Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико-правовая идеология анархизма. Пьер-Жозеф Прудон.






В противоположность теориям государственного социализма и коммунизма анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства. Государство — централизованную иерархию чиновников и военных — анархизм считал не менее жестоким, чем буржуазия, угнетателем и эксплуататором трудящихся.

Анархизмом называется отрицание государственной власти, замена ее общественным самоуправлением. Первым крупным теоретиком этого направления социалистической идеологии XIX в. был Пьер Жозеф Прудон (1809—1865).

Известность Прудону принесла его книга " Что такое собственность? Или исследование о принципе права и власти", опубликованная в Париже (1840 г.). " Хотя я большой приверженец порядка, — писал Прудон в этой книге, — тем не менее я в полном смысле слова анархист". Под анархией им понимались упразднение всех форм угнетения человека, замена " политической конституции", выгодной только господствующему меньшинству, " социальной конституцией", соответствующей справедливости и природе человека.

Сущность социальной революции XIX в. Прудон видел в глубоком экономическом перевороте. В ряде работ он различал две стадии развития социалистических теорий — " утопическую" и " научную". Социализм становится научным, опираясь на экономическое обоснование. Это обоснование Прудон стремился построить на категориях политэкономии, социологии и гегелевской философии.

Естественной формой жизни людей, считал Прудон, является общество, основанное на разделении труда, равенстве людей, их взаимном обмене услугами и результатами труда, договорах, трудовой собственности, свободных объединениях трудящихся. Это " социальная конституция", поддерживающая в равновесии и согласующая индивидуальные интересы людей и экономические силы общества. Такая конституция, основанная на свободе и равенстве, должна установиться в результате глубокого социального переворота.

Важной задачей и составной частью социального переворота является упразднение " политической конституции", государства и права. " Управление людей людьми есть рабство, — писал Прудон. —...Власть фатально стремится к деспотизму".

Прудон относился к тем социалистам, которые ставили отношения власти и управления в один ряд с отношениями эксплуатации человека человеком. " Авторитет, правительство, власть, государство, — подчеркивал Прудон, — все эти слова обозначают одну и ту же вещь. Каждый видит в них средство для подавления и эксплуатации себе подобных". Класс людей, обладающих политической властью, не занят производительным трудом и не может суще­ствовать, не эксплуатируя общество. Учреждая для себя различ­ные привилегии, правящие стремятся обосновать их авторитетом религий. Всякий авторитет имеет сверхъестественное, религиозное происхождение и направлен на подавление личности.

Не меньший вред обществу, по мнению Прудона, приносит пра­во, так как законы издаются для защиты разнообразных интересов, которые бесчисленны и бесконечны, изменчивы и подвижны; не­удивительно, что законодательство непрерывно растет — декреты, указы, законы, эдикты, постановления, нередко противоречивые и взаимоисключающие, градом сыпятся на бедный народ.

Государство не только эксплуатирует общество, но еще и осуществляет тотальный надзор за всеми действиями людей, опутывает их множеством законов, подавляет силой малейшее сопротивление и недовольство властью. Все преступления, вместе взятые, причиняют обществу меньше зла и вреда, чем угнетение государством.

Прудон дал основательную критику современного ему государства: " Что представляет собой конституционный образ правления? Конфедерацию буржуа против рабочих и короля". При помощи государства буржуазия сохраняет ренту и прибыль, умножает свою собственность. Буржуазное государство поддерживает несправедливый обмен, который, утверждал Прудон, являлся главным изъя­ном тогдашнего общества.

Прудон доказывал бесполезность и даже вредность политичес­ких преобразований для реального освобождения трудящихся. Глав­ным должен стать экономический переворот, орудиями которого Прудон считал справедливое распределение, прямой обмен резуль­татами труда, бесплатный кредит, народный банк.

Прудон — сторонник мирной, ненасильственной социальной ре­волюции, делающей ненужными и лишними политические консти­туции. Просвещение само собой разрушает авторитет власти: " Власть человека над человеком находится — в каждом данном обществе — в обратном отношении к уровню умственного развития, достигну­того обществом".

Политическая организация общества, по теории Прудона, дол­жна быть заменена его экономической организацией. К этому ведут распространение идей позитивной анархии, бесплатный кредит, за­мена собственности владением, соблюдение " равенства в средствах производства и эквивалентности в обмене". Для связей между людь­ми, полагал Прудон, достаточно добровольных обязательств, осно­ванных на " взаимности" (" мютюэлизм"). Общество будет организо­вано как федерация свободных ассоциаций, сочетающих индивиду­альную и коллективную свободу.

Краеугольным камнем теории Прудона была идея автономии личности, свободной от внешнего авторитета, навязывающего чуж­дые ей мысли, интересы, действия, образ жизни. Автономия лично­сти, по Прудону, не противоречит свободному объединению людей в обществе. Цель социализма — освободить личность от эксплуата­ции, нищеты, угнетения, от порабощения буржуазией, государством, церковью. Обоснование этой цели — существенная особенность уче­ния Прудона.

В середине XIX в. " социальность" нередко противопоставлялась " индивидуальности", а социализм мыслился как противоположность индивидуализму и буржуазному эгоизму. Прудон считал, что целью и основой социализма должна стать " автономная личность в авто­номной общине", свободно определяющая свои отношения с дру­гими людьми независимо от внешнего авторитета (" авто-номия" — " само-законие"). Социализм — единственно справедливый строй, утверждал он. " Справедливость есть непосредственно чувствуемое и взаимно охраняемое уважение к человеческому достоинству".

Прудон порицал коммунистическую теорию бабувистов. По его мнению, обобществление имуществ существенно противоречит упот­реблению наших способностей. Прудон — против собственности (" соб­ственность есть кража"), но он за владение, основанное на личном труде. " Собственность есть эксплуатация слабого сильным, ком­мунизм — эксплуатация сильного слабым... Коммунизм — это гнет и рабство", — писал он в книге " Что такое собственность? ". Идеа­лом Прудона был строй, основанный на свободе, независимости и достоинстве личности, труде, справедливом обмене, на свободах мысли, совести, слова, союзов, договоров, на самоуправлении и феде­рации. " Никаких партий больше, никаких авторитетов больше, нео­граниченная свобода людей и граждан: вот в трех словах все наше политическое и социальное мировоззрение! " — писал Прудон в книге " Исповедь революционера".

Социалистическое движение Франции и иных стран Европы в середине XIX века развивалось под сильным влиянием идей Пру-дона. Прудонисты составляли большую часть делегатов (от ]/4 Д° 2/3) на первых трех конгрессах (1866—1868 гг.) МТР — Междуна­родного Товарищества Рабочих (I Интернационала). Их усилиями были приняты резолюции МТР об организации " Народного банка", о бесплатном кредите и ряд других. Раскол среди прудонистов (1868—1869 гг.) при обсуждении вопроса о коллективной собствен­ности на землю ослабил их участие в работе МТР.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал