Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль регентства






На смену пышной величавой декоративности барокко, приходит стиль регентства. Этот стиль занимает некое промежуточное положение между французскими королевскими стилями, являясь, по существу, переходным этапом к рококо. Формы мебели становятся грациозными, композиция - более непринужденной, динамичной. В мебельном производстве начинают использоваться экзотические породы дерева. Вершиной стиля регентства можно считать декоративное убранство обшитых деревом стен и поверхностей шкафов.

 

Рококо (стиль ЛюдовикаXV (середина XVII в.))

Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Если для барокко необходима вся гамма эмоций — от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо — лишь изысканно тонких, изящных.

Рококо – это оригинальный стиль, главным символом которого стала рокаль-раковина. «Изящный» — ключевое слово данной эпохи.

Интерьер

Хотя этот стиль называют «стилем Людовика XV», но, в отличие, от барокко он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо — это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров. Оформление салонов и будуаров слегка перенасыщено предметами в отличие от более сдержанной эпохи барокко.

Интерьер

Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. В светских домах мебель стала расставляться определёнными группками (обычно — стол, диван и несколько стульев), создавая этакие «центры тяготения» для собравшегося общества.

Главный же мотив комнаты рококо — безусловно камин: невысокий, покрытый мраморной плитой и заставленный канделябрами, часами, фарфоровыми «безделушками» и прочими украшениями. Над ним обычно вешалось зеркало в роскошной раме.

Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. В светских домах мебель стала расставляться определёнными группками (обычно — стол, диван и несколько стульев), создавая этакие «центры тяготения» для собравшегося общества.

В мебели для сидения также рождаются новые формы: канапе (диван в форме нескольких соединённых кресел), шезлонг, бертер (глубокое кресло). В формах диванов и кресел учитываются и особенности пышной женской одежды. Мебель теперь старается быть не только репрезентативной, но и комфортной.

Резные и лепные узоры, разорванные картуши, маски амуров. Большую роль играют рельефы, живописные панно в изысканном стиле. Многочисленные зеркала, гобелены, эротичные и пасторальные силуэты, ассиметричное построение композиции; в скульптуре - бюсты, небольшие статуэтки из росписи и фарфора. Переливается и несколько блеклая по колориту рокальная живопись. Изысканная отделка, сочетающаяся с экзотичными мотивами китайского искусства (лаковые шкатулки, шелк). Именно в эту эпоху приходит мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо.

Мебель

Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы.

Мебель

Беззаботная жизнь светских салонов была сосредоточена вокруг женщины, появляются чисто женские предметы мебели. Это секретер, стоящий на высоких ножках, с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений(Секретер представлял собой практичную комбинацию комода, письменного стола и кабинета); картоньерка (шкафчик для бумаг); туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки.

Мебель

Именно секретеры и коммоды с двумя ящиками (кстати, Комод (commode по франц. — «удобный») — основной вид корпусной мебели в то время.

Именно секретеры и коммоды с двумя ящиками (кстати, Основные характеристики — асимметрия, внимание к комфорту, тонкие кованые ножки, решетки, обработка мебели цветными лаками.

В мебели для сидения также рождаются новые формы: канапе (диван в форме нескольких соединённых кресел), шезлонг, бертер (глубокое кресло). В формах диванов и кресел учитываются и особенности пышной женской одежды. Мебель теперь старается быть не только репрезентативной, но и комфортной.

Цветовая гамма: преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания — белое в с голубым, зелёным или розовым и непременное золото.

 

Томас Чиппендейл (1718-1779).

Говоря о мебели для сиденья вообще и эпохи рококо в частности, нельзя не упомянуть имя Томаса Чиппендейла (1718-1779) - ведущий мебельщик эпохи, прославившись и как мастер-практик, и как автор многочисленных проектов мебели.

Томас Чиппендейл (1718-1779).

Стиль произведений Чиппендейла представляет собой своеобразное сочетание французского рококо с формальными элементами английской мебели первой трети XVIII века, с готическими и китайскими мотивами

В продукции, вышедшей из мастерской Чиппендейла, особое место занимают бесконечно варьируемые формы мебели для сидения. Формы спинок отличаются большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадываются выразительные силуэты скрипки или высокой стройной вазы; с неисчерпаемой выдумкой варьируются ленточные орнаменты, трельяжи, орнаменты, образованные комбинацией С-образных элементов, и др.

Чиппендейл использовал до блеска отполированное красное дерево, прихотливо изгибая спинки и ножки в виде звериных лап. Однако, в отличие от французских мастеров рококо, мебель Чиппендейла очень целесообразна и практична. Кресло, в современном понимании этой мебельной формы, получает почти полную степень завершенности именно в этот период, в середине XVIII столетия.

назад к списку

В продукции, вышедшей из мастерской Чиппендейла, особое место занимают бесконечно варьируемые формы мебели для сидения. Формы спинок отличаются большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадываются выразительные силуэты скрипки или высокой стройной вазы; с неисчерпаемой выдумкой варьируются ленточные орнаменты, трельяжи, орнаменты, образованные комбинацией С-образных элементов, и др.

 

Чиппендейл довел до совершенства формы целого ряда изделий мебели, разработал новые типы, некоторые из которых дошли до нас без существенных изменений. Формы поздних произведений мастера заметно упрощаются, а линии выпрямляются.

Классицизм (XVII-XIX век.)

Классицизму свойственна симметрия и простота, эталоном для классицизма считается искусство античности.

Интерьер

Стены имеют гладкую поверхностьИнтерьеры отличаются гладкой поверхностью стен, ограниченными четкими объемами, не скрывающими структуры, перспективными эффектами в минимализме живописи. Классицизму свойственны красивые геометрические формы, сдержанный декор, дорогие материалы. Для интерьеров в стиле классицизма свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами, колоннами и полуколоннами, лепниной. Пол отделан художественным паркетом из дерева ценных пород, стены иногда обтягиваются специальными интерьерными тканями, окна драпируются шторами. Элементы отделки, лепнины иногда золотятся. Украшением интерьера служит также фарфор, картины, зеркала, книги.

Классический интерьер в современном варианте - спокойный, респектабельный, где нет нагромождения деталей и суеты, где каждый элемент кажется особенно значимым, а пространство квартиры воспринимается как гармоничное целое

 

Мебель

Отличительной особенностью классицизма яв­ляется возврат к симметрии, выпрямление щитов и ножек изделий, создание впечатления ясности и спокойствия. Вновь используются античные моти­вы, хотя подражание им нередко шаблонно и по­верхностно. Подчеркивается конструктивный принцип изделий, и этой цели служит декоратив­ное оформление, которое не маскирует, а усилива­ет ясность конструкции. Так, линии декора повто­ряют очертания поверхности предмета, подчерки­вают ящики

К середине 70-х годов XVIII века во Франции все большее распространение находят комоды, письменные столы, дамские бюро, секретеры с прямыми ножками, ровными горизонтальными карнизами и тягами.Появляется письменный стол-бюро с откидной цилиндрической крышкой, много не­больших передвижных изделий.А в Англии появляется платяной шкаф со штангой для развешивания одежды, ранее укла­дываемой на полки.

Простой конструкцией отличалась мебель для сидения — спинки исполнялись мягкими или ажурными, прямые сужающиеся книзу ножки обрабатывались каннелюрами и резьбой или были гладкими

Позолота и окраска мебели уступают место фактуре дерева. В качестве украшений использовали маркетри (клееная мозаика из разных пород дерева), бронзовые накладные медальоны, фарфоровые вставки и пр. Аксессуары солидны и сдержанны в декоре - светильники и люстры, скульптура, антикварные вещи. Для обивки употребляли специальные штучные ткани - гобелены или вышитые ткани с изображением цветов, букетов и пасторальных сцен. Прославленными мастерами мебели классицизма были Ризенер, Бенеман, Жакоб, Рентген, бронзовщик Домир.

Цветовая гамма: природные, мягкие цвета - белый, голубой, спокойные благородные тона, сочетание светлых пастельных - кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых - стен с теплыми коричневыми тонами благородного дерева паркета и мебели.

 

назад к списку

 

Ампир(кон. XVII — нач. ХIХ вв.)

Ампир от французского “империя” — стиль эпохи Наполеона. Был создан как символ могущества державы Бонапарта. Основные характеристики — покой, упорядоченность, холодная торжественность, множество зеркал, карнизы, колонны, ножки — львиные лапы, копья, щиты и другие военные снаряжения в качестве элементов декора, красное дерево.

Дизайн в стиле ампир отличается тяжеловесностью, четкостью форм и замысловатостью отделки В этом стиле все призвано показать роскошь: богатые тяжелые драпировки, украшения из металла, на стенах — старинные гравюры, чеканки или картины в красивых рамах. Обои можно заменить тканью и тканью же обтянуть абажуры всех ламп в комнате.

В основе ампира лежат блеск и слава римской империи. Этому стилю присущи все декораторские элементы времен Древнего Рима. В таком интерьере уместны колонны, пилястры, консоли, карнизы и фризы, массивная прямоугольная мебель из красного дерева, высокие балдахины, круглые столы, монументальные кровати, столы и кресла с ножками в виде львиных лап, грифонов или сфинксов, а спинки стульев – в форме лиры.
В интерьерах ампира царят упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая сим­метрия, холодная торжественность. Полы насти­лаются паркетом из цветных пород древесины, стены оклеиваются обоями или драпируются тка­нями. Введенные в интерьер светлые тона и пятна позолоченной бронзы несколько смягчают стро­гость линий. Одна из составляющая стиля – обилие хрусталя. Именно в интерьерах в стиле ампир востребованы величественные многорожковые люстры с каскадом хрустальных подвесок, переливающихся на свету.

Мебель

Мебель в стиле ампир расставляется симметрично, центр композиции обычно занимает какой-нибудь массивный предмет - книжный шкаф, огромный сервант, монументальные напольные часы или величественная кровать с балдахином.

 

В мебельные формы вводят антич­ные мотивы. В предметах корпусной мебели широ­ко используют античные архитектурно-декоратив­ные элементы. В орнамент вводят фигурки людей, животных, мистических чудовищ, символы импе­раторского Рима (щиты и шлемы, мечи и копья, орлы, лавровые венки). Используют формы гре­ческого стула-клисмоса, столы с опорами в виде античных колонн и мраморных римских.. Опорные конструкции часто ре­шают в виде фигур грифонов, дельфинов, сфин­ксов, а также атлантов и кариатид.

Стремление к монументальности привело к созданию таких предметов, как напольное зерка­ло, кровати на ступенчатых цоколях или с балдахи­нами в виде палаток, диваны разных размеров. Бы­ли распространены письменные столы, секретеры, шкафы, туалетные столы, массивные тумбочки цилиндрической формы и др.

Монументальные кровати, высокие балдахины, затканная золотом шелковая обивка мебели.

Ампир подарил миру книжные шкафы с решетками, туалетные столики, шкафы для фарфора, открытые серванты, витрины для драгоценностей, жардиньерки - круглые подставки для цветов, клавикорды, стоячие зеркала-псише.

Для стиля ампир характерно простое, но техни­чески совершенное облицовывание. Гладкие, от­полированные до блеска поверхности мебели де­корируются бронзовыми золочеными элементами.


Цвета — яркие красный, синий и белый, благородные темные, сочетание черного с золотом цвета.. Золото – обязательно, в крайнем случае его заменит благородная бронза.

назад к списку

Ьидермейер(1815-1848гг)

В период буржуазных революций в Европе во вто­рой четверти XIX в. мебель аристократических стилей трансформируется под влиянием буржуазного прагматизма и становится достоянием более широких масс зажиточного населения. Наиболее яркое воплощение этих тенденции проссматривается в мебельном искусстве стиля бидермейер, получивший широкое распространение в Германии, Австрии и других европейских странах, в том числе и в России.

Интерьер

Интерьеры стиля бидермейер просторные, светлые; членения в форме выдержанных в строгих линиях элементов архитектурного ордера делят стены на спокойные поля; в одном из углов помещения в круглой нише помещается изящная белая печь. Пространство комнат заставлено большим количеством мебели, которая стремиться группироваться в центре и притом так, чтобы пустоты оставалось как можно меньше. В эту эпоху возникла и так называемая «чистая комната» (гостиная). Интерьеры отличаются выдержанностью пропорций и производят целостное впечатление. Потолки, как правило, сводчатые, оконные проемы глубокие, стены оклеены обоями снежной белизны, либо с узорами (цветы, полоски) в светлых тонах. Стены украшаются миниатюрами, гравюрами, акварелями. Обстановку жилища дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо. Комнатные растения, также одно из непременных украшений жилища, содержатся в корзинах и вазах, устанавливаемых на различных подставках.

Мебель

От ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения и лаконизм, от рокок – плавные изогнутые формы. Критерием бытовой вещи, мебели стало прочность, доброкачественность, удобство.

Мебель стиля бидермейер характеризуется своей практичностью, она лишена архитектурных форм и чужеродного декора. Критерием качественности мебели теперь считаются удобство форм и безупречная столярная работа. Простота форм мебели компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных мотивами натуралистически трактованных цветов.

В эпоху бидермейер наиболее распространенными предметами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды. Широко развивается в этот период многофункциональная, «комбинированная» мебель: раздвижные столы; столы с выдвижными или откидными столешницами; стулья и столы, трансформируемые в библиотечную лестницу; письменные столы и шкафы с различными ящичками и т.д.

Простые формы и линии, свободные от декора поверхности этих предметов позволяли полнее выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Корпус предмета решался в простых геометрических формах; боковые стенки и дверцы выполнялись либо рамочно-филеночными, либо сплошными, без всяких членений; в случае рамочного оформления рамки были простыми, не профилированными, трапециевидными в сечении. В эпоху бидермейер наиболее распространенными предметами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды. Простые формы и линии, свободные от декора поверхности этих предметов позволяли полнее выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Корпус предмета решался в простых геометрических формах; боковые стенки и дверцы выполнялись либо рамочно-филеночными, либо сплошными, без всяких членений; в случае рамочного оформления рамки были простыми, не профилированными, трапециевидными в сечении.

Отличительные признаки мебели бидермейера: плавно изогнутые спинки локотники кресел, диванов, стульев; гнутые и точеные ножки, широко распространившиеся после 1830 года. В качестве настилочного материала для мягких эллементов используется конский волос, для обивки - ситец с цветочным рисунком или более строгий, однотонный или в полоску, репс. Облицовочные ткани часто прибиваются гвоздями с большими белыми фарфоровыми шляпками. В оформлении спинок, локотников и ножек вводятся резные фигуры лебедей, грифонов, мотивы рога изобилия и растительной ветви, все это обычно в сочетании с позолотой. Кровати исполняются с простыми, гладкими поверхностями.

назад к списку

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал