Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути повышения эффективности правового регулирования






Таким образом, в современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:

1. совершенствованиеправотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т. е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу;

2. совершенствованиеправоприменения, «дополняющее» действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;

3. повышение уровняправовой культурысубъектов права, которое также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Интересы человека — вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышение его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

 

Юридическая деятельность – это волевые действия юристов, основанные на юридическом мышлении.

Юридическая деятельность связана с юридическим мышлением, которое формируется на основе изучения юриспруденции.

Юридическая деятельность включает в себя помимо рациональной стороны еще и моральную.

Существуют различные виды юридической деятельности (судебная, адвокатская и др.)

Юридическая деятельность составляет основу существования правовой системы общества. Юридическая деятельность опирается на юридическое мышление, которое позволяет выстроить логическую цепочку: отбор, анализ и оценка правовой информации; оценкаситуации как ситуации, требующей правовых средств решения; выбор оптимальных вариантов решения правовой задачи.

Юридическая деятельность – это профессиональная деятельность, т.е. деятельность, осуществляемая по определенным методикам; с соблюдением требований, закрепленных в соответствующем законодательстве и в кодексах этики; подконтрольная государственным органам или корпорации специалистов; осуществляемая на возмездной основе; обеспеченная гарантиями. Профессионализм юридической деятельности во многом задается содержанием юридического образования.

Юридическая деятельность включает в себя как рациональную деятельность, так и моральную. Юридическая деятельность не сводится только к рациональным действиям, которые выполняет профессиональный юрист, специализирующийся в той или иной сфере. Большое значение для юристов имеют кодексы профессиональной этики. В них сформулированы моральные нормы, которыми должны руководствоваться: судьи, адвокаты, сотрудники органов внутренних дел и др. В кодексах этики (чести) судей устанавливаются правила поведения судей, – как в профессиональной деятельности (судьи должны выполнять свою рольнеподкупно, с достоинством и честью), так и во внеслужебной деятельности (судья должен избегать любого поведения, которое может сказаться на доверии к нему). В кодексах профессиональной этики адвокатов предъявляется требование осуществлять свою деятельность на основе нравственных критериев.

Существуют различные виды юридической деятельности (судебная, адвокатская и др.). Судебная деятельность имеет свои особенности. Существует точка зрения американского правоведа Дж.Фрэнка (1889–1957), что «работа судьи в судах первой инстанции является гораздо более трудной и сложной и требует значительно большей одаренности, чем работа в высших судах»[1].

Юридическая деятельность опирается на юридический опыт. Системный анализ юридического опыта провел русско-французский правовед и философ Ж. Гурвич.

 

1. Предпосылки и исторические условия возникновения социологии права. Социология права осознала себя как наука только в конце ХХ века: в 1913 г. австриец Евгений Эрлих опубликовал работу «Основы социологии права»; в 1956 г. на факультете права Парижского университета был введен курс юридической социологии; в 1962 г. Международная социологическая ассоциация учредила комитет по исследованию в области социологии права. Социология права возникла не на пустом месте. Ее появлению предшествовали такие науки, как история, философия, география, социология и др. Когда неюрист начинает интересоваться правом и не может изучать его как специалист в этой области, он может заняться им как социолог. По этой причине в сообщениях историков и путешественников, повествующих о сценах из прошлого или об иноземных нравах (семья, ярмарки, судебные процессы и т.д.) содержится много фактов социоправного характера. У философов также возникают определенные суждения, касающиеся той же тематики.
С полным основанием предшественниками социологии права можно рассматривать Платона, Аристотеля, Монтеня и Паскаля.
Существует несколько концепций, раскрывающих причинную необходимость и условия возникновения социологии права. Так, Платон и Аристотель исходили из того, что право – внушение (рациональное или сверхъестественное), которое предписывает человеку придерживаться определенной линии поведения. Цицерон дал определение естественного права, которое впоследствии стало классическим: «Истинный закон представляет собой то, что говорит правильно употребленный разум…».
Ульпиан же резюмирует понятие права: жить честно, не вредить ближнему, воздавать каждому по достоинству. Это скорее правила поведения, чем правовые нормы. Но у юристов существует иерархия правовых норм и гражданские законы должны исходить из сформулированных выше принципов. В античности право рассматривалось преимущественно, как умение вершить правосудие.
Средневековые концепции отличаются тем, что в это время зарождалось общество нового типа. У феодального общества была своя правовая структура. Основным ее элементом был договор, существенно отличавшийся от римского или современного наличием неравных прав. Преимущественно устные правовые нормы соблюдались и не подвергались критике. В средневековье господствовала также доктрина (Ф.Аквинский).
Новое время имело свои особенности: здесь нашли свое отражение концепции естественного права (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо), развилась историческая школа права (Г.Пухта, Г.Гуго, К.Ф.Савиньи), в Англии же зарождались идеи либерализма (Д.С.Милль, И.Бентам).

2. Классическая социология права представлена взглядами и представлениями следующих ученых.
Эмиль Дюркгейм (1858–1917) считал, что общество – совокупность идей, убеждений, чувств, среди которых мораль занимает первое место. Всякая мораль ориентирована на общество, а мораль – система правил поведения, определенных ценностных представлений. В качестве связующего звена выступает солидарность – взаимодействие индивидуальных сознаний. Коллективное сознание и солидарность являются звеном без которого не существует общественного порядка. Если общество архаично – то в нем наличествует механическая солидарность, а в обществах, основанных на разделении труда и кооперации, существует органическая солидарность. Коллективное социальное поведение становится социальным фактом, когда приобретает обязательный характер, то есть когда его нарушение влечет негативные санкции. Дюркгейму принадлежит идея аномии – общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленных кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. В работе о преступности Дюркгейм пришел к выводу, что для нормального функционирования общества необходим определенный уровень преступности, так как девиация играет функциональную роль всоциуме.
Леон Дюги (1859–1928): право имеет социальную природу и составляет социальный факт наряду с другими институтами общества. Юридические предписания (юридический порядок) – социальное положение, существующее на данный момент в соответствии с правовыми нормами, налагаемыми на людей в определенной социальной группе, и с юридическими ситуациями, связанными с ними.
Макс Вебер (1864–1920) выделял три типа господства:
- харизматическое (сила веры в сверхъестественные качества его носителя);
- традиционное (власть отца над детьми);
- легальное (основано на законе).
Легитимность правопорядка сохраняется внешними и внутренними гарантиями. Внутренние – эмоциональная приверженность порядку, религиозная вера в священность именно такого порядка. Внешние – условность (угроза санкций за нарушение порядка) и право (является гарантией благодаря системе принуждения и наличию специального контингента людей, занятых охраной порядка).

 

Общественные отношения (синоним - социальные отношения) — различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением​, социальным действием и социальным взаимодействием.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают между людьми как частью социальной группы; между группами людей; между отдельными людьми и группами людей. Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребимым, но ученые ещё не пришли к единому выводу о понятии социального отношения. Встречаются такие определения:

· Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

· Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности различают классовые отношения, национальные отношения, этнические отношения, групповые отношения, личностные социальные отношения. Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал