Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краеведческий принцип обучения географии. Учебные экскурсии по географии.
Учебные экскурсии по географии.
К 6 классу ученики имеют уже значительный запас знаний об окружающем мире, полученных ими в курсе природоведения. И в последующие годы обучения наблюдения продолжают играть важную роль в пополнении представлений учащихся об окружающем мире. Однако на первое место выдвигаются наблюдения, проводимые под руководством учителя с учетом требований учебной программы по географии. Эти наблюдения проводятся на учебных экскурсиях и характеризуются систематичностью и целенаправленностью. Собственно, природные и хозяйственные объекты, находящиеся в их естественной среде, становятся средствами обучения только в том случае, если они используются в учебных целях, включаются в учебный процесс для достижения определенного педагогического результата. Например, во время осенней экскурсии, проводимой с шестиклассниками, учитель рассказывает о местности, демонстрирует расположенные на ней объекты, а затем учащиеся по единому плану изучают рельеф, слагающие его горные породы, водоем и т. д. В этих условиях склон речной долины, холм, обнажение горных пород служат средствами обучения. Значение экскурсий: 1. формируются содержательные и образные представления, 2. повышается интерес и внимание, активизируется восприятие, расширяют кругозор, 3. способствуют усвоению и запоминанию материала, 4. приобретаются навыки работы с приборами, 5. реализуется краеведческий принцип, 6. имеют профориентационное значение, 7. приближают учебный предмет к реальности. Виды экскурсий: По характеру – программные и внепрограммные (во внеклассной работе). Цель – дополнить и конкретизировать учебный материал. Задачи – организовать наблюдение географических объектов и явлений, ознакомиться с местными ландшафтами на их основе, усвоить общие закономерности развития природы, осветить природоохранные вопросы. Производственная экскурсии способствуют установлению связи между географией и производством, знакомят с местным предприятием, его экономикой и организацией, размещением и экономическими вопросами. Экскурсии в музеи и на выставки позволяют познакомить с культурой и бытом населения, историей развития края, воспитывают любовь к родному краю. Организация экскурсий: Проводятся перед изучением темы или в качестве закрепления материала. Обычно носят смешанный по дидактическим целям характер. Подготовительный этап проходит на предыдущих уроках и во внеурочное время. Необходима значительная предварительная работа. Класс разбивают на бригады по 5—8 человек. Каждую бригаду обеспечивают необходимым оборудованием, дают конкретное задание, знакомят с порядком его выполнения. Наблюдения учащихся за объектами требуют постоянного внимания учителя к их работе, а иногда и участия в ней. Учитель заранее готовит материал, карты, проходит маршрут, выбирает остановки, готовит вопросы. Составляет план экскурсии, готовит практические задания. Если экскурсия на предприятие, то предварительно посещает его, договаривается с экскурсоводом, знакомиться с историей предприятия. Учащиеся повторяют основные географические понятия и термины, знакомятся с методикой изучения, картами района экскурсии. Проведение экскурсии: 1. проверка готовности, инструктаж по технике безопасности, 2. общая консультация, вводная беседа, 3. работа на участках – сбор материала, описание объектов, 4. итоговая беседа – акцентируются основные цели экскурсии, 5. обработка материалов –домашнее задание–подготовка отчёта, коллекций. Проводятся преимущественно в учебное время. Комплексные экскурсии проводятся на базе межпредметных свяей (3-5 часов).
|