Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Здоровая семья – здоровая нация






Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан. Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье».

В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Что такое здоровая семья? Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.
Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия.

Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

Настоящим бедствием становится распространение среди детей и подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения. Так среди подростков нашего города отмечается 32% курящих, 63% употребляют алкоголь. Вместе с тем, уровень информированности подростков по вопросам последствий злоупотребления табачной и алкогольной продукцией очень невысокий. Что же получается? Мы попытались в этом разобраться.

Оказалось, что прогнозируемый вред от курения, употребления спиртных напитков, представляется для одних подростков слишком далеким от настоящей жизни, а другими вообще не воспринимается в силу очень распространенного среди современной молодежи падения субъективной цены собственного здоровья. Хочется обратить внимание, что наиболее распространенным местом распития спиртных напитков является семья (семейные праздники и торжества).

При этом возраст начинающих употреблять спиртные напитки является достаточно ранним (10-12 лет). Однако, по мнению специалистов, профилактика вредных привычек и других социально значимых заболеваний возможна путем формирования навыков культуры здоровья, начиная с самого раннего возраста в семье.

В наше сложное время – время экономических и социальных реформ, изменились жизненные ценности. Сегодня большую часть времени мы проводим на работе, стараясь как можно больше заработать. Сегодня, к сожалению, многие из нас перестали заботиться о своем здоровье, осталось в прошлом понятие «здоровый образ жизни». Многие из нас утратили «культуру» здорового образа жизни, питания. Взрослое население зачастую ведет малоподвижный образ жизни. В результате – избыточная масса тела или ожирение, с которой многие из нас долгое время бесполезно борются.

Устранив, так называемые, факторы риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний (курение, употребление алкоголя, ожирение, низкую физическую активность), соблюдая правильный режим питания, труда и отдыха мы можем продлить себе жизнь на многие годы.

Необходимо также помнить, что спорт – это основа здоровья нации. Спорт может и должен решать определенные социальные задачи. Спорт способен укрепить семью, если взрослые вместе с детьми будут проводить свободное время на спортивной площадке. И это тоже – основа крепкого государства.

Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь огромное желание и силу воли, нужно преодолевать свои слабости и свою лень. Вредные привычки легче предотвратить, чем потом от них избавляться.

В народе говорят: «Здоровому – все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за свое здоровье и здоровье своей семьи.

Здоровье и здоровый образ жизни. Основные понятия.

Здоровье, по определению ВОЗ, – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 – 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.

Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части – ЗОЖ и НеЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества.

Научно-технический прогресс резко изменил (и продолжает изменять) трудовую деятельность человека. В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а доля физического труда уменьшается. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, не получают физических нагрузок в необходимом (достаточном) объеме и качестве. Но организм человека по-прежнему нуждается в этих нагрузках. Следовательно, только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

Представляется, что нам необходимо более четко разобраться в самом понятии – здоровый образ жизни.

Ниже мы приводим некоторые из определений ЗОЖ, которые имеют место в литературе:

  • «Здоровый образ жизни – рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья».
  • «Здоровый образ жизни… можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья».
  • «ЗОЖ – это такая целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья, а также повышение адаптационных возможностей организма».
  • «Здоровый образ жизни – это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический».
  • «Под здоровым образом жизни… понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма».
  • «Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма».
  • «Здоровый образ жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально -профессиональных функций».

С нашей точки зрения, характер и целевая направленность понятия ЗОЖ предопределяется словом «здоровый». Прилагательное «здоровый», являясь производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего. В этой связи еще раз отметим, что здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Нам представляется, что в понятии ЗОЖ должны найти отражение такие положения, которые исторически сложились в нашем обществе, которые помогут четко определить и отделить ЗОЖ от его антипода – НеЗОЖ.

И, следовательно, речь должна идти о жизнедеятельности:

  • устремленной в будущее. ЗОЖ всегда был нацелен на решение глобальных проблем, связанных с обеспечением бесконечности человеческого бытия;
  • созидательной Следовательно, речь идет о жизнедеятельности, нацеленной на сотворение материальных и духовных ценностей, на обеспечение мира и благополучия, на воспитание подрастающего поколения, более подготовленного к жизни;
  • восстановительно-оздоровительной. После напряженного труда человек должен уметь полностью восстанавливать свои жизненные силы, постоянно проводить определенный минимум восстановительно-оздоровительных мероприятий, использовать для этого естественные силы природы – солнце, воздух, воду, красоты природы и так далее;
  • развивающей. Каждый человек должен научиться средствами физической культуры и спорта развивать и совершенствовать, укреплять и поддерживать свои физические качества и способности, свое здоровье.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение ЗОЖ.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

  • умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;
  • владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
  • постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
  • самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье — это состояние физического, душевного и социального благополучия.

 

 


СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Федеральный Государственный стандарт устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Десятым пунктом по порядку, но не по значимости, в стандарте записано формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Тем самым признаётся, что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. В уставе Всемирной Организации Здравоохранения закреплено понятие здоровья как состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Воспитывать в ребёнке установку на здоровый образ жизни необходимо с раннего возраста. Культура здоровья складывается из нескольких компонентов: материальных артефактов таких, как стадион рядом с домом, спортивный комплекс в детской комнате, велосипед, подаренный на день рождения, коньки, лыжи и т.д., семейных традиций и семейных ценностей. Пока ребёнок мал, родители с трепетом следят за его развитием, прислушиваются к советам врача, выполняют все его предписания, точно соблюдают режим кормления, купания и т.д. С поступлением ребёнка в детский сад зачастую наблюдается некое ослабление внимания к развитию: эта функция перекладывается на плечи воспитателей, родители дистанцируются, оставляя за собой функцию накормить, одеть, обеспечить необходимым. Считается, что теперь ДОУ займётся физическим, психическим и моральным развитием. Хорошо, если в выходные семья сходит вместе в театр. В школьный период эта дистанция увеличивается ещё больше. Родители загружены своими проблемами, внимание уделяется только успеваемости, и проблемы со здоровьем всегда возникают неожиданно. Отсутствие семейных традиций наблюдается почти в каждой семье. Не каждый взрослый может их назвать, что говорить о детях! Такое же положение и с семейными ценностями. Анкетирование родителей первоклассников выявило неумение молодых родителей расставлять приоритеты в том, что важно для создания здоровой атмосферы в семье. Но только единство окружения ребёнка материальными объектами, способствующими здоровому образу жизни, наличие в семье традиций занятия спортом, внимания к собственному здоровью и возведение здоровья в главную жизненную ценность способно гарантировать воспитание в нём основ здорового образа жизни.

Часто родители имеют недостаточный уровень знаний в области воспитания привычек к здоровому образу жизни, особенно если сами не всегда придерживаются его. И таких людей, к сожалению, пока большинство. Стандартизация школьного и дошкольного образования в области формирования установок на здоровый образ жизни, конечно, способствует улучшению здоровья нации, но процесс этот затруднён, если семейное воспитание будет оставаться на прежнем уровне. Большинство родителей рассматриваю понятие здоровье, только как отсутствие заболеваний, не учитывая, что здоровье физическое невозможно без психического и социального благополучия. Готовность к здоровому образу жизни формируется прежде всего в семье, где с раннего возраста родители должны показывать ребёнку важность ежедневной заботы о своем здоровье, помогать ему овладевать искусством укрепления здоровья. В этой трудной и очень ответственной родительской функции очень важно не просто направлять деятельность ребёнка, но вести его за собой, а иногда и рядом с собой. Невозможно заставить быть здоровым, можно только увлечь, показывая собственным примером, как здоровье улучшает качество жизни. Здесь велика роль традиций: проведение выходных дней на природе, активный отдых, общие увлечения, турпоходы. Немалую роль играют традиции в питании, очень важен отказ от посещения предприятий Макдональдса, которым часто родители балуют ребёнка в награду за успехи. Привычка к вкусовым качествам пищи, воспитанная в детстве, становится залогом здорового питания для человека.

В гимназии ведётся планомерная работа по просвещению родителей, цель которой – переориентировать родителей из наблюдателей в активных участников здоровье творчества.Особенно эта работа активизировалась с созданием на базе гимназии площадки«Распространение в Саратовской области моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся» и получением специального оборудования.

Совместная работа с семьёй заключается в обучении конкретным приёмам и методам оздоровления. В этих целях широко используются:

- консультации

- деловые игры

- совместные физкультурные праздники

- устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, а также родителей с опытом семейного воспитания

- семинары, практикумы

По проблемам сохранения и укрепления здоровья школьников для родителей проводим беседы, консультации, родительские собрания: «Режим дня школьника», «Правильное питание – залог здоровья школьника», «Почему ребёнок ведёт себя плохо», «Профилактика простудных заболеваний», «Комплекс коррекционной гимнастики для занятий дома». Совместно с родителями устраиваем походы в лесополосы, на каток. Цель таких встреч — повышение уровня родительской компетентности. На собраниях учителя гимназии знакомят родителей с эффектом ЗОЖ – это и положительная динамика физического состояния ребенка, уменьшение заболеваемости, формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, снижение уровня тревожности и агрессивности.

Параллельно ведётся работа с детьми через экскурсии, классные часы – уроки Здоровья: «Чистота – залог здоровья», «За здоровьем к растениям», «Забота о глазах», «Польза закаливания», «Почему мы болеем», «Путешествие в страну Здоровья», «Мы выбираем здоровье». В гимназии осуществляется изучение курса «Правильное питание» в 1-4 классах. В каждом классе действует сменный уголок для родителей и детей «Будьте здоровы», где помещаются материалы по организации оздоровительной работы. Родители имеют представление о тех знаниях и умениях, которые дети получают на уроках и внеклассных мероприятиях: о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для глаз, чтобы помочь детям освоить их дома. Только систематическое проведение оздоровительной работы в школе и дома обеспечит желаемый результат – поможет детям сохранить и укрепить здоровье. Важнейшим направлением сотрудничества учителя с семьёй является обучение родителей способам организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными для здоровья делами.

Формирование ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Родители должны развивать интерес ребенка к профессиональной и бытовой деятельности членов своей семьи, формировать понимание их социальной значимости. Помощь учителя выражается в мотивации школьников в создании проектов о своей семье, профессиях родителей. Только совместные усилия педагога и родителей способны воспитать в ребенке доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, положительную самооценку, оптимистическое отношение к жизни,, что является основой здоровья человека. Не менее важно обучить ребёнка умению выражать свои чувства, способности верить в собственные силы и доверять миру, развить у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, умение понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе.

Таким образом, основной задачей для родителей с первых дней жизни ребёнка является: формирование у него нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Ребёнок должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести! ".

 

 

Тема: Идеология здорового образа жизни молодого поколения.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Здоровый образ жизни и молодое поколение

.1.Что такое здоровый образ жизни

.2.Здоровый образ жизни в глазах молодежи

.3.Вредные привычки молодого поколения

.4.Составляющие здорового образа жизни

Глава 2. Деятельность, направленная на популяризацию здорового образа жизни

Заключение

Список использованной литературы

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал