Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разнообразие взглядов среди представителей движения ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Разрыв с традиционной идеологией и традиционными социально-политическими институтами был детерминирующим моментом в формировании самого " Движения за новую культуру" как идейно-политического движения, был главной идейной связью его участников. Однако в более широком контексте мировоззренческие и политические позиции его участников существенно отличались друг от друга. Единые в своей борьбе против средневековья, они в стремлении построить новый Китай чем дальше, тем больше расходились в понимании целей и средств этого процесса. Идейно-политические различия между активистами движения, выявившиеся в годы мировой войны, перерастают в дальнейшем в противостоящие идейно-политические платформы. Однако в рассматриваемые годы " Движение за новую культуру" представляется по сути дела своеобразным единым фронтом борцов против средневекового прошлого. Подчеркивая идейный разрыв участников движения с традиционным идейным наследием, этот разрыв не следует абсолютизировать. Молодая прогрессивная интеллигенция ясно декларировала свою приверженность " западничеству", однако во многом она еще оставалась под влиянием традиционных представлений. И не могла не оставаться, так как объективные условия самого Китая еще не создали достаточной почвы для такого полного разрыва. Во многом традиционной была сама основная идея этого обновленческого движения - " за новую культуру", где понятие " культура" выступает в широком китайском традиционном истолковании как основной регулятор жизни и развития общества. Через обновление " культуры" к обновлению общества, через развитие " правильной идеологии" у китайской молодежи - к созданию " правильного" общественного устройства. Даже в самой критике конфуцианства проглядывали иногда традиционные черты. Так, У Юй в борьбе с конфуцианской идеологией пользовался оружием даосизма. Ли Дачжао сохранял представление о существенных преимуществах китайской цивилизации перед европейской в сфере духовной жизни, считал, что классические конфуцианские труды могут служить развитию прогрессивных социальных взглядов, полагал, что конфуцианство, с которым теперь приходится бороться - это уже фальсифицированное, а не подлинное учение великого мыслителя. На представлениях Чэнь Дусю о воспитании молодежи легко заметить влияние конфуцианской концепции " благородного мужа" и т.п. В дальнейшей идейно-политической эволюции участников движения эта традиционная " подоснова" их взглядов сыграет существенную роль. В 1932 году Чэнь был арестован правительством националистов и провёл пять лет в тюрьме. Чэнь был одним из немногих ранних лидеров КПК, который пережил потрясения 1930-х годов, но он так и не смог вернуть себе влияние внутри партии, которую основал. В последние годы жизни Чэнь ушёл в безвестность. Позже Чэнь Дусю стал сторонником либертарного социализма и отказался от контактов как с националистами, так и с коммунистами. Все его старые соратники и первые лидерыКПК были либо убиты или впали в немилость нового поколения руководителей КПК во главе с Мао Цзэдуном. Чэнь был освобождён из тюрьмы в 1937 году после начала войны с Японией. К этому времени компартия была вытеснена из центральных районов Китая и передислоцировалась в особый район Яньань. После освобождения Чэнь много путешествовал по стране, пока летом 1938 года не обосновался в Чунцине. В Чунцине Чэнь устроился учителем в одну из городских школ. Из-за проблем со здоровьем уехал в небольшой городок Цзянцзинь в провинции Сычуань, где провёл остаток жизни за изучением философии и древнекитайской филологии. Умер 27 мая 1942 года в возрасте 62 лет. Похоронен на своей малой родине в Аньцине. Маньчжоу-Го - марионеточное государство, образованное японской Квантунскойармией после завоевания ею Маньчжурии в 1931 г. В течение 13 лет - со дня образования в 1932 г. и докапитуляции Японии во второй мировой войне в августе 1945 г. - Маньчжоу-го находилось в полнойзависимости от Токио. Географически в Маньчжоу-го входили вся Маньчжурия и часть Внутренней Монголии.В момент образования государство состояло из трех северных провинций Китая - Ляонин, Дзилинь (Кирин) иХэйлундзян. Провинция Жэхэ была аннексирована в 1933 г. Население состояло из маньчжуров, китайцев имонголов. Здесь также проживало немало корейцев, русских белоэмигрантов, небольшое число японцев, тибетцев и выходцев из Центральной Азии. В начале 40-х гг. общая численность населения составляла 43, 2миллиона. Пу И, последний император династии Цин (1644–1912), был приведен к власти в качестве регентаМаньчжоу-го в марте 1932 г. Чаньчунь был избран новой столицей и переименован в Синдзин. Протоколмежду Японией и Маньчжоу-го был заключен 15 сентября 1932 г. Стороны пришли к соглашению, чтояпонское правительство берет на себя полную ответственность за внутреннюю безопасность и внешнююзащиту Маньчжоу-го. На самом деле подлинным хозяином положения в решении всех вопросов государстваоставалась Квантунская армия. В марте 1934 г. Пу И был провозглашен императором Маньчжоу-го. Между1932 г. и 1935 г. пять контингентов поселенцев из числа резервистов японской армии обосновались наземлях Маньчжоу-го. Квантунская армия также всячески способствовала притоку иммигрантов из Японии.Однако к 1940 г. количество японских семей, прибывших на жительство в марионеточное государство, непревышало 20 тысяч. Значительно активнее шла иммиграция из Кореи. Число корейцев к 1945 г. превысило2 миллиона. " Южно-Маньчжурская железнодорожная компания", которая была в авангарде проникновения ирасширения японских интересов в Маньчжурии, к 30-м гг. достигла положения государства в государстве.После 1937 г., однако, более 80 ее филиалов были объединены с синдикатом " Ниссан", чтобы образовать" Маньчжурскую компанию тяжелой индустрии", поддерживаемую Квантунской армией. После японскоговторжения в Китай в 1937 г. пограничные стычки с вооруженными силами Монгольской Народной Республикии Советского Союза стали все более частыми. Дело дошло до вооруженных столкновений у озера Хасан в1938 г. и на реке Халхин-Гол в 1939 г. Налеты на Маньчжурию американских бомбардировщиков началисьлетом 1944 г. 9 августа 1945 г. Советский Союз ввел свои войска в Маньчжоу-го. 18 августа 1945 г. Пу Иотрекся от престола и государство Маньчжоу-го прекратило существование. Революция 1925-27 в Китае незавершённая буржуазно-демократическая революция, направленная на уничтожение империалистического гнёта и господства полуфеодальных порядков вполитическом и экономическом строе Китая. Обострение противоречий между империализмом и кит.народом после 1-й мировой войны 1914—18, милитаристские войны, усиление эксплуатации трудящихся, содной стороны, влияние Великой Октябрьской социалистической революции — с другой, революционизировали народные массы. В Южном Китае, где с февраля 1923 действовало гуанчжоускоеправительство Сунь Ят-сена, национально-революционные силы добились крупных успехов: был созданединый национальный антиимпериалистический и антимилитаристский фронт на базе сотрудничестваКоммунистической партии Китая (КПК) и Гоминьдана, образовано с помощью СССР ядро революционнойармии, одержаны победы над контрреволюционными силами в Гуандуне, росло рабочее и крестьянскоедвижение. Всё это способствовало складыванию непосредственной революционной ситуации, которая послесобытий 30 мая 1925 в Шанхае (см. «Тридцатого мая» движение (См. Тридцатого мая движение)) перерослав революцию. Её движущими силами были рабочий класс, крестьянство, городская мелкая буржуазия инациональная буржуазия, которая в ходе революции стремилась подчинить народные массы своемувлиянию. История революции делится на три периода. Период движения «30 мая» и подготовки Северного похода (30 мая 1925 — 9 июля 1926). Послерасстрела английской полицией антиимпериалистической демонстрации в Шанхае 30 мая 1925 массовоедвижение распространилось на основные центры страны. Важнейшими событиями этого периода быливсеобщая стачка в Шанхае (июнь — сентябрь 1925) и 16-месячная Сянган-Гуанчжоуская забастовка 1925-26, которые способствовали развитию антиимпериалистической борьбы народных масс и подготовке условийдля похода Национально-революционной армии (НРА) против северных милитаристов. 1 июля 1925гуанчжоуское правительство было реорганизовано в Национальное правительство Китайской республики, еговласть к весне 1926 распространилась на провинции Гуандун, Гуанси, Гуйчжоу. Период Северного похода (9 июля 1926 — 12 апреля 1927). В этот период революционные силыдобились наибольших успехов. 9 июля 1926 главные силы НРА выступили из провинции Гуандун и Гуанси наСевер (см. Северный поход 1926-27).Победы НРА и бурный рост массового антиимпериалистического иантимилитаристского движения привели к освобождению Южного и Центрального Китая от властимилитаристов. В декабре 1926 Национальное правительство переехало из Гуанчжоу в Ухань. Важнымфактором китайской революции была моральная и материальная поддержка советского народа. Рослачисленность КПК, влияние которой распространялось среди рабочих и крестьян. Под руководствомкоммунистов рабочие Шанхая в марте 1927 восстали и освободили город, куда затем вошли соединенияНРА. Углубление революции пугало национальную буржуазию, лидером правого крыла которой являлсяглавком НРА Чан Кай-ши. Давление империализма (в частности, бомбардировка Нанкина в марте 1927военными кораблями США, Великобритании, Франции и Японии) подтолкнуло колебавшуюся национальнуюбуржуазию к открытому вооружённому выступлению против трудящихся масс. 12 апреля 1927 Чан Кай-ши иего сторонники совершили контрреволюционный переворот в Шанхае. Период продолжения революции в Центральном Китае (12 апреля — 15 июля 1927). В провинцииХубэй, Хунань, Цзянси и части Хэнани сохранялась власть национально-революционного Уханьскогоправительства. В этом районе трудящиеся выступали за проведение прогрессивных социально-экономических, в том числе аграрных, преобразований, за улучшение своего положения. Уханьская НРЛпродолжала боевые действия против сев. милитаристов. Однако руководство уханьского гоминьдана, представлявшее левое крыло национальной буржуазии, верхушку мелкой буржуазии и интеллигенции, атакже буржуазно-помещичий генералитет уханьской НРА, испугавшись бурного подъёма массового рабоче-крестьянского движения и испытывая воздействие империализма и чанкайшистской реакции, изменилиреволюции. 15 июля 1927 в Ухане произошёл контрреволюционный переворот. Революция 1925—27 потерпела поражение, но Китай не вернулся к предреволюционному состоянию.Старые милитаристские клики были разбиты. В правящем буржуазно-помещичьем блоке укрепились позициикрупной буржуазии, которая добивалась объединения страны под своей властью и, находясь в союзе синостранными империалистами, стремилась вместе с тем получить от них уступки. В ходе революциитрудящиеся приобрели опыт политической борьбы, в гущу народных масс проникли идеи дружбы с СССР. Политика проводимая Чан Кайши, «золотое десятилетие для Китая», присвоили себе лозунги коммунистов. Он проводил соц политику, которая нравилась народу: • Для крестьян – уменьшение ренты на 25% - обеспечение социальной базы среди крестьянства • Рабочая политика, принятие нового рабочего законодательства, по которому обеспеч профсоюзы, 8ч раб день, женщины и дети освобождались от тяжелых работ, вводился отпуск, в конфликты между рабочими и предпринимателями вмешивался гоминьдан, и принимал сторону рабочих – нет забастовок до 35 г
Гоминьдан проникал во все стороны жизни об-ва, происходило сращивание партийного и гос аппарата. Оставалась проблема с коммунистами, ими контролироватась1\3 тер-ии(сов районы), они были слабы до 30-х гг. у Чан Кайши складывалось впечатление, что скоро он с ними расправится и начал делать это тайно. До 37 г. – 5 карательных походов против коммунистов – гр.война продолжалась Внутри гоминьдана происходит моральное разложение, процветает коррупция. Чан Кайши пытается бороться с наркотиками и алкоголизмом – на исправление давали 3 года, иначе – казнь, доносы, закрыты 1300 опиумкурилен, сомнительных заведений до 11 вечера. . В деревнях – практика баоцзя – система объединение крестьянских х-в для осуществления контроля над умами (1 тыс.кр.хоз-в). Раб.и крестьяне несколько месяцев в год работали бесплатно через баоцзя 1929 – установление новых таможенных тарифов – 12 ин гос-в подписали соглашение с этой политикой – тарифы подняты, это выгодно для национальной буржуазии. Ин гос-во возвратили 20 концессий из 30(на ж\д, рудники) Сформулирована идея, по кот. все население Китая – единая нация по крове и расе, но разные по религию и месту проживания – радикальный способ решения Основополагающие документы – «Программа политической опеки» - идея Сунь Ятсена о трех периодах перехода к демократическому гос-ву: 1. Военное правление 2. Политическая опека 3. Конституционное правление Чан Кайши считал, что к концу 20 гг.уже появились условия для перехода от военного правления к политической опеке – сосредоточение реальной власти в его руках, прикрытие видимостью работы демократ.институтов Идеология Чан Кайши сформировалась в 30-е гг.: 1) Одно единое гос-во, партия, вождь 2) Отказ от коммунизма раз и навсегда 3) Его более интересовал фашизм – армия, все при деле, почти нет преступлений, но к 1937 разочаровался, понял, что Конфуцианство лучше Внутри кит.общества: 1) Движение за спасение Нации – массовые обсуждения будущего, разные версии: 1.диктатура, 2. Христианство, 3. Фашизм 2) 1934 – движение за новую жизнь, во главе – Ч.Кайши – ставка на молодежь – доклады в массы. Навязан сверху, правила поведения для студентов – неприхотливость, моральная чистоплотность Постепенно упавление переходит в руки жены Ч.Кайши – поворот в христ.калею, распространение и пропаганда христианства 3) 1932 – «синерубашечники» - молодые офицеры, культ личности Ч.К, 3 принципа Сунь Ятсена – стала оч.популярной, Ч.К.бросил ее на чистки коммунистов («Синие стрелы») В итоги, все свелось к милитаризму Первыми пр-во Чан Кайши признали США, а СССР отказывались, т.к. поддерживали коммунистов. Чан Кайши хотел вернуть КВЖД Китаю, там подпольные теракты против советских рабочх – СССР разрывает всяческие отношения с Китаем В нач 30-х – новая угроза со стороны Японии. 1931 – Япония без объявления войны нападает на Китай и не встречает сопротивления. Чаан Кайши не верил в яп агрессию и запретил нападать на яп солдат. 1934 -Происходит так называемый Сианьский инцидент 0- генералы окружили дом Чан Кайши и встали на колени, потом стали уговаривать его воевать против .Японии – было принято решении об оказании сопротивления. Я пония образует на тер-ии Маньчжурии марионеточное гос-во Ма ньчжоу-Го, Японская агрессия притихла до 1937г. Описанные процессы усиливали позиции главнокомандующего Чан Кай-ши, который весной 1927 г. провозгласил в Шанхае новое Национальное правительство Китая. Лидеры гоминьдановцев во главе с Ван Цзин-вэем в Ухани, куда еще раньше переместилась столица прежнего Национального правительства из Гуанчжоу, вначале пытались сопротивляться этому перевороту. Но осенью того же года Чан Кай-ши занял Ухань. Фэн Юй-сян и еще несколько северных милитаристов признали власть правительства в Нанкине, где отныне обосновался Чан Кай-ши. Объединение Китая на этом фактически было завершено. Все политические силы в стране, кроме коммунистов, резко осудивших переворот и начавших собственную революционную борьбу, признали правительство Чан Кай-ши. В конце 1928 г. ЦИК Гоминьдана принял официальное решение о завершении военного этапа революции и о начале политических и экономических преобразований. Конечно, и в последующее десятилетие было немало военных столкновений. Но в целом это был период более или менее мирной политической консолидации, сложения новой государственности и новых форм жизни. Какими же они были? Что принесли с собой гоминьдановцы? Что было характерным для их политики? Отвечая на эти вопросы, необходимо учесть, что первая четверть XX в., несмотря на сотрясавшие Китай споры и войны, была временем достаточно быстрого экономического развития страны. В Китае, резко изменившем ритм жизни, происходило немало трансформаций в образе жизни людей, особенно в городах. Бросались в глаза перемены в политической жизни, сопровождавшиеся новациями в сфере образования, культуры и т.п. Резко изменялась и экономика страны, энергично развивавшая многие современные отрасли индустрии и явно предпочитавшая акценты на создание собственной военной промышленности, пусть пока еще и не слишком развитой. В экономике страны лидирующее положение по-прежнему занимал английский капитал, но по уровню инвестиций к нему быстро приближался японский. Доля национальной буржуазии была невелика и концентрировалась преимущественно в сфере торгового капитала, в мелких предприятиях. Зато все большее значение приобретала доля казенных предприятий. Унаследовав их, гоминьдановское правительство центром своей социально-экономической политики сделало дальнейшее укрепление государственного сектора экономики. Как и в кемалистской Турции, правительство взяло под свой контроль систему финансов страны - банки, страховые общества, налоговые и таможенные сборы; создало сильный механизм государственного контроля над экономикой, государственного планирования экономического развития. Видные чиновники и ответственные лица правительства поощряли и частные вложения в экономику, сами вносили вклады в нее, но в смешанных государственно-частных предприятиях явно задавало тон государство, что вполне соответствовало китайской традиции. При этом существенно, что подобная экономическая политика сильного правительства, к тому же склонного ограничить прежние привилегии иностранного капитала, вела к быстрому возрастанию в экономике Китая доли национального (государственного и смешанного государственно-частного) капитала и к уменьшению влияния капитала колониального. В годы Нанкинского десятилетия правительство Чан Кай-ши шло по пути буржуазной либеральной демократии, хотя и сознавало, что в тех условиях в состоянии делать лишь первые шаги по этому долгому пути. Оно приняло ряд законов о труде, создало систему официальных государственных профсоюзов, установило минимальный уровень зарплаты. Был принят ряд других законов, призванных гарантировать определенные права граждан, и особенно право частной собственности, что гарантировало и поощряло развитие частного предпринимательства. Разработанный правительством аграрный закон (1930) ограничил размеры арендной платы, установил потолок для земельных владений, выступил в защиту арендатора. Этот закон был призван погасить социальные конфликты в деревне. И хотя большого эффекта программа реформ не дала, ибо для проведения ее в жизнь у гоминьдановского правительства не хватило ни сил, ни времени, общий принцип был очевиден. Сильное централизованное правительство в новом Китае хотя и опиралось на привычные для китайской традиции методы, стремилось идти в ногу со временем. Дух вестернизации в нанкинском Китае ощущался не менее, чем в кемалистской Турции. Принцип заботливого регулирования социальных и экономических отношений в стране не перерастал через вынужденные политической ситуацией рамки. Шире стали открываться двери для новых веяний, методов и процессов, но страна в целом, особенно крестьянство, еще не очень-то готовое к переменам, управлялись в принципе теми же методами, что и прежде, хотя и в несколько улучшенных аграрной реформой условиях. Более того, сращивание политических, экономических и иных интересов вело к укреплению привычной для традиционного Китая (да и всего Востока) государственной системы управления хозяйством. Вообще это не слишком отличалось, во всяком случае на первый взгляд, от той самой древней системы, в рамках которой государство выступало в функции верховного собственника и высшего субъекта власти, а олицетворяли государство и вершили дела те, кто был причастен к власти и составлял руководящий слой общества. Однако это не значит, что перемен не было. Чан Кай-ши, достаточно близкий и искренний сторонник суньятсенизма, был склонен поддерживать не только " три принципа" Сунь Ят-сена, сводившиеся ко всему тому, что следовало сделать для захвата власти и первых необходимых преобразований, но и кое-что другое. Этим другим была, в частности, интерпретированная Сунем для Китая великая идея мыслителей века Просвещения, в частности Ш. Л. Монтескьё, о разделении властей. Речь идет о пяти институтах - законодательном, исполнительном, судебном, контрольном и экзаменационном, которые позже уже в своем зрелом виде были созданы на Тайване как филиалы (юани) центрального правительства, но подспудно имелись в виду и ранее. И хотя такая система администрации не была создана в Нанкиское десятилетие (это требует, помимо прочего, немалого времени, да и условия в стране, охваченной волнениями, не были подходящими), движение Китая было именно в таком направлении. В эти годы немало было сделано и для создания институтов, необходимых для развития частнопредпринимательского сектора экономики. Дело шло к постепенному превращению именно этого сектора в ведущий, что позже и было продемонстрировано на Тайване, куда эмигрировали гоминьдановцы во главе с Чан Кай-ши, до того стоявшие у власти в Китае. Первый Объединённый Фронт (или Альянс ГМД-КПК) — альянс, сформированный в 1923 году ГМД и Коммунистической партией Китая. Положил конец Эре милитаристов в Китае. Совместно партии сформировали Национально-революционную армию и приняли участие в 1926 году в так называемом Северном походе 1926-27 гг.. Члены КПК присоединялись к ГМД и использовали превосходство в численности для расширения идей коммунизма. Представители Гоминьдана со своей стороны хотели контролировать коммунистов «изнутри». Обе партии преследовали в таком альянсе собственные интересы, что сделало его неустойчивым. В 1927 году националистический Генералиссимус Чан Кайши изгнал коммунистов и альянс перестал существовать (Шанхайская резня 1927 года), в то время, когда Северный поход был только наполовину завершен. После этого начинается Гражданская война в Китае, которую также можно назвать гражданской войной двух партий. Период заканчивается созданием Второго Объединённого фронта в 1936 году, а также начинается Вторая японо-китайская война.
Второй Объединённый Фронт — альянс, сформированный в 1937 году и продолживший свое действие до 1946 годаГоминьданом и Коммунистической Партией Китая во время Японо-китайской войны, временно приостановивший Гражданскую войну в Китае. Во время японского вторжения и занятия Маньчжурии Чан Кайши, который рассматривал китайских коммунистов как своих врагов, отказался объединяться с коммунистами, чтобы бороться против общей японской угрозы. В декабре 1936 года гоминьдановские генералы Чжан Сюэлян и Ян Хучэн арестовали Чан Кайши и вынудили к перемирию с коммунистами. Это событие стало известным как Сианьский инцидент. После этого обе стороны приостановили борьбу и сформировали Второй Объединенный фронт, чтобы сосредоточить свои силы против Японии. Действия армий КПК и Гоминьдана практически не были скоординированы и альянс носил лишь формальный характер. В свободном от японской оккупации Китае продолжались столкновения между Гоминьданом и коммунистами. Разумеется этот военный союз был заключён лишь на некоторое время. После капитуляции Японии весной 1946 года союз распался и гражданская война продолжилась. Конец формы
|