Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема : Общественно-политическая жизнь в Республике Беларусь во второй половине 1990-х – начале XXI в.
Создание в 1991 г. суверенного государства Республики Беларусь вызвало необходимость законодательного оформления ее государственности. Прежде всего требовалось создать действенную модель государственного устройства, которая основывалась бы на принципе разделения властей. Строительство правового государства в Республике Беларусь было связано с реализацией этого принципа. Согласно Конституции, принятой 15 марта 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь, Парламент являлся единственным законодательным органом государственной власти в нашей стране. Президент, выборы которого состоялись в июле 1994 г., провозглашался главой государства и исполнительной власти. Судебная власть была представлена судами, в том числе и Конституционном судом. Однако функции разных ветвей власти оказались неточно определенными. В Верховном Совете группа депутатов стала добиваться ограничения полномочий Президента. На этом основании возникло острое противостояние между законодательной и исполнительной властями. Важную роль в разрешении этой проблемы сыграл республиканский референдум, проведенный по инициативе Президента 14 мая 1995 г. Президент получил поддержку граждан по всем четырем вопросам, вынесенным на общенародное обсуждение: о придании русскому языку статуса, равного с белорусским; об установлении новых Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь; об одобрении действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о внесении изменений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г., дающих возможность Президенту досрочно прекратить полномочия Верховного Совета в случае нарушения Конституции. С целью уточнения статей Конституции Республики Беларусь, 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум. На голосование были вынесены два проекта обновленной Конституции, предложенные один Президентом, второй - частью депутатов Верховного Совета. Проект Конституции, предложенный Президентом, предусматривал расширение его полномочий как главы государства. Депутатский проект, напротив, требовал существенного их ограничения. Итоги референдума стали свидетельством широкой поддержки населением Беларуси курса Президента. На этом же референдуме граждане Республики Беларусь поддержали предложение Президента о перенесении Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики) с 27 на 3 июля – день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков. Укреплению стабильности в стране содействовало избрание в 2001 г. А.Г.Лукашенко Президентом Республики Беларусь на второй срок. Свидетельством укрепления внутриполитического положения Республики Беларусь стали итоги республиканского референдума 17 октября 2004 г. На основании итогов голосования из статьи 81-й Конституции Республики Беларусь была исключена ее вторая часть: «Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков». На выборах Президента Республик Беларусь, состоявшихся 19 марта 2006 г. (третий срок) и 19 декабря 2010 г. (четвертый срок), победу одержал А.Г.Лукашенко. Согласно Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина Республики Беларусь является Президент. Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну на международной арене. Президент принимает меры по защите государственного суверенитета республики, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Он имеет право законодательной инициативы, что означает право Президента издавать декреты, имеющие силу законов. Представительный и законодательный орган власти – Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Он состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. За Парламентом закреплены функции обсуждения и принятия законов, государственного бюджета, контроль за исполнением бюджета. Палата представителей избирается всем населением Республики Беларусь, путем прямого, равного, свободного, всеобщего и тайного голосования. Совет Республики является палатой территориального представительства. Его члены избираются от областей, города Минска, а также назначаются Президентом. Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь. В своей деятельности он подчинен Президенту и подотчетен Парламенту. Правительство состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра и министров. Судебная власть принадлежит судам и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Согласно редакции Конституции, Беларусь является унитарным государством: административно-территориальное деление на 6 областей, каждая их которых не имеет статуса самостоятельного государственного устройства (форма республики – президентская); демократическим государством: основным источником власти является народ; суверенным государством: самостоятельно осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивает законность во всем; социально-правовым государством: основная цель – создание условий для свободного и достойного развития личности, реализация принципа разделения властей и верховенства права.
|