![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Человек в социумеСтр 1 из 5Следующая ⇒
Глава 4 Теоретическая модель личности безопасного типа поведения Главная цель педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности – формирование и развитие личности безопасного типа поведения (ЛБТП). Именно в школе осуществляется основная подготовка ребенка к самостоятельной жизнедеятельности в рамках общества и государства. Чтобы добиться успеха в процессе обучения и воспитания, а также уметь прогнозировать его результаты, учитель БЖ должен ясно представлять то, что он хочет сформировать. Что же входит в понятие «личность безопасного типа поведения»? Его содержание определяется возможностями и способностями человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. К данной формулировке мы бы добавили – личности, безопасной для окружающих. Разные люди в различной степени обладают качествами, присущими ЛБТП. В значительной мере это зависит от их врожденных способностей, но свою роль играют и условия существования человека в обществе, а также воспитание и образование. В данной главе ЛБТП рассматривается в двух аспектах – психофизиологическом и социальном, определяются компоненты содержания такого поведения и психолого-педагогические условия его формирования.
Человек в социуме Человек в силу своей природы получает удовольствие от реализации врожденных программ и генетически заложенных способностей. Смысл его существования – в самореализации. Поэтому высшая ценность цивилизованного общества – свобода личности, не стесняющая свободу других. Человеческое сообщество как биосоциальная система может устойчиво функционировать в двух режимах: конструктивном и деструктивном. Конструктивный режим предполагает достижение устойчивого баланса биологических (врожденных программ поведения) и социальных регуляторов (норм права). Он является результатом развития сознания и совершенствования норм культуры. Для цивилизованного общества характерны осознанно выработанные ценности и нормы социального поведения: • признание ценности интеллекта и природной одаренности; • признание ценности профессионализма и образованности; • признание ценности личности и ее прав; • признание неприкосновенности частной собственности; • законопослушание; • уважение чужих интересов и способность к компромиссу; • честность и обязательность; • расчетливость и бережливость.
Деструктивный режим характеризуется ослаблением влияния социальных регуляторов и активным доминированием биологических. Общество сегодня достигло такой стадии развития, на которой общение между людьми играет решающую роль в реализации личностных интересов. Одним из видов социальной опасности является так называемое деструктивное поведение, причиняющее вред человеку и обществу в целом. Выделяют следующие типы подобного поведения: • аддитивное – это стремление к уходу от реальности путем изменения психологического состояния с помощью одурманивающих веществ; • антисоциальное – противоправное, не соответствующее этике и нормам морали современного общества; • суицидное – склонность к самоубийству, которая обусловлена рядом факторов: изоляцией от общества, беспомощностью (физической, правовой, интеллектуальной), неверием в будущее, потерей собственной независимости; • конформистское – приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество; • нарцистическое – самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему; • фанатическое – слепая приверженность какой-либо идее; • аутическое – затруднение социального, общественного контактов, оторванность от реальной действительности; • девиантное – не соответствующее социальным и моральным нормам.
В качестве причин деструктивного поведения можно назвать: • ощущение дискомфортного состояния в обществе (сложности во взаимоотношениях с родными, мелкие ссоры, разного рода неудачи и т. д.); • нарастание количества событий, имеющих большое значение для конкретной личности и отражающихся на ее безопасности; • изменение экологической обстановки, увеличение потока противоречивой и неоднозначной информации; • необходимость принимать жизненно важные решения уже на ранних возрастных ступенях (в школьном возрасте).
Многочисленные социально-психологические исследования показали, что в настоящее время наиболее часто встречаются люди с чертами личности опасного типа поведения. Для них характерно сознательное или бессознательное проявление агрессии. Эта агрессия прежде всего причиняет вред их здоровью и создает опасные для человека ситуации, но в конечном счете наносится вред всему обществу и природной среде, нарушаются экологическое равновесие и энергетический баланс. Преобладание в обществе подобных личностей ведет к беспрецедентному возрастанию различного рода угроз для всего человечества. Это происходит из-за «снежного кома» агрессивных действий, взаимно порождаемых людьми. Межличностная конфронтация в обществе способствует росту психологической напряженности во всех сферах жизни и увеличению заболеваемости населения. Кроме того, возникают два планетарных процесса, связанных с нерациональным природопользованием и типом воспроизводства населения. Это экологический и демографический кризисы. Именно сейчас настало время для воплощения извечной идеи синтеза общечеловеческого знания и опыта, позволяющего за счет соединения внутреннего богатства национальных культур, религии, типов самосознания выработать качественно новый взгляд на происходящее.
В. Оствальд рассматривал в качестве критерия общественного прогресса «энергетический императив»: «Не расточай энергию, используй ее». Суть этого постулата – приспособление существующего в природе процесса превращения энергии к человеческим целям. Для гармоничного развития общества и человека принципиально важно реализовать идею Ф. Энгельса о том, что свободное развитие каждого индивида является условием свободного развития всех. Эта идея – одна из ключевых в человеческом измерении безопасности. В этой связи следует отметить, что свободное развитие человека возможно лишь при условии осознания им необходимости духовного и физического самосовершенствования, а человеческого сообщества как определенной системы – при свободном развитии каждого ее элемента (различных общественных групп, организаций, государств).
|