуп объекта аренды по выкупной стоимости.

Обороты по реализации товаров (работ, услуг) также включают:

- обороты по реализации услуг по изготовлению товаров из давальческого сырья (материалов) и обороты по прочему выбытию основных средств;

- обороты по реализации товаров (работ, услуг) за пределы Беларуси;

- товары, ввозимые на таможенную территорию Беларуси (за исключением товаров, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Беларуси).

Под оборотами от реализации для целей налогообложения понимается продажа, обмен, безвозмездная передача, использование товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения, натуральная оплата труда работников, передача предмета залога залогодателем залогодержателю. Данное положение не распространяется на передачу товаров по договору займа, за исключением случаев изменения существенных условий этого договора.

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

Ставки налога. При исчислении НДС применяются следующие ставки:

1. 0% (ноль) - при реализации:

1.1) экспортируемых товаров, работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров;

1.2) экспортируемых строительных работ, транспортных услуг, услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

1.3) работ (услуг), непосредственно связанных с транспортировкой через таможенную территорию Беларуси товаров, перемещаемых транзитом через территорию Беларуси. Основанием для применения ставки налога в размере 0% при реализации указанных работ (услуг) является представление в налоговый орган налогоплательщиком документов, подтверждающих выполнение (оказание) этих работ (услуг), с указанием реквизитов документа контроля доставки товаров, на основании которых осуществляется перемещение транзитом (кроме трубопроводного транспорта). При неподтверждении таможенными органами Беларуси факта перемещения транзитом по этим таможенным документам нулевая ставка налога не применяется.

Применение нулевой ставки означает полное освобождение от НДС реализации товаров (работ, услуг) путем вычета (зачета, возмещения) сумм налога, уплаченных при приобретении сырья, материалов, оборудования и других производственных ресурсов, использованных при производстве этих товаров (работ, услуг).

По сложившейся практике, в Беларуси применяется смешанная система взимания косвенных налогов.

Обложение налогом на добавленную стоимость экспорта товаров в страны дальнего зарубежья и Прибалтики осуществляется по принципу " страны назначения", т. е. применяется нулевая ставка НДС (0%).

Важным элементом при исчислении НДС по нулевой ставке является порядок применения налоговых вычетов.

В этой связи следует учитывать, что согласно ст. 16 Закона Республики Беларусь " О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь " О налоге на добавленную стоимость" вычеты сумм налога при реализации экспортируемых товаров, работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров, осуществляются только при наличии документального подтверждения фактов вывоза этих товаров (работ, услуг) за пределы Беларуси.

При реализации экспортируемых строительных работ, транспортных услуг, услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) вычеты осуществляются при условии выполнения этих работ или услуг на основании соответствующего договора, заключенного с иностранным юридическим или физическим лицом, и поступления выручки за реализованные работы или услуги в свободно конвертируемой валюте и российских рублях на счета предприятий и индивидуальных предпринимателей в банках Беларуси.

При реализации этих работ и услуг не на основании договора с иностранным юридическим или физическим лицом и (или) отсутствии поступления выручки за реализованные работы или услуги в свободно конвертируемой валюте (СКВ) и российских рублях на счета предприятий и индивидуальных предпринимателей в банках Беларуси вычеты более сумм налога, исчисленного по реализации, не допускаются.

Налоговая ставка ноль процентов применяется также при экспорте в дальнее зарубежье, страны Прибалтики и в государства - участники СНГ:

- работ (услуг) по сопровождению, погрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

- строительных работ, транспортных услуг, услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

- работ (услуг), непосредственно связанных с транспортировкой через таможенную территорию Беларуси товаров, перемещаемых транзитом через территорию Беларуси.

Со всеми государствами-участниками ЕврАзЭС, кроме Российской Федерации, в отношении экспорта-импорта товаров (работ, услуг) применяется принцип " страны назначения";

2. 10% (десять):

2.1) при реализации предприятиями и индивидуальными предпринимателями продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.

Уплата НДС колхозами, совхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, межхозяйственными предприятиями и организациями, сельскохозяйственными кооперативами, подсобными сельскими хозяйствами предприятий и организаций, другими сельскохозяйственными формированиями при реализации указанной продукции производится по ставке в размере 10%;

2.2) при реализации предприятиями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров Беларуси. При производстве этих товаров из давальческого сырья (материалов) ставка 10% применяется как оказывающими услуги по производству указанных товаров путем переработки (доработки, иной трансформации) этого сырья (материалов), так и собственниками сырья (материалов) и готовой продукции.

Данные положения распространяются на реализацию указанных товаров (продукции) всеми предприятиями и индивидуальными предпринимателями;

2.3) при реализации предприятиями - изготовителями товаров (работ, услуг), производимых с применением новых и высоких технологий, по перечню, определяемому Советом Министров Беларуси;

2.4) при реализации населению услуг по изготовлению и ремонту одежды и обуви, ремонту часов, сложной бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, услуг парикмахерских, бань, прачечных и химчисток. Указанные виды работ и услуг облагаются по ставке 10% только при их оплате населением;

2.5) при ввозе на таможенную территорию Беларуси продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров Беларуси.

Налоговая ставка в размере 10% применяется только при налогообложении товаров (работ, услуг), указанных в данном пункте, реализуемых на территории Беларуси. При реализации указанных товаров (работ, услуг) за пределами Беларуси их налогообложение производится с применением налоговой ставки в размере 20%, если иное не установлено п. 1; 3. 20% (двадцать):

3.1) при реализации товаров (работ, услуг), не указанных ранее;

3.2) при ввозе товаров на таможенную территорию Беларуси, продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров Беларуси.

4. Расчетные ставки 9, 09% и 16, 67% применяются при:

4.1) реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС;

4.2) получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг);

4.3) реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц.

Налогоплательщики ежемесячно представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию.

Налоговая декларация (расчет) представляется налогоплательщиком независимо от того, имеются ли у него обязательства по уплате налога за соответствующий налоговый период.

 

Акцизы

 

В налоговой системе Беларуси с 1992 г. в качестве одной из форм косвенного налогообложения применяются акцизы на отдельные группы товаров.

Акцизы играют значительную роль в формировании государственного бюджета Беларуси: на их долю приходится 16% всех доходов бюджета.

Как и НДС, акциз является регулирующим налогом: платежи по нему распределяются в установленных законодательно размерах между республиканским и местными бюджетами.

Плательщиками акцизов являются:

- юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица); филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) или иной счет; участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения;

- индивидуальные предприниматели:

а) производящие подакцизные товары;

б) ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Беларуси и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Беларуси подакцизные товары.

 

Объект обложения. Объектом обложения акцизами в зависимости от вида установленных ставок акцизов являются:

а) по произведенным в Республике Беларусь подакцизным товарам:

- объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении в случае применения твердых (специфических) ставок акцизов;

- стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов в случае установления адвалорных ставок акцизов;

б) по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь:

- объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении в случае применения твердых (специфических) ставок акцизов;

- таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление, по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

База обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

а) по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Беларуси, в отношении которых установлены:

- твердые (специфические) ставки акцизов - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

- адвалорные (процентные) ставки акцизов - как таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление;

б) при реализации ввезенных на таможенную территорию Беларуси подакцизных товаров, в отношении которых установлены:

- твердые (специфические) ставки акцизов - как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении, при ввозе которых на таможенную территорию Беларуси уплата акцизов не производилась;

- адвалорные (процентные) ставки акцизов - как стоимость (без учета акцизов) реализованных подакцизных товаров;

в) по произведенным подакцизным товарам, в отношении которых установлены:

- твердые (специфические) ставки акцизов - как объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении;

- адвалорные (процентные) ставки акцизов - как стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен, без учета акцизов;

г) по подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья на территории Беларуси, в отношении которых установлены:

- твердые (специфические) ставки акцизов - как объем произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров в натуральном выражении;

- адвалорные (процентные) ставки акцизов- как стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен, без учета акцизов на аналогичные товары собственного производства (из собственного сырья) на момент передачи готовых товаров, при их отсутствии - исходя из рыночных цен, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде;

д) по подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья за пределами территории Беларуси, в отношении которых установлены:

- твердые (специфические) ставки акцизов - как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении;

- адвалорные (процентные) ставки акцизов- как стоимость (без учета акцизов) реализованных подакцизных товаров;

е) при натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, при обмене с участием подакцизных товаров, при их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных, использовании подакцизных товаров на собственные нужды, в отношении которых установлены:

- твердые (специфические) ставки акцизов - как объем таких товаров;

- адвалорные (процентные) ставки акцизов - как стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен, без учета акцизов на аналогичные товары собственного производства на момент передачи готовых товаров, при их отсутствии - исходя из рыночных цен, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде.

При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары. Для определения облагаемого оборота:

а) по товарам, на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, принимается стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из:

- отпускных цен с включением в них суммы акцизов (включая товары, производимые из давалъческого сырья за пределами Республики Беларусь);

- максимальных отпускных цен, применяемых предприятием на аналогичные товары собственного производства на момент передачи (отгрузки) готовых товаров, а при их отсутствии исходя из рыночных цен, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде, на подакцизные товары, производимые на территории Беларуси из давальческого сырья, а также при натуральной оплате труда подакцизными товарами, использовании на собственные нужды, при обмене с участием подакцизных товаров, при их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных.

б) по товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, принимается объем таких товаров. Подакцизные товары, облагаемые по нулевым ставкам:

а) спирт-сырец из пищевого сырья, отпущенный на ректификацию предприятиям Беларуси;

б) спирт ректификованный, отпущенный предприятиям Беларуси на производство алкогольной продукции, сброженно-спиртованных плодово-ягодных соков (виноматериалов), уксуса;

в) спиртосодержащие растворы (настои, экстракты, ароматизированные спирты), отпущенные предприятиям Беларуси на производство безалкогольных напитков.

Существует ряд товарных позиций, которые освобождены от уплаты акцизов. К ним относятся: спиртосодержащие растворы с денатурированными добавками, коньячный спирт и виноматериалы, спирт, отпущенный для производства лекарственных препаратов предприятиям республики и другие. В случаях реализации или использования спирта не по целевому назначению эти предприятия уплачивают акцизы в установленном порядке.

Акцизы не уплачиваются также по подакцизным товарам, вывезенным за пределы республики. Исключение составляет вывоз в страны-участники СНГ или вывоз в порядке товарообмена. Сумма акцизов, подлежащая уплате по товарам, просходящим и ввозимым с территории стран-участниц СНГ, при условии взаимности в расчетах может уменьшаться на величину акцизного налога, уплаченного в стране происхождения.

Объектом налогообложения является доход физических лиц в денежной (денежных единицах Республики Беларусь и иностранной валюте) и натуральной форме, полученный в течение календарного года. При этом в качестве дохода физических лиц рассматриваются не только любые получаемые ими денежные средства и материальные ценности, но и оплаченные за счет средств юридических лиц, предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, включая лиц, занимающихся частной нотариальной деятельностью (далее - предприниматели), различного рода путевки, курсовки, абонементы, проездные билеты, медицинские или бытовые услуги, питание, экскурсии, обучение (за исключением обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров).

 

Налог на прибыль (доход) юридических лиц

 

В отличие от НДС и акциза налог на прибыль является прямым, так как его сумма полностью зависит от конечных финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Плательщиками налога на прибыль являются:

- юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица). Юридические лица вправе возложить уплату налога на прибыль на филиалы и другие структурные подразделения, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) или иной счет;

- участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел по этой деятельности или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения.

Участники договора о совместной деятельности, ведущие расчеты с бюджетом, обязаны пройти специальную регистрацию в государственной налоговой инспекции и представлять отдельный расчет по налогу на прибыль, получаемую от совместной деятельности. Им присваивается учетный номер налогоплательщика без права на открытие расчетного счета с признаком реквизита " статус налогоплательщика", принимающего значение " совместная деятельность".

Предприятия с иностранными инвестициями и организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство, а также получающие доходы от источников, находящихся на территории республики, уплачивают налог на прибыль в особом порядке, регламентируемом МНС РБ.

Объектом обложения налогом на прибыль является конечный финансовый результат предприятия, то есть балансовая прибыль, полученная налогоплательщиком в налоговом периоде. Она состоит из:

- прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

- прибыли от реализации иного имущества предприятия, включая основные фонды, нематериальные активы, товаро-материальные ценности;

- доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.

Для расчета фактической прибыли, облагаемой по полной ставке, балансовая прибыль уменьшается на сумму доходов, подлежащих обложению налогом на доходы (за вычетом суммы налога), налога на недвижимость в части основных производственных и непроизводственных фондов, льготируемой прибыли.

 

Ставки налога на прибыль.

25%- основная ставка налога на прибыль, предусмотренная Законом в 2000 г.

15%- пониженная ставка установлена для малых предприятий, осуществляющих производство товаров (работ, услуг), со среднегодовой численностью работающих в промышленности до 200 человек, в науке и научном обслуживании- до 100, в строительстве, общественном питании, бытовом обслуживании - до 50, в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек. Вторым обязательным условием для этой льготы является получение балансовой прибыли в пределах не более 5000 минимальных заработных плат в год. Эта ставка налога не действует для предприятий, получающих прибыль от совместной деятельности.

10% - по данной ставке облагается прибыль предприятий, научно-производственных объединений и других организаций агропромышленного комплекса, полученная от производственно-технического, транспортного и научного обслуживания, материально-технического обеспечения, ремонта и производства техники и оборудования, обслуживания оросительных и осушительных систем, полученная от оказания этих услуг предприятиям и организациям АПК.

7% - по данной ставке облагается прибыль подрядных строительных, ремонтно-строительных и других организаций АПК, полученная от строительства и ремонта производственных объектов АПК. При этом должен обеспечиваться раздельный учет затрат по указанным объектам.

Особый порядок расчета и уплаты налога на прибыль введен для юридических лиц, кроме иностранных, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) на территории республики за наличный расчет через розничную торговую сеть и магазины с площадью торгового зала не более 25 м, а также на рынках, ярмарках, выставках-продажах. Эти предприятия уплачивают налог на прибыль в фиксированных суммах.

Фиксированные суммы налога на прибыль дифференцируются в зависимости от объема товарооборота, ассортимента товаров (работ, услуг), месторасположения торгового объекта (места) и других особенностей данного вида деятельности.

Областными советами депутатов на основе базовых ставок налога по видам реализуемых товаров и объектам торговли устанавливаются фиксированные суммы налога на прибыль по каждому плательщику.

Отдельные виды доходов облагаются налогом на доход по ставке 15%. Объектом обложения этим налогом являются дивиденды и приравненные к ним доходы.

В случае, когда предприятие - налоговый резидент получает доходы из источников за пределами республики, оно обязано доначислить и в пятидневный срок со дня представления расчета внести в бюджет сумму превышения налога на доходы, рассчитанную в соответствии с налоговым законодательством, над суммой налога, исчисленной и уплаченной по месту нахождения источника дохода.

 

Особенности налогообложения иностранных юридических лиц и международные налоговые соглашения

 

 

Одной из проблем экономического сотрудничества Беларуси и зарубежных стран является выработка механизма налогового регулирования деятельности иностранных фирм. Налоговый режим зависит от правового статуса иностранного плательщика и осуществляется по принципу резидентства и территориальности.

Проблема двойного налогообложения возникает в силу того, что при осуществлении международной торговли и инвестиционной деятельности создаются ситуации, при которых один и тот же доход субъектов хозяйствования может попадать под налоговую юрисдикцию более чем одной страны. По мере расширения географии и объемов международной торговли и инвестиционной деятельности масштабы двойного налогообложения будут возрастать, если заинтересованные государства не будут своевременно принимать меры по их предотвращению или сужению путем заключения соответствующих соглашений и односторонних решений в законодательстве.

Одним из наиболее действенных методов решения данной проблемы является заключение межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения. Во всех соглашениях предусматривается применяемое на взаимной основе и при выполнении соответствующих условий полное или частичное освобождение отдельных видов доходов от налогообложения в одном из государств, а также процедура устранения двойного налогообложения. В законодательстве Беларуси, наряду с международными налоговыми отношениями, содержатся положения, в одностороннем порядке предусматривающие освобождение от двойного налогообложения. Эти положения не зависят от существования какого-либо договора.

Соглашения об избежании двойного налогообложения имеют прямое применение на территории Беларуси в силу действия Закона о подоходном налоге с граждан и Закона о налогах на доходы и прибыль. Если международным договором устанавливаются правила, отличающиеся от установленных этими законами, применяются положения международного договора.

Налогообложение иностранных юридических лиц в Беларуси зависит от того, осуществляют ли они свою деятельность через постоянное представительство и кто выплачивает доходы. В первом случае иностранные юридические лица являются плательщиками налога на прибыль. Инофирмы, не осуществляющие деятельность через постоянное представительство, получающие доходы из источников, находящихся на территории республики и являющихся ее резидентами, уплачивают налог на доходы.

Законом Республики Беларусь " О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций" предусмотрено, что под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается:

- обособленное структурное подразделение, учреждение, через которое осуществляется деятельность нерезидента на территории Беларуси; при этом под учреждением понимается место реализации товаров, производства продукции, место выполнения работ, оказания услуг;

- юридическое или физическое лицо Беларуси, оказывающее услуги нерезиденту на основе договора поручения, комиссии или аналогичных договоров в интересах и в пользу иностранного юридического лица.

При налогообложении иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность через постоянное представительство, необходимо учитывать наличие договора об избежании двойного налогообложения. Если такого договора нет, иностранное юридическое лицо платит налоги в полном объеме и может использовать лишь льготы, предусмотренные внутренним налоговым законодательством Беларуси. Наличие международного договора об избежании двойного налогообложения позволяет нерезидентам использовать положения, закрепленные в этом договоре.

Закон Республики Беларусь " О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций" определяет приоритет международного законодательства над национальным. Если международным договором установлены правила, отличающиеся от содержащихся в Законе, применяются правила международного договора.

Иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность на территории Беларуси, обязано встать на налоговый учет в налоговом органе по месту нахождения постоянного представительства без каких-либо исключений (независимо от того, будет ли в дальнейшем его деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет в соответствии с законодательством Беларуси и международными соглашениями).

Налогообложение прибыли нерезидента, осуществляющего деятельность через постоянное представительство, осуществляется аналогично белорусским предприятиям.

Объектом обложения является прибыль, полученная иностранным юридическим лицом через постоянное представительство на территории Беларуси.

При определении налогооблагаемой прибыли иностранного юридического лица, полученной через постоянное представительство, расположенное на территории Беларуси, иностранное юридическое лицо имеет право на льготы, предусмотренные законодательством Беларуси.

Прибыль иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство, облагается налогом по ставке 25%.

По ставке 15% облагаются инофирмы (кроме инофирм, занимающихся розничной торговлей), балансовая прибыль которых составляет в год не более 5000 минимальных заработных плат со среднегодовой численностью работающих в промышленности до 200 человек, в науке и научном обслуживании- до 100 человек, в строительстве и других отраслях производственной сферы, общественном питании и бытовом обслуживании- до 50 человек, в других отраслях непроизводственной сферы- до 25 человек (по перечисленным критериям это малые предприятия).

Ставка 15% применяется к иностранным юридическим лицам, осуществляющим деятельность через постоянное представительство в Беларуси, при условии подтверждения численности и размера прибыли в целом по иностранному юридическому лицу.

Если иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство, не извлекает доходов, а деятельность постоянного представительства финансируется за счет средств этого иностранного юридического лица, то денежные средства, полученные на содержание представительства, не подлежат налогообложению.

Если иностранное юридическое лицо имеет в Беларуси несколько зарегистрированных в налоговых органах постоянных представительств, декларация о доходах подается каждым представительством по месту регистрации его в качестве налогоплательщика.

Налоговое законодательство Беларуси в отношении иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, придерживается принципа " источник", то есть налог взимается у источника выплаты - резидента Беларуси - при перечислении доходов иностранным компаниям. Такие иностранные юридические лица подлежат обложению налогом на доходы. К доходам, подлежащим обложению этим налогом, относятся дивиденды, роялти, лицензии, доходы от долговых обязательств, плат за фрахт в связи с осуществлением международных перевозок и другие доходы.

Перечень других доходов, облагаемых налогом на доход, определен Советом Министров Беларуси и включает в себя доходы:

- от реализации на территории Беларуси ввозимых из-за пределов республики товаров на условиях договоров торгового посредничества, комиссии (консигнации);

- от отчуждения акций, облигаций и других ценных бумаг;

- от продажи валюты;

- за оказание услуг по обучению;

- за оказание информационных, управленческих, посреднических, аудиторских услуг;

- за консультации и услуги, необходимые для установки и эксплуатации линий, механизмов и приспособлений.

Доходы, получаемые за оказание услуг по установке, монтажу, консультациям, являющимся неотъемлемым условием внешнеторгового договора по поставкам оборудования, не подлежат налогообложению на территории Республики Беларусь:

- за услуги по сопровождению и охране грузов;

- за услуги в области страхования;

- от проведения концертно-зрелищных мероприятий, в том числе концертов, аттракционов, зверинцев, цирковых программ;

- от штрафов и пеней за нарушение договорных и долговых обязательств;

- от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Беларуси.

Налог с доходов иностранных юридических лиц из источников в Беларуси удерживается лицом, выплачивающим эти доходы, исходя из полной суммы, выплаченной иностранным юридическим лицам, и утвержденной ставки налога:

- по дивидендам, роялти, лицензиям и другим доходам - 15%;

- по долговым обязательствам и процентам - 10%;

- по доходам в форме платы за фрахт - 6%.

Иностранным юридическим лицам в соответствии с международными договорами, заключенными Беларусью, предоставлено право на полное или частичное освобождение от налога на доходы и прибыль.

Оффшорный сбор. Плательщиками оффшорного сбора являются юридические лица и индивидуальные предприниматели - резиденты Беларуси.

Объектом взимания оффшорного сбора являются денежные средства, перечисляемые, в том числе в качестве авансовых платежей, за выполняемые работы и (или) оказываемые услуги по перечню, определенному Советом Министров Беларуси, на счета нерезидентов Беларуси:

 

- зарегистрированных в оффшорных зонах (в том числе на счета, открытые в банках Беларуси);

- открытые в этих зонах.

Под оффшорными зонами понимаются определенные Национальным банком Республики Беларусь государства (территории), предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытие и предоставление информации о текущих операциях и операциях, связанных с движением капитала, перечень которых установлен национальным банком.

В перечень работ, услуг, с оплаты которых взимается оффшорный сбор, включены следующие виды работ, услуг:

- информационные;

- консультативные, в том числе инжиниринг;

- маркетинговые;

- посреднические, в том числе по выдаче гарантии и поручительства;

- рекламные;

- транспортно-экспедиционные;

- туристические;

- услуги по обучению;

- услуги по управлению.

 

Прочие налоги и сборы

 

Налог на недвижимость

 

Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, а также филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет, а также физические лица.

Плательщиком налога на недвижимость юридических лиц, имущество которых принадлежит полностью на праве собственности одному лицу, может выступать по инициативе собственника или уполномоченного им органа любое из данных лиц в порядке, определяемом законодательством Беларуси.

Уплата налога на недвижимость при осуществлении договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) возлагается на организацию, которой поручено ведение общих дел.

Со стоимости основных фондов, ввезенных на территорию Беларуси по договорам аренды и другим договорам с иностранными юридическими или физическими лицами, предусматривающим вовлечение ввезенного имущества в гражданский оборот, налог уплачивается независимо от условий договора лицом, использующим ввезенное имущество.

Юридические лица, финансируемые из бюджета Беларуси, плательщиками данного налога не являются.

Со стоимости долгосрочно арендуемых основных фондов, по которым предусматривается переход их в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или до его истечения, при условии внесения последним всей обусловленной договором выкупной цены, уплата налога производится арендатором.

Со стоимости основных средств, возмездно арендованных у физических лиц, не состоящих в штате организации, плательщиком налога является организация (арендатор).

При сдаче в аренду (иное возмездное и безвозмездное пользование) объектов основных производственных и непроизводственных фондов, освобожденных от обложения налогом, а также основных производственных и непроизводственных фондов организаций, финансируемых из бюджета, указанные фонды подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Уплата налога на недвижимость по сданным в аренду основным средствам (кроме долгосрочно арендуемых) производится собственником (арендодателем), в том числе и организациями, финансируемыми из бюджета Беларуси.

Налогом облагается стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, и стоимость объектов незавершенного строительства.

Годовая ставка налога в размере 1% применяется к стоимости основных производственных и непроизводственных фондов, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников, а также к стоимости объектов незавершенного строительства, принадлежащих заказчикам (застройщикам).

Годовая ставка налога со стоимости зданий, принадлежащих гаражно-строительным кооперативам и садоводческим товариществам, созданным за счет личных взносов граждан-0, 1%.

 

Местные налоги и сборы

 

В 2001 г. местные органы власти имеют право вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

1) сборы с пользователя (сборы за пользование стоянками и парковку в специально оборудованных местах, сбор за право торговли, сбор с владельцев собак, сбор за право использования местной символики, сбор на проведение аукционов, курортный сбор, рыболовный и охотничий сборы, сбор на строительство в курортной зоне);

2) налог на продажу товаров в розничной торговой сети, за исключением социально значимых товаров по перечню, устанавливаемому Совмином Республики Беларусь;

3) сборы за услуги (сбор за услуги гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе);

4) налог на рекламу;

5) целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений и содержание ведомственного городского электрического транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района);

6) сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации.

Местные налоги и сборы уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении юридических лиц, кроме налогов с продаж и сборов за услуги, уплачиваемых из выручки.

Общегосударственными сборами являются целевые денежные и носящие разовый характер взносы, полностью или частично поступающие в республиканский бюджет. На сегодняшний день существует более 50 общегосударственных сборов, которые, как правило, устанавливаются Совмином Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь и детализируются нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления. В зависимости от характера оказываемых услуг все общегосударственные сборы можно разделить на три основных вида: регистрационные, лицензионные и сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. Плательщиками общегосударственных сборов являются юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные предприятия), их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, имеющие обособленный баланс и расчетный счет, индивидуальные предприниматели и физические лица (резиденты и нерезиденты Республики Беларусь).

Общегосударственные сборы взимаются в процентах от минимальной заработной платы или в минимальных заработных платах в национальной валюте Республики Беларусь. Часть общегосударственных сборов взимается в фиксированных суммах, которые систематически пересматриваются и приводятся в соответствие с размером минимальной заработной платы. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, общегосударственные сборы могут взиматься в свободно конвертируемой валюте или российских рублях.

 

Сроки уплаты, порядок исчисления, возврата, размер общегосударственных сборов и меры ответственности определяются соответствующим нормативным правовым актом, устанавливающим сбор.

В системе прочих доходов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, следует выделить регистрационные и лицензионные сборы.

Регистрационный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и физическими лицами за приобретение права на осуществление деятельности в Республике Беларусь. К регистрационным сборам относится также плата за регистрацию в уполномоченных на то государственных органах сделок, имущества либо документов, регистрация которых предусмотрена законодательством Республики Беларусь.

Лицензионный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, получающими в уполномоченных на то государственных органах специальные разрешения (лицензии), предусмотренные законодательством Республики Беларусь, на осуществление лицензируемых видов деятельности.

В общей системе общегосударственных сборов следует также выделить сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. В Республике Беларусь отсутствует единый нормативный правовой акт, систематизирующий данные сборы. Порядок взимания и зачисления, а также размеры сборов, взимаемых за отдельные виды услуг, в большинстве случаев устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

 

Специальные налоговые режимы

 

Упрощенная система налогообложения

 

Применение упрощенной системы налогообложения предполагает замену уплаты совокупности республиканских и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности. Для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок уплаты акцизов, налога на доходы, таможенных пошлин, госпошлины, лицензионных сборов, отчислений в государственные целевые бюджетные фонды, сверхлимитного экологического налога.

Плательщиками являются малые предприятия со среднемесячной численностью работников до 15 человек (включая лиц, работающих по договорам подряда или иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в их филиалах либо иных обособленных подразделениях) и предприниматели. Они имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 5000 минимальных заработных плат, установленных законодательством Беларуси.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: предприятия и предприниматели, производящие подакцизные товары; банки и другие кредитно-финансовые организации, осуществляющие лицензируемую финансовую деятельность; страховые организации; инвестиционные фонды; предприятия и предприниматели, производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней; предприятия и предприниматели - участники договора о совместной деятельности; предприятия и предприниматели, занятые организацией и проведением игорных и развлекательных мероприятий; профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения является валовая выручка, полученная от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период. Валовая выручка определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. В настоящее время применяются две упрощенные системы налогообложения, заменяющие уплату целого ряда вышеперечисленных налогов и других платежей в бюджет. Для субъектов малого предпринимательства - это налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, а для сельскохозяйственных предприятий - единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Вновь созданные предприятия с указанной численностью работников или вновь зарегистрированные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения со дня своего создания (регистрации).

Субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают налог в размере 10% валовой выручки, которая определяется как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.

Производители сельскохозяйственной продукции имеют право перейти на уплату единого налога в размере 5% от валовой выручки.

 

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

 

Плательщиками налога являются организации - производители сельскохозяйственной продукции, являющиеся юридическими лицами.

Под производителями сельскохозяйственной продукции для целей перехода на уплату единого налога понимаются занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции организации, созданные в установленном законодательством порядке в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий.

Право перейти на уплату единого налога имеют производители сельскохозяйственной продукции, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 70% общей выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за предыдущий финансовый (бюджетный) год. Объектом налогообложения является валовая выручка, определяемая как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.

Ставка налога - 5% от валовой выручки.

 

Особенности налогообложения в свободных экономических зонах

 

Согласно Закону Республики Беларусь " О свободных экономических зонах" свободная экономическая зона- часть территории Беларуси с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Специальный правовой режим в СЭЗ - совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования в СЭЗ.

На территории СЭЗ не допускаются принудительные национализация, реквизиция, либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.

На иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законодательством Беларуси об иностранных инвестициях. Государство гарантирует иностранным инвесторам СЭЗ право на возврат своей доли в имуществе предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе и в иностранной валюте, полученных от вложенных в зону инвестиций, за пределы СЭЗ и Беларуси.

Согласно Закону Республики Беларусь " О свободных экономических зонах" резидент СЭЗ - зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое или физическое лицо в качестве предпринимателя,, без образования юридического лица, на которое распространяется специальный правовой режим, действующий в СЭЗ.

Объявленный в учредительных документах предприятия - резидента СЭЗ уставный капитал должен быть сформирован каждым участником не менее чем на пятьдесят процентов в течение первого года со дня регистрации в качестве резидента СЭЗ и в полном объеме - до истечения двух лет со дня указанной регистрации.

В свободных экономических зонах Беларуси действует льготный порядок налогообложения, включающий в себя установленные законодательством Беларуси льготы (общие) для всех субъектов хозяйствования Беларуси и дополнительные льготы для резидентов СЭЗ. Предприятия-резиденты СЭЗ " Брест", " Минск", " Гомель-Ратон" и " Витебск" являются плательщиками ограниченного перечня налогов и неналоговых платежей, а именно:

налога на прибыль и доходы;

налога на добавленную стоимость;

акцизов;

экологического налога;

подоходного налога с физических лиц;

налога на землю (или арендной платы);

взносов на государственное и социальное страхование;

государственных пошлин и сборов.

При этом ставки по налогу на прибыль и доходы и налогу на добавленную стоимость уменьшены по сравнению с установленными налоговым законодательством и составляют соответственно 15 и 10%.

Немаловажен тот факт, что увеличение перечня и ставок налогов, названных выше, не допускается на весь период функционирования свободных экономических зон. Данная норма закреплена постановлениями Правительства Беларуси об утверждении положения по каждой свободной экономической зоне.

В случае направления резидентами СЭЗ инвестиций в экономику республики, облагаемая налогом прибыль уменьшается на прибыль, фактически направленную предприятиями-резидентами СЭЗ " Брест", " Гомель-Ратон", " Минск" и " Витебск" на эти цели.

Льгота, имеющая временные ограничения, а именно: прибыль, полученная предприятиями-резидентами СЭЗ " Брест", " Гомель-Ратон", " Минск" и " Витебск" за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на пять лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год.

Право на получение указанной льготы может быть реализовано при условии представления в налоговую инспекцию соответствующего документа о принадлежности продукции, работ, услуг к продукции, работам, услугам собственного производства. Таким документом является сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой.

Предприятия-резиденты СЭЗ " Брест", поставляющие не менее семидесяти процентов своей продукции, произведенной в СЭЗ " Брест" на экспорт, в последующие пять лет уплачивают налог на прибыль в размере пятидесяти процентов от ставки налога.

 

Ответственность за нарушения налогового законодательства

 

Налоговым законодательством Беларуси предусмотрены определенные меры, которые могут быть использованы органами взыскания для обеспечения соблюдения налоговых обязательств. Эти меры применяются в случае неисполнения, несвоевременного или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком требований налогового законодательства по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей. З

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семья Линтонов сегодня 9 страница | Характеристика строительной организации
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.075 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал